ФИО: | Маковский Константин Егорович |
Дата рождения: | 20 июня (2 июля) 1839 г. |
Место рождения: | Москва |
Знак зодиака: | Рак |
Деятельность: | Художник |
Дата смерти: | 17 (30) сентября 1915 г. (76 лет) |
Семья и образование: детство и юность
Константин Егорович родился в семье, где было 5 детей, и каждый из них явился впоследствии известным деятелем искусства. Его братья Николай и Владимир также стали живописцами, сестра Александра — художницей-пейзажисткой, а младшая сестра Мария — актрисой.
Такая редкостная удача, способствовавшая развитию творческих дарований каждого из детей, была связана с тем, что их отец — Егор Иванович — также был художником-любителем, играл на гитаре, благодаря чему и познакомился со своей супругой — одной из признанных красавиц, дочери изготовителя музыкальных инструментов.
Любовь Корнеевна Молленгауэр не только унаследовала от своего отца музыкальность — ее даже приглашал Николай Рубинштейн преподавать вокал в только что открывшейся Консерватории. Поэтому нет ничего удивительного в том, что у таких родителей родились одаренные дети, прославившие свое семейство творчеством.
Краткая биография
- 20 июня 1839 года — Костя Маковский родился в Москве, в семье обеспеченного художника-любителя.
- 1843 год: Костя начинает заниматься живописью у своего отца, который просил зарисовывать его все интересное, виденное на протяжении дня: уличные жанровые сцены, знакомых и пейзажи. По тому же методу отец занимался с Владимиром, Николаем и Александрой, также ставшими живописцами.
- 1851 год: в возрасте 12 лет мальчик становится студентом Московского училища живописи и ваяния. Его преподаватели — Михаил Скотти, Аполлон Мокрицкий и Сергей Зарянко — были учениками Карла Брюллова, отчего к Константину перешла нарядность манеры письма, декоративность и романтизм. Также Маковский учился у Василия Тропинина, научившись делать с его работ копии, неотличимые от оригиналов.
- 1857 год: еще будучи студентом училища, он получил малую серебряную медаль за карандашный этюд.
- 1858 год: окончив училище, в возрасте 20 лет Маковский переезжает в Санкт-Петербург, чтобы стать студентом Академии художеств, куда без труда поступает. Его профессиональная выучка и уже совершенно самостоятельная манера письма поражает преподавателей, и вскоре он становится одним из лучших учеников.
- 1860 год: Маковский впервые участвует в выставке Академии художеств, представив картину «Исцеление слепых».
- 1862 год: Константину Егоровичу повторно предлагают поучаствовать в выставке, и на этот раз он представляет работу «Агенты Димитрия Самозванца убивают сына Бориса Годунова».
- 1863 год: как ни удивительно, но баловень судьбы примыкает к «Бунту четырнадцати» и скандально уходит из Академии. В результате, как и прочим бунтарям, ему не достается Большой золотой медали и диплома.
- 1863 год: Константин Егорович присоединяется к Артели художников-передвижников, только что организованной Иваном Крамским в итоге «Бунта четырнадцати». Но на этот момент он уже был востребованным и дорогим художником, поэтому надолго в Артели не задержался. Одна только фешенебельная мастерская, арендуемая им на Невском проспекте, шла вразрез с убеждениями передвижников. Более того, в основном Маковский занимался исполнением портретов знати, поэтому отношения вскоре разладились. Но это не повлияло на возможность выставления работ у передвижников, потому что Крамской никогда не отрицал великого таланта Маковского.
- 1865-1867 годы: Константин Егорович пишет, помимо многочисленных заказных портретов, жанровые сцены в русском стиле — «Вдову» и «Продавца сельди».
- 1870 год: Маковский присоединяется к «Товариществу передвижных выставок», по-прежнему интересуясь фольклорными зарисовками.
- Середина 1870-х годов: художник путешествует в Сербию и Египет, после чего приобретает новую манеру письма, связанную с еще большей декоративностью и яркостью цвета.
- 1880-ые годы: Маковского признают одним из наиболее дорогих российских художников. Меценат Павел Третьяков не всегда мог позволить себе приобрести его работы, стоившие несколько десятков тысяч рублей, поэтому множество произведений было отослано за границу, где коллекционеры были более щедры.
- 1889 год: Константин Егорович участвует во Всемирной выставке в Париже и получает Золотую медаль сразу за 3 работы: «Демона и Тамару», «Суд Париса» и «Смерть Ивана Грозного». После этого успеха стали громче раздаваться голоса недоброжелателей, обвинявших художника в предательстве передвижников.
- 1902 год: провальная выставка в Академии художников, где автор выставлялся вместе с другим передвижником — Ефимом Ефимовичем Волковым. Увлеченная модернизмом и импрессионизмом публика обвинила художников в старомодности.
- 1915 год: Маковский принимает участие в создании Общества возрождения художественной Руси. Наравне с ним в общество вступили историки, архитекторы и искусствоведы. Задачей являлась популяризация архаических образов древней Руси применительно к современным художественным реалиям.
- 17 сентября 1915 года: Константин Егорович становится жертвой несчастного случая. Экипаж, в котором были запряжены кони, испугавшиеся трамвая, перевернулся, и сердце 76-летнего художника не выдержало наркоза.
Личная жизнь
Константин Егорович был трижды женат, а до первого официального брака у него родилась дочь Наталья. С 1866 до 1871 года художник состоял в браке с актрисой Натальей Черкасовой, после чего овдовел, детей от этого брака не было.
В 1875 году Маковский женился повторно, на признанной красавице Юлии Летковой, которая неоднократно служила моделью для работ своего супруга. В браке родились сын Сергей, ставший поэтом, критиком и издателем, и дочь Елена — художница, эмигрировавшая в Германию.
Брак закончился разводом в 1898 году, и художник сразу же женился в третий раз на Марии Матавтиной — от этого брака родилось три ребенка, но об их судьбе известно не так много, и видными деятелями искусства им стать точно не довелось.
Знакомые художника рассказывали, что юная супруга изводила Константина Егоровича и дурно воспитывала детей, и он не был счастлив в этом браке.
Влияние на художественную культуру
Константин Егорович Маковский был талантливым художником, мастером портрета и исторической живописи. Его работы, посвященные архаической Руси, допетровскому быту и крестьянским жанровым образам, являются, возможно, идеализированными, но они пробудили интерес живописцев и любителей изобразительного искусства к прежним эпохам.
Нарядные кокошники, жемчуга и парча на картинах Маковского отражали весьма тонкий слой допетровского русского общества, при этом богатые идеализированные образы благодаря своей нарядности во многом стали символами русской живописи в глазах европейских и американских зрителей.