ФИО: | Хлебников Виктор Владимирович |
Дата рождения: | 28 октября (9 ноября) 1885 г. |
Место рождения: | с. Малые Дербеты, Калмыкия |
Знак зодиака: | Скорпион |
Деятельность: | Поэт, прозаик |
Дата смерти: | 28 июня 1922 г. (36 лет) |
Детство и юность
Виктор Хлебников родился в 1885 году в селе Малые Дербеты в Калмыкии в семье ученого-орнитолога. У него было две сестры и два брата.
Стараниями мамы, Екатерины Николаевны, выпускницы Смольного института, дети получали прекрасное домашнее образование, знали историю, литературу, искусство. Отец пробудил интерес мальчика к естественным наукам. Он часто брал сына с собой в орнитологические поездки, научил вести наблюдения и записывать результаты. Владимир Алексеевич всю жизнь много и тяжело работал, чтобы содержать семью. Хлебниковым приходилось часто менять место жительства в связи с его службой. В гимназию Виктор пошел в десятилетнем возрасте, когда семья обосновалась в Симбирске. Оканчивал гимназическое обучение уже в Казани.
Из-за разносторонних способностей юноше было нелегко выбрать поле деятельности.
Даты и события из жизни
- 1903 – поступил на физико-математический факультет Казанского университета, но к началу следующего учебного года перевелся на естественное отделение. Одаренность Виктора была универсальной: ему одинаково легко давались точные науки, химия и биология, история и философия. Самостоятельно учил языки – санскрит и японский.
- 1905 – Цусимское сражение с его огромными человеческими потерями произвело сильное впечатление на юношу. У него возникла идея о существовании «числовых законов» времени, с помощью которых можно описать исторические события и прогнозировать их. Он поклялся открыть эти законы, чтобы не допустить в будущем смертей людей в войнах и революциях.
- 1906 – написаны первые поэтические произведения и проза. Виктор увлекся словотворчеством, возник интерес к славянской культуре, фольклору.
- 1908 – переехал в Петербург, желая заниматься литературной деятельностью. Стал студентом третьего курса Петербургского университета. Вошел в кружок символистов, сделался завсегдатаем поэтических вечеров. К этому времени им написаны сотни стихов. В качестве поэтического псевдонима Виктор взял древнее славянское имя Велимир, означающее «повелитель мира». В журнале «Весна» напечатано стихотворение «Искушение грешника», полное неологизмов. Это первое появление в печати творения Хлебникова.
- 1910 – познакомился с В. Каменским и Д. Бурлюком. С присоединившимися к ним позднее В. Маяковским и Б. Лившицем они основали группу футуристов. Своей задачей футуристы считали создание новой поэзии. По предложению Хлебникова стали называть себя будетлянами (аналог понятия «футуристы» от слова «будет»). Хлебников стал главным теоретиком этого поэтического направления. В апреле вышел сборник произведений будетлян «Садок судей». В нем было несколько произведений Хлебникова. Сборник сочли вызовом всему литературному миру.
- 1911 – изучает числа и их связь с событиями истории. К тому времени перестал посещать университет и в июне был исключен.
- 1912 – на собственные средства издал книгу «Учитель и ученик», свое первое авторское издание. В нем излагались открытые им нумерологические «законы времени» и лингвистические изыскания. В книге были предсказаны российские революции 1917 года. Вышел из печати сборник футуристов «Пощечина общественному вкусу». Большую часть его составляли проза и стихи Хлебникова, среди них – «Кузнечик» и «Бобэоби пелись губы». Эти произведения демонстрировали создание нового поэтического языка. Сборник начинался провокационным «Манифестом» коллективного авторства, в котором предлагалось сбросить классическую литературу с «парохода современности».
- 1913 – опубликован авторский сборник стихов «Ряв!»
- 1914 – вышел первый том собрания сочинений Хлебникова. Также издан авторский сборник стихов «Изборник» с иллюстрациями Павла Филонова.
- 1915 – инициирует создание утопического «Общества Председателей Земного Шара». Так Хлебников попытался воплотить в жизнь свой замысел об учреждении правительства из наиболее достойных 317 людей для управления Всемирным государством. Число 317 он считал главным в судьбе отдельного человека, народа и государства. В «Общество», кроме самого Велимира, входили поэты, писатели, художники.
