ФИО: | Ваганова Агриппина Яковлевна |
Дата рождения: | 14 (26) июня 1879 г. |
Место рождения: | г. Санкт-Петербург, Российская империя |
Знак зодиака: | Рак |
Деятельность: | Балерина, балетмейстер, педагог |
Дата смерти: | 5 ноября 1951 г. (72 года) |
Агриппина Яковлевна Ваганова – балерина, балетмейстер и педагог – основательница собственной методики обучения классическому танцу, которую во всем мире называют «системой Вагановой». Ее преподавательский опыт заложен в основу мировой балетной педагогики. Воспитала выдающихся балерин XX века: Галину Уланову, Татьяну Вечеслову, Марину Семенову, Майю Плисецкую и других. Ведущее хореографическое училище России в Санкт-Петербурге – Академия русского балета — носит имя А. Я. Вагановой.
Детство и юность
Агриппина Ваганова родилась в Санкт-Петербурге 14 (26) июня 1879 г. Отец Акоп (Яков) Тимофеевич Ваганов происходил из персидских армян, служил унтер-офицером в Астрахани, где армянская диаспора существовала еще со времен Иоанна Грозного. Выйдя в отставку, он с семьей переезжает в Санкт-Петербург и служит капельдинером в Мариинском театре. Вагановы живут небогато, ютятся в сыром подвале на Офицерской (ныне Декабристов) улице. В семье три дочери, и лишь младшей Агриппине удается в 10 лет поступить в Петербургское театральное училище по классу балета. Стесненных в средствах родителей привлекает то, что успешные ученицы могут рассчитывать там на полный пансион.
Юная пухленькая Груша, несмотря на маленький рост, коренастость, недостаточно пластичные руки и тяжеловатые ноги, показывает на вступительном экзамене замечательные гибкость, артистичность и чувство ритма. У девочки сложится репутация «неудобной ученицы», поскольку она не стесняется задавать преподавателям дополнительные вопросы, чтобы дойти до сути каждого изучаемого движения. Упорный монотонный труд и вдумчивое отношение к балетным занятиям помогают Агриппине преодолеть недостаток физических данных.
На выпускном экзамене Ваганова получает 11 баллов из возможных 12-ти и оканчивает училище в 16 лет, но остается в нем еще на год в классе танцовщика французской школы П. А. Гердта, так как работать балериной можно было только с 17 лет. В процессе обучения балету девушка выработала стойкий характер и стремление достигать поставленных целей. Когда в последний год в училище ее не зачисляют в группу приглашенного итальянского педагога Э. Чекетти, она все равно наблюдает за его работой и впитывает наставления, прячась в репетиционном зале.
Жизненный путь
- 1897-1899 гг. 1 июня 1897 г. Ваганова поступает в Мариинский театр артисткой кордебалета и сразу принимает участие в балете Л. Минкуса «Млада». В это время на сцене блистает Матильда Кшесинская. Главный балетмейстер театра Мариус Петипа постоянно критикует исполнение дебютантки и сольных партий не дает. Удел молодой балерины в этот период – участие в «четверках» и «шестерках». Агриппина продолжает совершенствоваться в мастерстве, беря репетиции у лучших педагогов русской и французской балетной школы: Х. П. Иогансона, Н. Г. Легата, О. И. Преображенской. Их рекомендации помогают отточить технику и смягчить прямолинейную жесткость итальянской манеры, которую преподавали в училище.
- 1900-1905 гг. Проходит несколько лет службы в кордебалете, и Ваганова, наконец, становится корифейкой балета (балериной, танцующей соло впереди кордебалета, но не исполняющей главные партии). Она готовит именную партию Гебы в балете «Пробуждение Флоры» на музыку итальянского и российского композитора Р. Дриго. Эта роль достается ей в очередь с молодой талантливой дебютанткой и соперницей Анной Павловой. Рецензенты положительно отзываются об исполнении Агриппины: «Отличилась г-жа Ваганова, танцевавшая с воздушностью и смело. Этой танцовщицей наши балетмейстеры недостаточно пользуются».
- Агриппине великолепно удаются отдельные сольные вариации в классических балетах: «Коппелия», «Дон-Кихот», «Пахита», «Баядерка». Критики называют ее «королевой вариаций». Один из них, Аким Волынский, пишет: «Вариации Вагановой останутся среди легенд балетного искусства навсегда… Ваганова показала феноменальное мастерство полета с длительными замираниями в воздухе. Она срывается с места без разбега и висит неподвижно несколько секунд в воздухе. Аплодировал весь зал — от верхов до первых рядов театра».
