Фатих Амирхан — биография писателя


Мухамметфатых Зарифович Амирханов

ФИО: Амирханов Мухамметфатых Зарифович
Дата рождения: 1 января 1886 г.
Место рождения: Казань
Знак зодиака: Козерог
Деятельность: Писатель, публицист
Дата смерти: 9 марта 1926 г. (40 лет)

Фатих Амирхан – писатель и публицист в инвалидной коляске

Все, кто учился в советской средней школе хорошо помнят Павку Корчагина из книги «Как закалялась сталь» и его автора Николая Островского. Писатель с 1927 года был прикован к постели, но несмотря на связанные с этим сложности написал два романа. В татарской литературе и публицистике двадцатых годов прошлого века творил писатель и журналист Фатих Амирхан, который тоже столкнулся со схожей проблемой.

В августе 1907 года молодого человека в 21 год разбил паралич и 19 лет до самой смерти он оставался прикованным к инвалидной коляске. Болезнь не сломила молодого мужчину, он остался активным журналистом, публицистом и писателем. Возможно, жизнь у Амирхана была не такая героическая, как у Островского, но она достойна уважения.

Фатих Амирхан

Фатих Амирхан

Детство и юность

Фати́х Амирха́н (полное имя Мухамметфаты́х Зари́фович Амирха́нов, на татарском языке Фатыйх Әмирхан) родился 1 января 1886 года в Казани в Ново-Татарской слободе. В ней жили простые татары: рабочие и ремесленники. Центром общественной жизни поселения была мечеть «Иске таш» (Старинный камень) имамом которой был отец мальчика Мухамметзариф Амирханов. Сначала с 1983 по 1985 мальчик обучался в начальной приходской школе – мәктәб. Там же в слободе находилось известное медресе «Мухаммадия» (на татарском — Мөхәммәдия), в котором далее обучался Фатих. Медресе дает среднее школьное образование и является религиозной мусульманской духовной семинарией.

Обладая лидерскими качествами, юноша возглавил группу учеников (шакирдов), создавших тайное общество «Иттихад» (Единение) для реформирования обучения и улучшения условий жизни учащихся. Выпускался даже рукописный журнал.

В 1905 году Фатих бросил учебу в медресе и занимался созданием сообщества учащихся «Ислах» (Реформа). Отец-имам не приветствовал светский образ жизни и взгляды сына, что привело к ссоре и разрыву в 1906 году с семьей и отъезду осенью этого года в Москву.