- 1916, апрель – мобилизован в армию, в запасной пехотный полк. Военная служба стала для Виктора невыносимым испытанием. Несколько месяцев пребывания в казарменной обстановке подорвали его психику, последовала череда медицинских комиссий. В результате он получил длительный отпуск и больше на службу не вернулся.
- 1917 – на события Февральской революции отозвался стихотворением «Свобода приходит нагая…». Стихотворение – впечатление от происходящего, не содержащее каких-либо оценок. Также написал «Воззвание Председателей земного шара». В нем провозглашался мир без границ и единство всего человечества.
- 1918 – в течение пяти месяцев гостил у родителей в Астрахани. Это редкий период в жизни поэта, когда он жил на одном месте и имел постоянную работу – в редакции местной газеты.
- 1919 – написаны поэмы «Ладомир» и «Разин». Последняя состоит из четырехсот строк-палиндромов.
- 1921 – в составе Персидской Красной армии на правах лектора отправился из Баку в Персию, где вспыхнуло революционное восстание. Здесь он пробыл несколько месяцев и обрел славу «русского дервиша». Поэма «Труба Гуль-Муллы» стала своего рода дневником этого путешествия. Завершены поэмы «Настоящее», «Прачка», «Ночь перед Советами», «Ночной обыск», отразившие видение революции и ее трагических последствий. «Ночной обыск» – одно из лучших произведений Хлебникова. В поэме передана двойственность отношения поэта к революции: он сочувствует ей, но не может оправдать ее невинные жертвы.
- 1922 – закончил произведение «Зангези», жанр которого определил как сверхповесть. Главный герой – пророк Зангези, речи его «разбивают оковы слов». В поэме используются несколько поэтических языков: язык богов, звукопись, звездный язык, заумный и другие. Это итоговое творение Хлебникова и своеобразная сумма его идей. Книга вышла в июле 1922 года, после смерти автора.
- 1922, июнь – умер в деревне Санталово Новгородской губернии. Похоронен на кладбище у деревни Ручьи. В 1960 году прах Хлебникова перезахоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
В жизни Велимир часто вызывал недоумение у окружающих, но для близких друзей и знакомых был авторитетом морали, подвижником. Его уважали и опекали.
Хлебников – человек
Хлебников был абсолютно неприспособлен к повседневной жизни, совершенно не заботился о себе. Быт его был чудовищно неустроенным. Преданные друзья помогали ему деньгами и одеждой, предоставляли жилье. Он привык обходиться минимумом вещей. Из предметов мебели считал лишним все, кроме кровати и стола.
Хлебников не был женат. Мария Синякова вспоминала, что он влюблялся постоянно и легкомысленно, но все влюбленности были платоническими. Женщины, способной полюбить и принять поэта со всеми его странностями, нищетой, неуемной тягой к скитаниям, Хлебников не встретил.
Поэт исходил и изъездил пол-России, побывал на Кавказе и севере Ирана. Испытал голод, холод и бедствия гражданской войны. С 1917 постоянно находился в гуще революционных событий. Сначала он дважды проехал туда и назад по маршруту Харьков – Киев – Петроград, а затем начал странствовать, преодолевая огромные расстояния с вещевым мешком или узелком, наполненным собственными рукописями и рисунками.
Поэт-мыслитель. Преобразователь языка
Хлебников – величайший новатор, лидер авангардизма и футуризма в литературе. Его творчество – новая ступень в культуре русского поэтического языка, оно дало толчок развитию ритмических и словотворческих возможностей поэзии. Он отказался от использования традиционного стихотворного размера, прибегая к употреблению в одном произведении разных размеров. Изучая славянский фольклор, язык древних мифов и обрядов, создал новый поэтический язык, включающий неологизмы и древние слова, использующий палиндромы и каламбуры. Одним из символов русского футуризма стала сама личность Хлебникова со всеми его странностями.
Хлебников оказал влияние на несколько поколений поэтов. Его признали учителем Маяковский, Асеев, Пастернак. Отголоски его поэтики слышны в произведениях Мандельштама, Цветаевой, Заболоцкого, Глазкова, Кульчицкого, поэтов 60-х годов двадцатого века.