- 1906-1910 гг. Агриппина выступает на сцене в ранге первой танцовщицы. Постепенно в репертуаре появляются более крупные роли — Повелительницы дриад в «Дон Кихоте» Л. Минкуса, Царицы вод в «Коньке-горбунке» Ц. Пуни. Зрителей увлекает блестящая техника балерины, и они попросту уже не замечают ее «небалетную» фигуру и внешность.
- Параллельно с ежедневным совершенствованием техники в репетиционном зале Ваганова проводит регулярную интеллектуальную работу, познавая возможности своего тела, формулируя для себя законы работы с ним, составляя оптимальные расписания занятий. В 1910 г. балетмейстер Михаил Фокин предлагает Агриппине станцевать центральную партию в своей постановке балета «Шопениана». Выступление проходит крайне удачно, и дирекции театра приходится задуматься о повышении статуса Вагановой.
- 1911-1916 гг. Лишь незадолго до окончания балетной карьеры Агриппине Яковлевне удается исполнить главные партии в балетах: «Ручей» Л. Делиба, «Лебединое озеро» П. И. Чайковского, «Конек-горбунок» Ц. Пуни, «Жизель» А. Адана. 6 мая 1915 г. выходит приказ о присвоении ей звания балерины Мариинского театра. Как долго и ценой какой неимоверной работы ей приходится к нему идти! Ваганова напишет в воспоминаниях: «Только к концу карьеры, совершенно измученная нравственно, я пришла к званию балерины». Но век балетных артистов недолог. Меньше чем через год 36-летнюю Агриппину Ваганову отправляют на пенсию. Она прослужила на сцене Мариинского театра 19 лет.
- 1917-1920 гг. Агриппина Яковлевна приступает к преподаванию в небольших частных хореографических школах Петрограда — балетных студиях Миклоса и Волынского. Еще будучи балериной, она помогала молодым танцовщицам в совершенствовании мастерства, учила найденным ей исполнительским приемам. Как только за ней закрываются двери театра, мгновенно приходит решение заниматься педагогикой. Также она выступает в концертах, идущих после сеансов во всех городских кинотеатрах.
- 1921 г. Сбывается мечта Вагановой последних лет – она принята преподавателем в Государственное балетное училище и проработает в нем ровно 30 лет вплоть до своей смерти. Она станет первооткрывателем методики преподавания классического танца. Сначала ей дают младшие классы, с 1922 г. назначают педагогам средних классов, доводящих юных балерин до выпуска из училища, а также педагогом класса усовершенствования балетных артисток театра. У нее обучаются балерины, ведущие солистки и корифейки. Постепенно складывается новаторская методика Вагановой, важнейшая черта которой — стремление научить будущих артисток не просто заучивать движения, перенимая показ, а приучить разумно его воспринимать, знать цель каждого движения, его назначение и особенность.
- 1925 г. В журнале «Жизнь искусства» выходит статья А. Я. Вагановой «Что делать с балетом?», в которой автор отражает яростные нападки на ленинградский балет, обвинения в его несовременности и ненужности, классовой чуждости пролетариату и крестьянству. Она защищает классический танец и критикует элементы акробатики и физкультуры, ненадолго появившиеся в балетном искусстве и отвергнутые временем как ему не свойственные. В этом году Ваганова выпускает на сцену свою первую ученицу Марину Семенову, чей успех приводит к признанию Агриппины Яковлевны как педагога и доказывает полезность ее метода.
- 1931 г. Ваганова становится художественным руководителем балетной труппы Ленинградского театра оперы и балета. За 7 лет ее руководства будут созданы спектакли «Пламя Парижа», «Бахчисарайский фонтан», «Утраченные иллюзии», «Партизанские дни».
- 1933 г. Возобновляет в театре постановку балета «Лебединое озеро» П. И. Чайковского в собственной редакции. Спектакль будет идти на сцене 10 сезонов.
- 1934 г. Агриппине Яковлевне присуждается звание народной артисткой РСФСР. В Ленинграде выходит из печати многолетний труд Вагановой «Основы классического танца». В книге собран и систематизирован опыт автора и других педагогов танца, приведены лучшие практические занятия и достижения хореографической педагогики. В дальнейшем учебник будет переиздаваться много раз. При жизни автора в него вносились изменения и дополнения, в том числе были добавлены ноты для музыкального сопровождения занятий. В написании пособия принимает участие Л. Д. Менделеева-Блок, искусствовед и историк балета, дочь великого химика и жена великого поэта, подруга Агриппины Яковлевны. Автор упоминает об этом в первых изданиях.
- 1935 г. Возобновляет в театре постановку балета «Эсмеральда» Ц. Пуни в собственной редакции. До сих пор номера из этого спектакля часто показываются на конкурсах как свидетельство высочайшего мастерства их исполнителей.
- 1937 г. В силу разных причин (повсеместный поиск «врагов народа», разлад со многими своими ученицами по причине их обвинения педагога в самодурстве и жестокости) Ваганова отставляет художественное руководство в театре и возвращается на преподавательскую работу в Ленинградское хореографическое училище. А в театре она продолжает вести так называемый «балеринский класс», в котором занимаются ведущие солистки труппы.
- 1940-1942 гг. В 1940 г. Агриппина Яковлевна награждается орденом Трудового Красного Знамени. В начале войны не эвакуируется с театром в Пермь, а остается в Ленинграде, круглосуточно несет службу в группе местной противовоздушной обороны. Стоически переносит голод и холод блокадной зимы, готовит спектакли и концерты с оставшимися артистами. Поздней весной 1942 г. отправляется на год в Пермь давать уроки в балетном училище, репетировать с балеринами, ставить спектакли для местных зрителей.
- 1943-1946 гг. Ваганова впервые из деятелей хореографии получает звание профессора и 2 года работает преподавателем в Большом театре в Москве, затем вновь возвращается в родной город. В 1946 г. становится лауреатом Сталинской премии первой степени за выдающиеся достижения в области хореографии.
- 1951 г. Последние выпуски в училище (а всего их было 29) даются Вагановой трудно, она много болеет, подолгу лечится в больнице, не присутствует на выпускных вечерах своих учениц. 5 ноября Агриппина Яковлевна скончается после тяжелой болезни (точная причина неизвестна). Ее похоронят на «Литераторских мостках» Волковского кладбища в Ленинграде. В 1957 году Ленинградскому хореографическому училищу (с 1991 года — Академия русского балета) будет присвоено имя А. Я. Вагановой.
Личная жизнь
Личная жизнь Агриппины Вагановой была непростой. В 1902 г. она познакомилась с отставным подполковником путейской службы, членом правления Екатеринославского строительного общества Андреем Александровичем Померанцевым, дворянином с безукоризненным воспитанием и образованием. Они жили в незарегистрированном браке, поскольку Померанцев официально был женат и по каким-то причинам (возможно, из-за подрастающего в той семье сына) не разводился.
У них с Агриппиной родился сын Александр (1904-1957). Отношения в паре, несмотря на разницу в возрасте, были чрезвычайно теплыми и романтичными, а щедрость и порядочность мужа Ваганова оценивала по достоинству, ведь он согласился принять в семью Лелю и Сережу – племянников от ее умершей старшей сестры Анны – и воспитывал их как родных детей.
Жили вполне счастливо, летом ездили отдыхать на юг Франции, их дом славился гостеприимством. В 1917 г. случилась трагедия – Померанцев не вынес перемен, происходящих в стране, и застрелился из-за неопределенности своего положения, потери состояния и работы на фоне событий Первой мировой войны и Февральской революции. Агриппина Яковлевна вырастила детей одна и замуж не выходила. Сын Александр стал путейским инженером, как и его отец. Он бережно собирал и хранил архив Вагановой, а после смерти матери передал его в театральный музей.
Дочь Александра Померанцева и родная внучка Вагановой Людмила (род. 18.04.1944) несколько лет училась балету в Ленинградском хореографическом училище, но здоровье не позволило ей стать балериной, она инженер и живет в Австралии. Внучка самого Андрея Александровича Померанцева Марина (1922-2020) была ученицей Вагановой в выпуске 1940 г. и стала солисткой балета Кировского театра, затем преподавателем в училище, носящем имя ее сводной бабушки.
Вклад и признание
Нельзя сказать о талантливом человеке лучше, чем говорила об Агриппине Яковлевне выдающаяся балерина Майя Плисецкая: «Второй Вагановой нет. Не было. Вот я не знаю — будет ли. Ваганова после революции сохранила русский балет. Она великое дело совершила, что она в семнадцатом году не уехала. Уехали артисты, уехали педагоги, уехали хореографы, композиторы. Все покинули Россию. Все испугались. Балет-то ведь вообще Ленин хотел закрыть. Совсем прикрыть его. Не нужно это. Голые спины, пачки. Зачем это надо? Ноги поднимают».
Успех советского балета во многом состоялся благодаря педагогическому таланту Агриппины Яковлевны. Новаторская методика Вагановой отличалась от традиционных способов работы балетных педагогов: в ней делалась ставка не на показ, а на объяснение – и это помогало ученикам полностью осознавать свои движения, свое тело в процессе обучения и выступления. Благородная простота, мощная уверенность танца, совершенство формы, художественная выразительность движений, свободное владение техникой, основанное на правильной постановке корпуса и рук – все это характеризует классических танцоров, и сегодня осваивающих балетное мастерство по вагановской методике.