ФИО: | Сомов Константин Андреевич |
Дата рождения: | 18 (30) ноября 1869 г. |
Место рождения: | Санкт-Петербург |
Знак зодиака: | Стрелец |
Деятельность: | Живописец, график, иллюстратор |
Дата смерти: | 6 мая 1939 г. (69 лет) |
Детство и юность
Константин Андреевич Сомов родился 18 (30 по новому стилю) ноября 1869 г. в Санкт-Петербурге в дворянской семье.
Отец будущего художника, Андрей Иванович, был известным искусствоведом, работал старшим хранителем Эрмитажа. Мать, Надежда Константиновна (в девичестве Лобанова), прекрасно играла на пианино, пела, была доброй и хорошо образованной женщиной.
В семье росло трое детей: Константин, его старший брат Александр и младшая сестра Анна. Детям с ранних лет прививалась любовь к искусству. В гостях у Сомовых часто бывали знаменитые художники и искусствоведы, а стены дома были украшены картинами и рисунками из коллекции отца. Семья часто выезжала за границу и посещала известные европейские музеи и театры.
Начальное художественное и музыкальное образование Костя получил дома. В 1879 г. мальчика отдали в престижную гимназию Карла Мая. Там он познакомился и подружился с А. Бенуа, Д. Философовым, В. Нувелем, с которыми организовал кружок «Невские пиквикианцы». К кружку присоединились Л. Бакст и С. Дягилев. Благодаря организаторским талантам последнего кружок позже перерос в серьёзное художественное объединение. Уже в эти годы юноша мечтал о «новом искусстве». В 1888 г. отец забрал Костю из школы, посчитав, что сыну не справляется с естественными науками.
Краткая биография
- В 1888 г. молодой человек стал студентом Академии художеств. Основной курс окончил в 1892 г.
- С 1894 г. Константин стал заниматься в мастерской Ильи Репина.
- В 1895 г. Сомов принимает участие в выставке «Белое и чёрное» Общества русских акварелистов и представляет несколько рисунков, выполненных углём и акварелью. Два этюда молодого художника были приобретены Сергеем Дягилевым.
- В 1897 г. Константин приехал в Париж, где стал посещать занятия в Академии Коларосси. В это же время в Париже собрались и друзья-художники Сомова, с которыми он проводил много времени, изучая новые направления в европейской живописи. Там же он пишет портрет отца и сестры Анны.
- Вернувшись в Петербург в 1898 г., живописец становится одним из основателей художественной группы «Мир искусства», выросшего из «Невских пиквикианцев». В неё вошли такие художники, как К. Коровин, В. Серов, М. Врубель, М. Нестеров, В. и А. Васнецовы и др. Сомов также пробует свои силы в иллюстрации, принимает участие в оформлении одноимённого журнала. В отличие от передвижников мирискусники вдохновлялись культурой и художественными направлениями XVIII века, они тяготели к барокко, российскому рококо и ампиру, пытались переосмыслить значение и наследие предыдущих эпох.
- В период с 1897 по 1900 гг. Сомов работал над портретом Е. М. Мартыновой, который получил название «Дама в голубом». Это одна из самых известных картин автора.
- В 1899 г. Сомов создаёт рисунки для книги А. С. Пушкина «Граф Нулин».
- Также в это время художника увлекает работа с фарфором. Из этого материала он создаёт изысканные композиции: «Граф Нулин» (1899 г.), «Влюблённые» (1905 г.), «Дама, снимающая маску» (1906 г.) и др.
- В 1901 г. он проиллюстрировал повести Н. Гоголя «Нос» и «Невский проспект».
- В 1903 г. в Петербурге прошла первая персональная выставка К. Сомова.
- В том же году состоялись выставки в Гамбурге и Берлине, на которых была показана большая часть экспозиции.
- В 1905 г. началось сотрудничество Сомова с ежемесячным литературно-художественным журналом «Золотое руно».