Габдулла Тукай и Фатих Амирхан

Габдулла Тукай и Фатих Амирхан

Краткая биография

  • В 1906-1907 годах Фатих Амирхан трудится в Москве секретарём (фактически редактором) журнала «Тәрбияте-этфаль» (Воспитание молодежи). В нем начинающий журналист публиковал свои первые работы.
  • В 1907 году:
    • Вышел его первый романтический рассказ «Гарәфә көн төшемдә» (Мой сон в предпраздничный день). В нем он подвергает критике средневековые пережитки, выступает за национальное возрождение татар.
    • В августе у молодого мужчины отнялись ноги из-за паралича и далее он мог передвигаться только в инвалидной коляске.
    • С 3 октября он издаёт национально-демократическую газету «Эль-Ислах» (Реформа) вместе с Габдуллой Тукаем в Казани.
  • В 1909 году:
    • Он делает перевод учебника эсперанто на татарский язык.
    • Выходит повесть «Фәтхулла хәзрәт» (Фатхулла хазрет), ставшая классикой татарской сатиры. В ней он насмехается над адептами феодальных устоев жизни. Кстати, в этой фантастической повести, где герой попадает в 1950 год писатель описал привычный нам смартфон и видеосвязь по нему.
    • Издана пьеса «Яшьләр» (Молодежь), в ней представлены идеалы и стремления молодых татар-разночинцев: их желание разрушить все старое, страстная защита личной свободы, права на современный образ жизни и образование.
    • В рассказе «Татар кызы» (Татарка) используя приемы экзистенциализма и экспрессионизма раскрыта тема раскрепощения женщины от давления традиций патриархата, от превращения ее в куклу для будущего супруга.
  • В 1911 году опубликована романтическая повесть «Хәят», судьба девушки Хаят, татарки воспитанной в русской культуре. Писатель раскрывает внутренний мир героини, вынужденной жить по законам патриархата. Вечный спор отцов и детей представлен Амирханом в духе романтизма. В произведении преобладает эстетика, глубокий лиризм, преклонение перед природой и любовью; используются разные виды психоанализа: через портрет, внутренний монолог, описание чувств, пейзаж.
  • С 1912 по 1917 год Фатих Амирхан сотрудничает с националистической газетой «Кояш» (Солнце), публикуется в литературно-научном иллюстрированном журнале «Аң» (Сознание) и сатирическом «Ялт-йолт» (Зарница).
  • В 1913 выходит цикл рассказов писателя, на основе татарских преданий, романтически отражающий особенности национального восприятия мира: «Ай өстендә Зөһрә кыз» (Девушка Зухра на Луне), «Сөембикә» (Сююмбике), «Картада оттырылган Зөлхәбирә» (Зульхабира, проигранная в карты), «Бер хәрабәдә» (На развалинах).
  • В 1914 году вышла психологическая драма «Тигезсезләр» (Неравные). Автор, используя импрессионистический стиль, присущий драматургии Чехова, в ярких образах размышляет о неравенстве в обществе, незащищенности любви, хрупкости человеческого счастья.
  • В феврале 1917 Амирхан с воодушевлением встретил революцию и опубликовал публицистическую статью «Богаулар өзелделәр» (Порвались цепи).
  • После Октябрьской революции писатель публиковался в газетах и журналах «Кызыл Армия» (Красная Армия), «Эш» (Труд), «Татарстан», «Татарстан хәбәрляре» (Новости Татарстана), «Шарык кызы» (Дочь Востока), «Безнен юл» (Наш путь). Активно участвовал в политической и культурной жизни.
  • В 1920 году Фатих Амирхан приветствовал создание ТАССР.
  • 1922 год, религиозные и философские вопросы жизни и смерти отражаются в романтическом рассказе «Тәгъзия» (Соболезнование).
  • В 1924 году (опубликован в 1991), когда надежды на светлое будущее, поданные революциями 1917 года, развеялись, Амирхан написал сатирический рассказ «Шафигулла агай» (Дядюшка Шафигулла), в котором описал, как идеология большевиков превращает простых рабочих в бездумных роботов и они отказываются от вековых национальных традиций и общечеловеческих ценностей.
  • 9 марта 1926 года писатель скончался и был похоронен по мусульманскому обряду и по-граждански.
Фатих Амирхан в своей квартире

Фатих Амирхан в своей квартире

Личная жизнь писателя

В СМИ нет сведений о взаимоотношениях писателя с женщинами. Хотя есть фото, на которых он со своими друзьями на отдыхе, вместе с их женами. На фото видно, что Амирхан одевался эффектно, модно и современно. Последние годы он прожил в семье брата Ибрагима. Похоронен Фатих Амирхан на мусульманском кладбище в родной слободе рядом с отцом, дедом и дядей.

Фатих Амирхан

Фатих Амирхан

Романтик и реалист

Жизнь писателя была полна моральных и этических поисков, неуверенности в себе и в обществе и несбывшихся ожиданий. Фатих Амирхан искренне надеялся на успех революционных реформ в России.

Тяжелая болезнь, сильные переживания от Первой мировой и Гражданской войн, голодомор в Поволжье приводят писателя к мистицизму. Это восприятие мира не покидает его до самой безвременной кончины.

Фатих Амирхан вошел в татарскую литературу как один из первых представителей критического реализма. Его творческие поиски не оставались в рамках реализма. Амирхан создавал и романтические произведения, был талантливым новатором модернистских течений в литературе.

Таким он и остался в татарской литературе и публицистике: романтик и критикующий существующие нравы реалист.


Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *