ФИО: | Алябьев Александр Александрович |
Дата рождения: | 4 (15) августа 1787 г. |
Место рождения: | Тобольск |
Знак зодиака: | Лев |
Чем известен: | Композитор, дирижер, пианист |
Дата смерти: | 22 февраля (6 марта) 1851 г. (63 года) |
Детство и юность
Александр Алябьев родился в 1787 году в Тобольске, в семье Александра Васильевича и Анны Андреевны Алябьевых. Александр Васильевич занимал должность губернатора. Он оставил о себе память как о просветителе: при его поддержке был основан первый в Сибири театр, в котором шли драматические и оперные спектакли; первая типография, печатавшая периодические издания. Дети в губернаторской семье воспитывались в атмосфере увлеченности музыкой: Александр Васильевич играл на скрипке и фортепьяно, устраивались домашние концерты, музыкальные вечера.
В 1796 году Александр Васильевич был назначен сенатором, и семья переехала в Петербург. Александр-младший получил отличное домашнее образование. В 1804 году поступил в пансион при Московском университете. Теории композиции музыки он обучался у известного педагога и музыканта Иоганна Миллера.
Краткая биография
- 1810 – сочинил «Большой полонез» для фортепиано, впервые изданы произведения начинающего композитора – романс и вальсы. Эти сочинения – одни из первых инструментальных произведений камерного жанра в русской музыке.
- 1812 – после начала Отечественной войны отправился добровольцем на военную службу. Служил в 3-м Украинском казачьем полку. Во время военных действий познакомился с Денисом Давыдовым и поступил в его партизанский отряд. Позже служил в Иркутском гусарском полку.
- 1813-1814 – участвовал в военных действиях в Белоруссии, Польше, Силезии, Саксонии, во взятии Дрездена и Парижа, был ранен. За ратные заслуги награжден тремя орденами и медалью. В послевоенные годы продолжал служить в чине ротмистра и сочинять музыку: инструментальные произведения, романсы, песни.
- 1823 –- в Москве и Петербурге состоялись премьеры комической оперы «Лунная ночь или домовые». Опера имела успех, но в репертуаре не закрепилась и не была издана.
- 1823, конец – в чине подполковника вышел в отставку и поселился в Москве.
- 1824-1825 – в Москве поставлены шесть опер-водевилей Алябьева в соавторстве с А.Н. Верстовским (на основе водевилей А.И. Писарева).
- 1825, февраль – во время карточной игры в доме Алябьева произошел инцидент, круто изменивший его судьбу. Сам не принимавший участия в игре, Александр Александрович нанес несколько пощечин помещику Времеву, не желавшему платить карточный долг. Через несколько дней Времев скоропостижно скончался по дороге в свое поместье. Александра Александровича арестовали по подозрению в убийстве. Почти три года, пока длилось следствие, он провел в заключении. Обвинение в убийстве отпало, но ему стали вменять в вину допущение азартных игр и побои.
- 1826 (1825?) – сочинил романс «Соловей» на стихи Дельвига. В апреле 1826 года он был издан и быстро стал широко популярным. С тех пор романсы стали ведущим жанром в творчестве композитора, а его сочинения постоянно издавались.
- 1827 – в Москве состоялась премьера балета «Волшебный барабан или следствие Волшебной флейты», написанного в тюремной камере. Туда по просьбе сестры Алябьева доставили рояль. Также созданы камерные инструментальные, фортепьянные произведения, романсы, музыка к театральным спектаклям.
- 1827, декабрь – при отсутствии доказательств причастности Алябьева к смерти Времева, Государственный Совет, тем не менее, принял решение о лишении его дворянства, прав и наград и приговорил к ссылке в Сибирь.
- 1828, февраль -1832 – пребывание в ссылке в Тобольске. В Сибири композитору было позволено заниматься музыкой. Общительный Алябьев стал вдохновителем и организатором музыкальной жизни города. Из музыкантов оркестра «казачьей музыки» он создал настоящий симфонический оркестр, который вскоре стал играть на балах и давать концерты. Александр Александрович выступал как пианист, дирижер и певец. В Тобольске написаны сочинения для симфонического и духового оркестров, хора; романсы, в том числе «Зимняя дорога», «Два ворона» на стихи Пушкина, «Иртыш» на слова И. Веттера, танцевальная музыка. Сочинения Алябьева печатались под псевдонимом «Северный певец».
- 1832 – по ходатайству родственников Алябьеву позволили выехать на Северный Кавказ на лечение (он страдал от ревматизма, также ему грозила полная потеря зрения). Там, увлеченный народными кавказскими мелодиями, он написал романсы, составившие сборник «Кавказский певец».
- 1833 – Алябьеву разрешено поселиться в Оренбурге. Здесь Александр Александрович продолжал сочинять музыку: романсы, песни, инструментальные произведения.
- 1834 – вышел сборник романсов «Кавказский певец» на стихи А.С.Пушкина, Н.М.Языкова, А.А. Дельвига и других поэтов. В этом же году издан сборник аранжировок для голоса и фортепьяно украинских народных песен «Голоса украинских песен».
- 1836 – в результате многочисленных прошений и ходатайств, в том числе оренбургского губернатора Перовского, Алябьеву разрешили жить в московской губернии.
- 1838 – потрясенный смертью А.С. Пушкина, написал музыку к драме по поэме «Русалка». Спектакль поставили в Большом театре Москвы. На афише были указаны лишь инициалы композитора.
- 1843 – получил разрешение жить в Москве, находясь под полицейским надзором. Дворянство композитору не вернули, несмотря на многочисленные прошения его супруги. В Москве Алябьев работал над музыкой к спектаклям, оперой «Аммалат-Бек» на сюжет Александра Бестужева-Марлинского. Одними из последних сочинений стали произведения социальной тематики: песни «Изба», «Кабак», «Деревенский сторож» на стихи Н.П. Огарева, романс «Нищая» на слова П. Беранже.
- 1851, 22 февраля – умер в Москве. Был упокоен в Симоновом монастыре в усыпальнице Алябьевых.
Личная жизнь
В 1840 году Александр Александрович женился на вдове Екатерине Александровне Офросимовой. Она происходила из известной московской семьи Римских-Корсаковых и была младше Алябьева на 16 лет. Супруги были знакомы с 1825 года. Офросимовой посвящены шесть романсов, написанных во время пребывания на Кавказе. Венчание состоялось в селе Рязанцы Богородского уезда. Алябьев на тот момент официально был ссыльным.
Память
Выдающийся русский композитор первой половины 19 века Алябьев работал почти во всех музыкальных жанрах. Его авторству принадлежат 6 опер, балет, оперы-водевили, симфонические и камерно-инструментальные сочинения, музыка к театральным постановкам, хоровые произведения. Значительную и наиболее известную часть наследия композитора составляет вокальная лирика: более 180 песен и романсов, в том числе на стихи великих русских поэтов – Жуковского, Вяземского, Лермонтова, Кольцова. Более двадцати романсов написаны на стихи Пушкина.
Алябьев создал свыше ста произведений духовного жанра, в том числе литургию. «Соловей» Алябьева – всемирно известный русский романс. Вариации и переложения его делали М.И. Глинка, А.И. Гурилев, А. Дюбюк, Ф. Лист.