- В 1907 г. в Германии вышел сборник фривольной прозы и поэзии XVIII века под названием «Книга маркизы». Книга содержала иллюстрации эротического характера, выполненные К. Сомовым. Это первое издание («Малая Маркиза») содержало всего 8 иллюстраций. Второе издание («Средняя Маркиза») было выпущено в 1918 г. в Петербурге на французском языке. В него вошло 24 рисунка. Полгода спустя было опубликовано самое полное издание («Большая Маркиза»), содержащее 31 иллюстрацию. В него были включены самые откровенные и скандальные рисунки, сделанные художником.
- В 1917 г. Константин Андреевич работал в качестве художественного консультанта на Императорском фарфоровом заводе.
- Идеи революцию 1917 г. не были близки художнику. В 1918 г. он получил должность профессора Петроградских государственных свободных художественных мастерских.
- В 1918 г. художник написал знаменитый портрет своего сердечного друга М. Г. Лукьянова.
- Годом позже в честь 50-летия мастера в Третьяковской галерее была организована большая выставка его работ.
- В 1922 г. была создана работа «Русская пастораль», которую в 2006 г. на аукционе «Кристис» продали за немыслимую для картины русского художника сумму в 2,4 млн. фунтов стерлингов. Данный рекорд через год побила другая сомовская картина 1927 г. «Радуга», проданная за 3,716 млн. фунтов стерлингов.
- В 1923 г. живописец, как уполномоченный «Русской выставки», выехал в Америку. В 1924 г. выставка успешно прошла, но Константин Андреевич на родину уже не вернулся.
- В 1925 г. он переехал во Францию, в Париж, где в 1928 г. приобрёл себе квартиру на бульваре Эксельманс. В Париже художник много и плодотворно работал, создавал новые картины и иллюстрации к произведениям.
- В 1929-1931 гг. Сомов создал иллюстрации к роману «Манон Леско» аббата Прево и греческому роману Лонга «Дафнис и Хлоя». Для образа Дафниса художнику позировал молодой русский натурщик Борис Снежковский. Они подружились, художник написал с Бориса целую серию эротических акварелей-миниатюр, а также несколько портретов.
- В 1933 г. Сомов написал картину «Боксёр», для которой позировал Борис.
- С него же в 1937 г. художник написал «Обнажённого юношу».
- 06 мая 1939 г. Константин Андреевич Сомов скончался в возрасте 69 лет.
Личная жизнь
Константин Сомов был гомосексуалистом. Первой юношеской привязанностью Кости стал его школьный товарищ Дмитрий Философов. После того, как отец забрал Костю из школы, дружба юношей закончилась, так и не переродившись во что-то большее.
Затем у Константина были отношения с пианистом Вальтером Нувелем, поэтом Михаилом Кузьминым и танцовщиком Николаем Позняковым.
Но главным человеком в жизни Сомова стал юный натурщик Мефодий Георгиевич Лукьянов (Миф). Они познакомились в 1910 г. и вскоре стали неразлучны, Миф переехал жить к Константину.
В 1916-17 гг. у художника был непродолжительный роман с британским писателем Хью Уолполом, но это не разрушило его отношения с Мифом.
След художника
Константин Андреевич Сомов – один из создателей «Мира искусства» – был великолепным графиком, виртуозным акварелистом, ярким пейзажистом и портретистом, а также мастером книжной графики.
В историю он вошёл также как мастер «галантных сцен», благодаря работе над иллюстрациями к «Книге маркизы». Художника привлекали темы маскарада, буффонады, придворных балов XVIII века. Чтобы лучше узнать тонкую натуру Константина Андреевича, можно почитать его дневниковые записи.
Художник всю жизнь вёл личные дневники, в которых довольно эмоционально описывал свои отношения и жизненные события. 1-й том дневников вышел в 2017 г., 2-й — год спустя. Всего планируется издать 8 томов.