Ахмет Байтурсынов — биография просветителя


Ахмет Байтурсынов

Полное имя: Ахмет Байтурсынов
Дата рождения: 5 сентября 1872 г.
Место рождения: а. Сарытубек, Тургайская область, Российская империя
Знак зодиака: Дева
Деятельность: Просветитель, ученый, лингвист, педагог
Дата смерти: 8 декабря 1937 г. (65 лет)

Ахмет Байтурсынов — выдающийся просветитель казахского народа, поэт, публицист, ученый-лингвист, общественный и политический деятель.

Детство и юность

Ахмет родился 5 сентября 1872 г. в ауле Сарытубек Тургайской области Российской империи (неподалеку от нынешнего села Ахмета Байтурсынулы Костанайской области Казахстана), в небогатой семье казахского рода аргын. Отец Байтурсын Шошак-улы, мать звали Кунши.

Когда Ахмету было 13 лет, отец вместе с братьями был арестован за сопротивление полицейским и выслан в Сибирь на 15 лет. Заботу о мальчике по просьбе отца взял на себя оставшийся на свободе дядя Ергазы, с помощью которого Ахмет в 1886 г. поступил на учебу в Тургайское русско-казахское училище. После окончания училища Ахмет уже самостоятельно продолжил свое образование в четырехлетней учительской школе в Оренбурге, которую закончил в 1895 г.

Биография и события

  • 1895-1904 гг. Преподавательскую деятельность Ахмет начал в сельских школах Актюбинской и Кустанайской областей, работал учителем в Кустанай и Омске. Большое внимание молодой учитель уделял с первых дней просветительской работе, много ездил по аулам и селам, убеждая родителей в необходимости образования для их детей. В 1901 г. во время работы в Омске, бывшем в те годы административным центром Акмолинской области, Ахмет познакомился со ставшим с этого времени его другом и соратником Алиханом Букейхановым, будущим лидером казахского национально-освободительного движения.
  • 1904 г. Байтурсынов принимается на работу заведующим вновь открывшегося двухклассного русско-киргизского училища в уездном городе Семипалатинской области Каркаралинске.
  • 1905 г. Байтурсынов и Букейханов входят в число инициаторов и составителей «Каркаралинской петиции», содержащей требования по решению земельных, избирательных, судебных, религиозных и образовательных вопросов на исконных территориях казахского народа. Петиция была представлена в июне на съезде казахской знати во время ежегодной Кояндинской ярмарки под Каркаралинском, направлена на имя императора Николая II и в редакции российских газет. В декабре Байтурсынов и Букейханов стали делегатами прошедшего в городе Уральске съезда пяти казахских областей, на котором был создан казахский филиал Конституционно-демократической партии (кадеты).
  • 1909-1910 гг. В 1909 г. в Петербурге выходит первый сборник Байтурсынова «Кырык мысал» («Сорок басен»). Сборник включил в себя перевод известных басен Крылова: «Лебедь, рак и щука», «Ворона и лисица», «Мартышка и очки», «Волк и ягненок» и других. 1 июля этого года А. Байтурсынов был задержан «за противоправительственную агитаторскую деятельность на почве сепаратизма» и посажен в Семипалатинскую тюрьму. Спустя восемь месяцев после ареста был освобожден с требованием покинуть Семипалатинск и запретом проживания на территории Степи в течение пяти лет. Байтурсынов переехал в Оренбург, проживал там до конца 1917 г.
  • 1911 г. В Оренбурге выходит из печати поэтический сборник Байтурсынова под названием «Маса» («Комар»). Кроме собственных произведений автора, в сборник вошли переводы Пушкина, Крылова, Лермонтова и некоторых европейских поэтов. Знаковым произведением сборника стало стихотворение «Адамдык диканшысы» («Сеятель разума»).
  • 1912 г. В Оренбурге выходит из печати один из важнейших трудов Байтурсынова — «Оқу құралы» («Учебное пособие»). Книга представила версию адаптированного к казахскому языку арабского алфавита, названного позже «байтурсыновским». С этого года алфавит «Жана емле» («Новое правописание») был принят для преподавания в русско-казахских школах и использовался до 1927 г.
  • 1913 г. 2 февраля в Троицке выходит первый номер общественно-политической и литературной газеты «Казах», основанной Байтурсыновым (ставшим также главным редактором издания), Букейхановым и казахским поэтом и журналистом Дулатовым. В программной статье Байтурсынов назвал газету «глазом, ушами и языком нации». Газета печаталась «байтурсыновским» арабским шрифтом, издавалась до марта 1918 г.
  • 1914 г. За публикацию антиправительственного материала на редакцию газеты «Казах» был наложен крупный штраф, сумма которого могла полностью обанкротить издание. Альтернативной мерой наказания являлся арест, на который ради спасения газеты согласились ее редакторы Байтурсынов и Дулатов. После уплаты штрафа приехавшим в Оренбург Букейхановым издатели были освобождены.
  • 1917 г. Байтурсынов участвует в работе двух «Всекиргизских съездов», проходящих в Оренбурге в июле и декабре. На первом съезде была создана партия «Алаш», обсуждались вопросы автономии и государственного управления казахских областей, избрана делегаты на Всероссийское Учредительное собрание и съезд мусульман России. На втором съезде была провозглашена Алашская автономия с центром в Семипалатинске, сформирован Народный совет «Алаш-Орда», на должность главы правительства был избран А. Букейханов. Ахмет Байтурсынов был назначен членом Учебной комиссии «Алаш-Орды».
Ахмет Байтурсынулы (слева) с лидерами партии «Алаш» Алиханом Букейханом (в центре) и Миржакыпом Дулатовым (справа)

