Юрий Николаевич Григорович — краткая биография


Григорович Юрий Николаевич

ФИО: Григорович Юрий Николаевич
Дата рождения: 2 января 1927 г. (97 лет)
Место рождения: Санкт-Петербург
Знак зодиака: Козерог
Деятельность: Хореограф, балетмейстер, педагог, актер балета, публицист

Детство и юность

Юрий Григорович родился в Ленинграде 2 января 1927 года в семье служащего Николая Евгеньевича Григоровича и его супруги, Клавдии Альфредовны, домашней хозяйки.

Юрий Григорович с мамой в детстве

Юрий Григорович с мамой в детстве

Родители Юрия были поклонниками балета и поощряли возникший у мальчика интерес к танцу.

Юрий Григорович (справа) в юности

Юрий Григорович (справа) в юности

Несомненно, на этот интерес повлияло и то, что дядя Юры, Георгий Розай, был известным балетным танцовщиком, танцевал в Мариинском театре и участвовал в Дягилевских сезонах в Париже. Юрий окончил Ленинградское хореографическое училище.

Юрий Григорович в молодости

Юрий Григорович в молодости

Основные события из жизни

  • 1946 – поступил в балетную труппу Ленинградского театра оперы и балета им. Кирова в Ленинграде. Почти 15 лет (до 1961) танцевал на его сцене, исполняя характерные, гротескные и партии второго плана в оперных и балетных постановках.
  • 1948 – первый опыт хореографа: в балетной студии Дворца культуры им. Горького поставил балеты «Аистенок» Клебанова и «Славянские танцы» Дворжака. Позднее вспоминал, что именно тогда решил стать балетмейстером. Воображение рисовало постановки с развивающимся сюжетом, живыми характерами, драматическими событиями.
Юрий Николаевич Григорович и участники балета «Аистенок»

Юрий Николаевич Григорович и участники балета «Аистенок»

  • 1953 – дебютировал как хореограф на театральной сцене: поставил танцы в опере «Садко» Римского-Корсакова.
  • 1957 – первая полномасштабная работа хореографа. Балет на музыку С. Прокофьева «Каменный цветок» по мотивам сказа П. Бажова стал ярким дебютом. Он был решен как непрерывное танцевальное действие, при этом в классическую хореографию были органично вписаны движения народного танца. Минимализм сценографии, декораций и костюмов усиливал выразительность пластики. В 1959 балет был перенесен на сцену Большого театра Москвы.
  • 1961, 23 марта – премьера балета «Легенда о любви» А. Меликова. Спектакль стал новой вехой в советском балетном искусстве. Посредством классического танца с помощью новаторских пластических решений, ярких графических танцевальных характеристик персонажей была представлена восточная легенда, в которой переплелись темы власти и земной любви, чувства и долга. Хореограф применил в постановке восточную стилизацию и использовал эффектный прием: в финале эпизодов танцовщики застывали в статичных позах, напоминая старинные персидские миниатюры. «Легенду о любви» считают высшим достижением Григоровича. В 1965 году он был перенесен на сцену Большого театра.
  • Первые оригинальные постановки Григоровича – «Каменный цветок» и «Легенда о любви» стали переломными в истории советского балета. Они возродили и обогатили новаторскими приемами традиции классического танца.
  • 1963 – в Большом театре Москвы поставил балет «Спящая красавица». В следующем году назначен главным балетмейстером Большого театра в Москве.
  • 1966 – постановка «Щелкунчика» П. Чайковского. Создал полностью новую хореографию, переосмыслив сказку как философско-хореографическую поэму.
В роли Паяца (Арлекина) в балете «Щелкунчик»

В роли Паяца (Арлекина) в балете «Щелкунчик»

  • 1968, 9 апреля – премьера балета А. Хачатуряна «Спартак» в Большом театре. Спектакль впечатлял массовыми сценами, выразительными характерами персонажей, ярким противопоставлением добра и зла, эффектными постановочными находками. Советская критика отмечала открытие постановщиком новых возможностей хореографии в воплощении героической революционной темы. Балет получил высшую в СССР награду – Ленинскую премию и принес Григоровичу мировое признание. За более чем пятидесятилетнюю историю, «Спартак» не редактировался и не сходил со сцены Большого театра. Именно эта постановка стала символом, визитной карточкой советского балета.
  • 1973 – получает звание Народный артист СССР.
  • С 1974 – профессор балетмейстерского отделения Ленинградской консерватории.
  • 1975, февраль – премьера балета «Иван Грозный» на музыку С. Прокофьева в музыкальной редакции М. Чулаки. Григорович создал уникальную постановку, в которой средствами хореографии представлена череда событий жизни целой страны в далекую историческую эпоху, грандиозно раскрыта тема земной власти, создан неоднозначный образ царя-тирана. Спектакль имел ошеломительный успех не только в СССР, но и за рубежом: во Франции, Германии, Англии, США. Возобновлен в Большом театре в 2012. Экранизирован под названием «Грозный век».
  • 1976 – премьера балета «Ангара» А. Эшпая. Впервые хореограф взялся за современную тему. Спектакль создан на основе драмы А. Арбузова «Иркутская история», его герои – молодые сибиряки, строители. Балет имел официальное признание, его создатели получили Государственную премию СССР, но отдельные критики сочли его художественным провалом. Постановка выдержала 48 представлений и была снята.
  • 1982 – состоялась премьера балета «Золотой век» на музыку Д. Шостаковича. Для него Григорович переработал либретто 1929 года. Действие происходит в Советской России в приморском городе во времена НЭПа. Балет представляет собой череду танцевально-симфонических номеров, в которых классическая хореография сочетается с приемами современной пластики. Образ нэповской России создается мотивами танго, фокстрота, чарльстона. Рисунок танца положительных героев – молодых рабочих содержит элементы гимнастики и акробатики.
  • 1984 – создал новую редакцию балета «Раймонда» А. Глазунова.
  • 1986 – получает награду Герой Социалистического Труда.
  • С 1988 – заведующий кафедрой хореографии Московской академии хореографии.
  • 1988 – конфликт в Большом театре. На пенсию по инициативе Григоровича были переведены выдающиеся исполнители: В. Васильев, Е. Максимова, М. Плисецкая, М. Лиепа, М. Лавровский. Балетмейстер объяснял это намерением дать дорогу молодым танцовщикам и подчеркивал принципиальность своего решения: в число переведенных на пенсию вошла также супруга Юрия Николаевича – Наталия Бессмертнова.
  • 1991-1994 – организовал труппу «Большой театр-студия Юрия Григоровича» и руководил ею.
  • 1995 – после ряда конфликтов ушел из Большого театра.
  • 1996 – поставил сюиту из балета «Золотой век» в Краснодарском театре балета. В 1997 стал художественным руководителем коллектива. Впоследствии поставил для театра 18 балетов.
  • 2001, февраль-март – возобновил сотрудничество с Большим театром, назначен штатным хореографом. В этом же году создал новую редакцию балета «Лебединое озеро» по собственной версии либретто с трагическим финалом: Злой гений побеждает, Одетта гибнет.
  • 2008 – на сцене Московского музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко осуществил новую редакцию балета «Каменный цветок».
  • 2016-2017 – поставил «Спартак» на сценах Баварского балета в Мюнхене и Королевского балета Фландрии в Антверпене. В 2017 награждается Орденом Святого апостола Андрея Первозванного.
  • В октябре 2021 года в Сочи состоялся седьмой конкурс Юрия Григоровича «Молодой балет мира», проходящий каждые два года. Первый конкурс состоялся в 2006 году. Григорович является его художественным руководителем, идейным вдохновителем и неизменным председателем жюри.
Юрий Григорович с Владимиром Путиным

Юрий Григорович с Владимиром Путиным

Личная жизнь

Первой супругой Григоровича была Алла Яковлевна Шелест – балерина Ленинградского театра оперы и балета им. Кирова. Они расстались в результате отъезда Григоровича в Москву в 1964 году. Детей в браке не было.

Первая супруга — Алла Шелест

Первая супруга — Алла Шелест

В 1968 году Юрий Николаевич женился на Наталии Бессмертновой, блистательной балерине, приме Большого театра. Наталия Игоревна танцевала главные партии во всех постановках Григоровича, часто была первой исполнительницей, в оригинальных постановках он создавал партии специально для нее. При этом многократно подчеркивал, что отдает их не супруге, а выдающейся балерине. Наталия Игоревна, несмотря на занятость в театре, делала все, чтобы освободить мужа от бытовых забот и дать ему возможность заниматься творчеством.

Юрий Григорович и Наталия Бессмертнова

Юрий Григорович и Наталия Бессмертнова

В 2008 году Григорович овдовел. Детей у пары не было.

Вклад и значимость

Юрий Николаевич Григорович – выдающийся всемирно известный советский и российский хореограф, реформатор классического балета, открывший новую эпоху музыкального театра.

Он развил и обновил классический танец, обогатив его новыми элементами – движениями народного, бытового танца, свободной пластикой. Его постановки отличает последовательная драматургия, использование сложных форм симфонического танца, хореографических монологов персонажей, психологизм образов, тесное слияние хореографии и музыки. Почти все его оригинальные балеты не сходят со сцен театров России и мира уже более 60 лет.

В постановках классических балетов Григорович сочетает традиции и новаторство, бережное сохранение классики и ее современное прочтение. 30 лет работы Григоровича главным балетмейстером и художественным руководителем называют «золотым веком» в истории Большого театра.


Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *