ФИО: | Ваганова Агриппина Яковлевна |
Дата рождения: | 14 (26) июня 1879 г. |
Место рождения: | г. Санкт-Петербург, Российская империя |
Знак зодиака: | Рак |
Деятельность: | Балерина, балетмейстер, педагог |
Дата смерти: | 5 ноября 1951 г. (72 года) |
Агриппина Яковлевна Ваганова – балерина, балетмейстер и педагог – основательница собственной методики обучения классическому танцу, которую во всем мире называют «системой Вагановой». Ее преподавательский опыт заложен в основу мировой балетной педагогики. Воспитала выдающихся балерин XX века: Галину Уланову, Татьяну Вечеслову, Марину Семенову, Майю Плисецкую и других. Ведущее хореографическое училище России в Санкт-Петербурге – Академия русского балета — носит имя А. Я. Вагановой.
Детство и юность
Агриппина Ваганова родилась в Санкт-Петербурге 14 (26) июня 1879 г. Отец Акоп (Яков) Тимофеевич Ваганов происходил из персидских армян, служил унтер-офицером в Астрахани, где армянская диаспора существовала еще со времен Иоанна Грозного. Выйдя в отставку, он с семьей переезжает в Санкт-Петербург и служит капельдинером в Мариинском театре. Вагановы живут небогато, ютятся в сыром подвале на Офицерской (ныне Декабристов) улице. В семье три дочери, и лишь младшей Агриппине удается в 10 лет поступить в Петербургское театральное училище по классу балета. Стесненных в средствах родителей привлекает то, что успешные ученицы могут рассчитывать там на полный пансион.
![Агриппина Ваганова в детстве](https://kratkoebio.ru/wp-content/uploads/2024/01/child1-22.jpg)
Агриппина Ваганова в детстве
Юная пухленькая Груша, несмотря на маленький рост, коренастость, недостаточно пластичные руки и тяжеловатые ноги, показывает на вступительном экзамене замечательные гибкость, артистичность и чувство ритма. У девочки сложится репутация «неудобной ученицы», поскольку она не стесняется задавать преподавателям дополнительные вопросы, чтобы дойти до сути каждого изучаемого движения. Упорный монотонный труд и вдумчивое отношение к балетным занятиям помогают Агриппине преодолеть недостаток физических данных.
На выпускном экзамене Ваганова получает 11 баллов из возможных 12-ти и оканчивает училище в 16 лет, но остается в нем еще на год в классе танцовщика французской школы П. А. Гердта, так как работать балериной можно было только с 17 лет. В процессе обучения балету девушка выработала стойкий характер и стремление достигать поставленных целей. Когда в последний год в училище ее не зачисляют в группу приглашенного итальянского педагога Э. Чекетти, она все равно наблюдает за его работой и впитывает наставления, прячась в репетиционном зале.
![Агриппина Ваганова (справа) в балетном училище](https://kratkoebio.ru/wp-content/uploads/2024/01/vagapovauch1.jpg)
Агриппина Ваганова (справа) в балетном училище
Жизненный путь
- 1897-1899 гг. 1 июня 1897 г. Ваганова поступает в Мариинский театр артисткой кордебалета и сразу принимает участие в балете Л. Минкуса «Млада». В это время на сцене блистает Матильда Кшесинская. Главный балетмейстер театра Мариус Петипа постоянно критикует исполнение дебютантки и сольных партий не дает. Удел молодой балерины в этот период – участие в «четверках» и «шестерках». Агриппина продолжает совершенствоваться в мастерстве, беря репетиции у лучших педагогов русской и французской балетной школы: Х. П. Иогансона, Н. Г. Легата, О. И. Преображенской. Их рекомендации помогают отточить технику и смягчить прямолинейную жесткость итальянской манеры, которую преподавали в училище.
- 1900-1905 гг. Проходит несколько лет службы в кордебалете, и Ваганова, наконец, становится корифейкой балета (балериной, танцующей соло впереди кордебалета, но не исполняющей главные партии). Она готовит именную партию Гебы в балете «Пробуждение Флоры» на музыку итальянского и российского композитора Р. Дриго. Эта роль достается ей в очередь с молодой талантливой дебютанткой и соперницей Анной Павловой. Рецензенты положительно отзываются об исполнении Агриппины: «Отличилась г-жа Ваганова, танцевавшая с воздушностью и смело. Этой танцовщицей наши балетмейстеры недостаточно пользуются».
![Агриппина Ваганова в молодости](https://kratkoebio.ru/wp-content/uploads/2024/01/young1-2.jpg)
Агриппина Ваганова в молодости
- Агриппине великолепно удаются отдельные сольные вариации в классических балетах: «Коппелия», «Дон-Кихот», «Пахита», «Баядерка». Критики называют ее «королевой вариаций». Один из них, Аким Волынский, пишет: «Вариации Вагановой останутся среди легенд балетного искусства навсегда… Ваганова показала феноменальное мастерство полета с длительными замираниями в воздухе. Она срывается с места без разбега и висит неподвижно несколько секунд в воздухе. Аплодировал весь зал — от верхов до первых рядов театра».
- 1906-1910 гг. Агриппина выступает на сцене в ранге первой танцовщицы. Постепенно в репертуаре появляются более крупные роли — Повелительницы дриад в «Дон Кихоте» Л. Минкуса, Царицы вод в «Коньке-горбунке» Ц. Пуни. Зрителей увлекает блестящая техника балерины, и они попросту уже не замечают ее «небалетную» фигуру и внешность.
- Параллельно с ежедневным совершенствованием техники в репетиционном зале Ваганова проводит регулярную интеллектуальную работу, познавая возможности своего тела, формулируя для себя законы работы с ним, составляя оптимальные расписания занятий. В 1910 г. балетмейстер Михаил Фокин предлагает Агриппине станцевать центральную партию в своей постановке балета «Шопениана». Выступление проходит крайне удачно, и дирекции театра приходится задуматься о повышении статуса Вагановой.
![Агриппина Ваганова в балете](https://kratkoebio.ru/wp-content/uploads/2024/01/balet1-1.jpg)
Агриппина Ваганова в балете
- 1911-1916 гг. Лишь незадолго до окончания балетной карьеры Агриппине Яковлевне удается исполнить главные партии в балетах: «Ручей» Л. Делиба, «Лебединое озеро» П. И. Чайковского, «Конек-горбунок» Ц. Пуни, «Жизель» А. Адана. 6 мая 1915 г. выходит приказ о присвоении ей звания балерины Мариинского театра. Как долго и ценой какой неимоверной работы ей приходится к нему идти! Ваганова напишет в воспоминаниях: «Только к концу карьеры, совершенно измученная нравственно, я пришла к званию балерины». Но век балетных артистов недолог. Меньше чем через год 36-летнюю Агриппину Ваганову отправляют на пенсию. Она прослужила на сцене Мариинского театра 19 лет.
- 1917-1920 гг. Агриппина Яковлевна приступает к преподаванию в небольших частных хореографических школах Петрограда — балетных студиях Миклоса и Волынского. Еще будучи балериной, она помогала молодым танцовщицам в совершенствовании мастерства, учила найденным ей исполнительским приемам. Как только за ней закрываются двери театра, мгновенно приходит решение заниматься педагогикой. Также она выступает в концертах, идущих после сеансов во всех городских кинотеатрах.
- 1921 г. Сбывается мечта Вагановой последних лет – она принята преподавателем в Государственное балетное училище и проработает в нем ровно 30 лет вплоть до своей смерти. Она станет первооткрывателем методики преподавания классического танца. Сначала ей дают младшие классы, с 1922 г. назначают педагогам средних классов, доводящих юных балерин до выпуска из училища, а также педагогом класса усовершенствования балетных артисток театра. У нее обучаются балерины, ведущие солистки и корифейки. Постепенно складывается новаторская методика Вагановой, важнейшая черта которой — стремление научить будущих артисток не просто заучивать движения, перенимая показ, а приучить разумно его воспринимать, знать цель каждого движения, его назначение и особенность.
- 1925 г. В журнале «Жизнь искусства» выходит статья А. Я. Вагановой «Что делать с балетом?», в которой автор отражает яростные нападки на ленинградский балет, обвинения в его несовременности и ненужности, классовой чуждости пролетариату и крестьянству. Она защищает классический танец и критикует элементы акробатики и физкультуры, ненадолго появившиеся в балетном искусстве и отвергнутые временем как ему не свойственные. В этом году Ваганова выпускает на сцену свою первую ученицу Марину Семенову, чей успех приводит к признанию Агриппины Яковлевны как педагога и доказывает полезность ее метода.
- 1931 г. Ваганова становится художественным руководителем балетной труппы Ленинградского театра оперы и балета. За 7 лет ее руководства будут созданы спектакли «Пламя Парижа», «Бахчисарайский фонтан», «Утраченные иллюзии», «Партизанские дни».
- 1933 г. Возобновляет в театре постановку балета «Лебединое озеро» П. И. Чайковского в собственной редакции. Спектакль будет идти на сцене 10 сезонов.
- 1934 г. Агриппине Яковлевне присуждается звание народной артисткой РСФСР. В Ленинграде выходит из печати многолетний труд Вагановой «Основы классического танца». В книге собран и систематизирован опыт автора и других педагогов танца, приведены лучшие практические занятия и достижения хореографической педагогики. В дальнейшем учебник будет переиздаваться много раз. При жизни автора в него вносились изменения и дополнения, в том числе были добавлены ноты для музыкального сопровождения занятий. В написании пособия принимает участие Л. Д. Менделеева-Блок, искусствовед и историк балета, дочь великого химика и жена великого поэта, подруга Агриппины Яковлевны. Автор упоминает об этом в первых изданиях.
- 1935 г. Возобновляет в театре постановку балета «Эсмеральда» Ц. Пуни в собственной редакции. До сих пор номера из этого спектакля часто показываются на конкурсах как свидетельство высочайшего мастерства их исполнителей.
- 1937 г. В силу разных причин (повсеместный поиск «врагов народа», разлад со многими своими ученицами по причине их обвинения педагога в самодурстве и жестокости) Ваганова отставляет художественное руководство в театре и возвращается на преподавательскую работу в Ленинградское хореографическое училище. А в театре она продолжает вести так называемый «балеринский класс», в котором занимаются ведущие солистки труппы.
![Агриппина Ваганова во время преподавательской деятельности](https://kratkoebio.ru/wp-content/uploads/2024/01/pedagog1.jpg)
Агриппина Ваганова во время преподавательской деятельности
- 1940-1942 гг. В 1940 г. Агриппина Яковлевна награждается орденом Трудового Красного Знамени. В начале войны не эвакуируется с театром в Пермь, а остается в Ленинграде, круглосуточно несет службу в группе местной противовоздушной обороны. Стоически переносит голод и холод блокадной зимы, готовит спектакли и концерты с оставшимися артистами. Поздней весной 1942 г. отправляется на год в Пермь давать уроки в балетном училище, репетировать с балеринами, ставить спектакли для местных зрителей.
- 1943-1946 гг. Ваганова впервые из деятелей хореографии получает звание профессора и 2 года работает преподавателем в Большом театре в Москве, затем вновь возвращается в родной город. В 1946 г. становится лауреатом Сталинской премии первой степени за выдающиеся достижения в области хореографии.
- 1951 г. Последние выпуски в училище (а всего их было 29) даются Вагановой трудно, она много болеет, подолгу лечится в больнице, не присутствует на выпускных вечерах своих учениц. 5 ноября Агриппина Яковлевна скончается после тяжелой болезни (точная причина неизвестна). Ее похоронят на «Литераторских мостках» Волковского кладбища в Ленинграде. В 1957 году Ленинградскому хореографическому училищу (с 1991 года — Академия русского балета) будет присвоено имя А. Я. Вагановой.
Личная жизнь
Личная жизнь Агриппины Вагановой была непростой. В 1902 г. она познакомилась с отставным подполковником путейской службы, членом правления Екатеринославского строительного общества Андреем Александровичем Померанцевым, дворянином с безукоризненным воспитанием и образованием. Они жили в незарегистрированном браке, поскольку Померанцев официально был женат и по каким-то причинам (возможно, из-за подрастающего в той семье сына) не разводился.
![Агриппина Ваганова и Андрей Померанцев](https://kratkoebio.ru/wp-content/uploads/2024/01/couple1-16.jpg)
Агриппина Ваганова и Андрей Померанцев
У них с Агриппиной родился сын Александр (1904-1957). Отношения в паре, несмотря на разницу в возрасте, были чрезвычайно теплыми и романтичными, а щедрость и порядочность мужа Ваганова оценивала по достоинству, ведь он согласился принять в семью Лелю и Сережу – племянников от ее умершей старшей сестры Анны – и воспитывал их как родных детей.
![С сыном Александром](https://kratkoebio.ru/wp-content/uploads/2024/01/son1-2.jpg)
С сыном Александром
Жили вполне счастливо, летом ездили отдыхать на юг Франции, их дом славился гостеприимством. В 1917 г. случилась трагедия – Померанцев не вынес перемен, происходящих в стране, и застрелился из-за неопределенности своего положения, потери состояния и работы на фоне событий Первой мировой войны и Февральской революции. Агриппина Яковлевна вырастила детей одна и замуж не выходила. Сын Александр стал путейским инженером, как и его отец. Он бережно собирал и хранил архив Вагановой, а после смерти матери передал его в театральный музей.
Дочь Александра Померанцева и родная внучка Вагановой Людмила (род. 18.04.1944) несколько лет училась балету в Ленинградском хореографическом училище, но здоровье не позволило ей стать балериной, она инженер и живет в Австралии. Внучка самого Андрея Александровича Померанцева Марина (1922-2020) была ученицей Вагановой в выпуске 1940 г. и стала солисткой балета Кировского театра, затем преподавателем в училище, носящем имя ее сводной бабушки.
Вклад и признание
Нельзя сказать о талантливом человеке лучше, чем говорила об Агриппине Яковлевне выдающаяся балерина Майя Плисецкая: «Второй Вагановой нет. Не было. Вот я не знаю — будет ли. Ваганова после революции сохранила русский балет. Она великое дело совершила, что она в семнадцатом году не уехала. Уехали артисты, уехали педагоги, уехали хореографы, композиторы. Все покинули Россию. Все испугались. Балет-то ведь вообще Ленин хотел закрыть. Совсем прикрыть его. Не нужно это. Голые спины, пачки. Зачем это надо? Ноги поднимают».
![Агриппина Яковлевна Ваганова](https://kratkoebio.ru/wp-content/uploads/2024/01/avaganova55.jpg)
Агриппина Яковлевна Ваганова
Успех советского балета во многом состоялся благодаря педагогическому таланту Агриппины Яковлевны. Новаторская методика Вагановой отличалась от традиционных способов работы балетных педагогов: в ней делалась ставка не на показ, а на объяснение – и это помогало ученикам полностью осознавать свои движения, свое тело в процессе обучения и выступления. Благородная простота, мощная уверенность танца, совершенство формы, художественная выразительность движений, свободное владение техникой, основанное на правильной постановке корпуса и рук – все это характеризует классических танцоров, и сегодня осваивающих балетное мастерство по вагановской методике.