Ахмет Байтурсынулы (слева) с лидерами партии «Алаш» Алиханом Букейханом (в центре) и Миржакыпом Дулатовым (справа)

  • 1919 г. 10 июля Декретом Совнаркома РСФСР создан Революционный Комитет по управлению Киргизском краем, 24 июля В.И. Ленин подписал мандат о назначении Байтурсынова членом Революционного Комитета, в котором он возглавил отдел внутренних дел и социальной политики. В августе Байтурсынов в составе делегации казахского правительства вновь встречался с Лениным по вопросу возвращения Кустанайского уезда из Челябинской губернии в состав Киргизского края.
  • 1920 г. 26 августа Декретом ЦИК и Совнаркома РСФСР образована Киргизская АССР со столицей в Оренбурге, в октябре Ахмет Байтурсынов назначается народным комиссаром просвещения Республики, занимает эту должность до октября 1921 г.
  • 1922-1925 гг. В этот период Байтурсынов посвятил себя научно-педагогической деятельности. Был председателем научно-литературной комиссии при Наркомате просвещения КАССР, преподавал казахский язык и литературу в Казахском институте народного образования в Оренбурге, в 1924 г. в Оренбурге участвовал в работе первого съезда казахских научных работников.
Ахмет Байтурсынов со студентами

Ахмет Байтурсынов со студентами

  • 1926 г. Байтурсынов принимает участие в работе проходящего в Баку Первого Всесоюзного тюркологического съезда. Входит в президиум съезда и в комиссию по вопросу о методах преподавания родного языка, выступает с докладами об орфографии и о принципах создания терминологии на казахском языке.
  • 1928-1934 гг. С октября 1928 г. Байтурсынов жил в Алма-Ате, работал профессором кафедры казахского языка и литературы Казахского педагогического института. 2 июня 1929 г. был приглашен в Кзыл-Орду на совещание литераторов и журналистов и там арестован по обвинению в создании в 1921 г. в Оренбурге контрреволюционной группы и подготовке восстания, в связях с пантюркистским движением. 4 апреля 1930 г. Коллегией ОГПУ Байтурсынов приговорен к расстрелу, в январе 1931 г. приговор заменен на заключение в концлагерь сроком на 10 лет, в ноябре 1932 г. вновь заменен на трехлетнюю ссылку в Архангельск. После многочисленных ходатайств, указывающих на отсутствие работы и средств к существованию, Байтурсынов был переведен в Томскую область, где отбывала ссылку его супруга, в 1934 г. досрочно освобожден по инвалидности и вернулся в Алма-Ату.
  • 1934-1937 гг. Последние годы жизни, омраченные преклонным возрастом, потерянным в лагерях и ссылке здоровьем и политической неблагонадежностью, Байтурсынов провел в Алма-Ате, работал смотрителем музея, билетным контролером, санитаром туберкулезного диспансера.
  • 1937 г. 8 октября 65-летний Байтурсынов был вновь арестован по обвинению, практически дословно повторяющему обвинение 1929 г. Протокол заседания тройки УНКВД по Алма-Атинской области о расстреле Ахмета Байтурсынова датирован 25 ноября, приведен в исполнение 8 декабря. Место захоронения остается неизвестным.
Ахмет Байтурсынов на тюремном фото

Ахмет Байтурсынов на тюремном фото

Семья и личная жизнь

Получив место учителя в селе Аулиеколь, Ахмет поселился на квартире у объездчика местного лесничества, где и познакомился с его дочерью и своей будущей женой Александрой. В 1896 г. 24-летний Ахмет и 18-летняя Александра обвенчались по мусульманскому обычаю в мечети г. Троицка. При обряде венчания Александра приняла ислам и была записана как татарка по имени Бадрисафа Мухамедсадыковна Байтурсынова.

Ахмет Байтурсынов и Бадрисафа Мухамедсадыковна на картине

Ахмет Байтурсынов и Бадрисафа Мухамедсадыковна на картине

Своих детей у супругов не было, уже в почтенном возрасте они усыновили четверых племянников Ахмета — детей умершего в 1926 г. брата Кали Аумата и Казихана, и детей репрессированного в 30-е годы брата Машена Шолпан и Самырата.

После ареста Ахмета в 1929 г. Бадрисафа вместе с Шолпан были отправлены в ссылку в Томскую область, Самырат попал в детский дом. Не принятые по возрасту в детский дом Аумат и Казихана вернулись на родину, где вскоре трагически погибли.

После расстрела Байтурсынова его жене пришлось скрываться от органов НКВД, ее дальнейшая судьба точно не установлена. Наиболее вероятной является версия о последних годах ее жизни и смерти в годы войны в поселке Каскат Кустанайской области.

Дочь Шолпан, единственная из всех потомков семьи, носила фамилию и отчество Ахмета Байтурсынова. После смерти отца попала в детский дом, после войны дважды попадала под репрессии, окончательно освободилась в 1956 г. Умерла в ноябре 1994 г.

Приемный сын Самырат, как младший потомок рода Байтурсыновых, по народной традиции являлся «хранителем шанырака» — семейного очага и реликвий, чью жизнь нужно было оберегать любой ценой. Тайна его происхождения и усыновления долгие годы была неизвестна даже его близким, всю жизнь он носил фамилию Какишев, отчество Байтурсынович взял уже в зрелом возрасте. Умер Самырат в 1997 г.

Вклад

Еще при жизни Ахмет Байтурсынов удостоился в Казахстане почетного звания «Учителя нации», его современник, выдающийся казахский писатель Мухтар Ауэзов называл его «вождем казахской интеллигенции».

Памятник Ахмету Байтурсынову в Алматы

Памятник Ахмету Байтурсынову в Алматы

Вся деятельность Байтурсынова была направлена на развитие культуры и просвещение казахского народа, ведь, по его словам, «на самостоятельную жизнь вправе претендовать только тот народ, который говорит на своем языке и имеет свою литературу».

В память великого просветителя в селах и горах Казахстана названо множество школ и улиц, аэропорт Костаная и Костанайский государственный университет, в Алматы действует мемориальный музей Ахмета Байтурсынова. Алфавит «Жана емле» до сих пор используется в казахских общинах Китая, Ирана, Турции и других стран.

4 ноября 1988 г. Верховным судом Казахстана Ахмет Байтурсынов был полностью реабилитирован.


Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *