ФИО: | Мусоргский Модест Петрович |
Дата рождения: | 9 (21) марта 1839 г. |
Место рождения: | Карево |
Знак зодиака: | Овен |
Деятельность: | Композитор |
Дата смерти: | 16 (28) марта 1881 г. (42 года) |
Детство и юность
Знаменитый русский композитор Модест Петрович Мусоргский родился 09.03.1839 (по новому стилю 21-го числа) в родовом имении, расположенном в селе Карево Псковской губернии.
Отец музыканта – Пётр Алексеевич Мусоргский – был выходцем из древнего дворянского рода. Мать – Юлия Ивановна Чирикова – также была из дворянской семьи. Она была прекрасно образована, хорошо играла на пианино и обучала сына классической музыке. А няня, занимавшаяся с мальчиком, привила ему любовь к народным русским сказкам и песням. У супругов был ещё старший сын по имени Филарет.
Сначала мальчики обучались дома, затем, когда Модесту исполнилось 10 лет, и семья переехала в Петербург, братья продолжили учёбу в немецком училище St. Petri-Schule, главным направлением которого было изучение иностранных языков. Дополнительно Модест брал уроки музыки у замечательного преподавателя Антона Августовича Герке, под руководством которого в 1852 г. Мусоргский написал свою первую пьесу для фортепиано. Проучившись 3 года в Петришуле, Модест, по настоянию родителей, перешел в Школу гвардейских офицеров, но заниматься музыкой не перестал. В это время он увлёкся изучением церковной музыки. В 1856 г. юноша успешно окончил школу и поступил на службу в лейб-гвардейский Преображенский полк.
Краткая биография
- В конце 50-х гг. Модест познакомился с Александром Даргомыжским, Милием Балакиревым, Александром Бородиным и другими деятелями искусства. Балакирев взялся за музыкальное воспитание начинающего композитора. Ради музыки Мусоргский оставил военную службу.
- Модест вошёл в кружок М. Балакирева, впоследствии названый «Могучей кучкой». Это было творческое содружество выдающихся композиторов. Помимо Балакирева и Мусоргского, в него входили: композиторы Н. Римский-Корсаков, А. Бородин, Ц. Кюи и критик В. Стасов. Музыканты во главу угла ставили национальную идею, изучали российскую историю и фольклор. Причём именно Мусоргский всецело соблюдал эти принципы.
- С крупной музыкальной формой композитор начал работать с 1858 г., когда приступил к написанию первой своей оперы по трагедии Софокла «Эдип». Но эта работа так и не была закончена.
- В 1863 г. Модест Петрович приступил к опере «Саламбо» по роману Г. Флобера, но также её не окончил. Музыку, написанную для этой оперы, он использовал в дальнейшем.
- В это же время композитор работал над циклом пьес, получившим название «Детская». Этот цикл был высоко оценён отечественными и зарубежными критиками.
- В 1863 г. финансовое положение семьи Мусоргских стало тяжёлым, их имение перестало приносить доход. Модест был вынужден поступить на службу в качестве чиновника в Инженерное управление, через несколько лет он перешёл в Лесной департамент.
- В 1867 г. выходит сочинение для оркестра «Иванова ночь на Лысой горе».
- Первым законченным крупным произведением Мусоргского стала опера «Борис Годунов» по одноимённой драматической повести А. С. Пушкина. Окончательный вариант оперы композитор представил в 1870 г. Однако Дирекция Императорских театров постановку не согласовала, и поставить оперу удалось лишь 4 года спустя. «Борис Годунов» собирал полные залы, однако в прессе выходило множество отрицательных рецензий.
- В 1874 г. выходит фортепианный цикл «Картинки с выставки», ставший большой творческой удачей Мусоргского.
- В середине 70-х гг. Мусоргский задумал создать ещё одно крупное произведение, основанное на истории страны. В работе над «Хованщиной» ему помогал В. Стасов. Но эта работа продвигалась медленно, т.к. композитор параллельно отвлекался на другие проекты.
- В эти же годы певец Осип Петров предложил Модесту Петровичу написать комическую оперу «Сорочинская ярмарка» по произведению Гоголя. Над ней, как и над «Хованщиной» композитор работал до конца своих дней.
- В 1875 г. между участниками «Могучей кучки» стали возникать противоречия, группа постепенно распадалась. Мусоргский очень болезненно переживал этот процесс. Вдобавок у композитора начались финансовые проблемы, и он вынужден был подрабатывать аккомпаниатором на концертах и давать частные уроки музыки. Также деньгами ему помогали друзья.
- В 1878 г. умер близкий друг музыканта – певец Осип Петров. Это стало сильным ударом для Мусоргского. Усугубилась его нервная болезнь и пристрастие к алкоголю.
- В 1879 г. знакомая Модеста Петровича – певица Дарья Леонова – пригласила Мусоргского на гастроли по югу России в качестве своего аккомпаниатора. Это стало одним из последних светлых эпизодов в жизни композитора.
- 4 февраля 1881 г. Модест Петрович принял участие в вечере памяти Ф. М. Достоевского, где исполнил поразившую всех импровизацию.
- В середине февраля 1881 г. Мусоргский пережил приступ белой горячки, после чего был помещён в Николаевский военный госпиталь.
- Пока Модест Петрович находился в больнице его хороший друг и знаменитый художник Илья Репин написал его портрет. Картина была написана всего за 4 сеанса и закончена за 10 дней до кончины композитора. Художнику удалось запечатлеть на портрете не только внешность, но и характер великого музыканта.
- 16 (28) марта 1881 г. Модест Петрович Мусоргский скончался. Был похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.
Личная жизнь
О личной жизни композитора известно крайне мало. Он никогда не был женат и не имел детей. По слухам, в юности Модест жил на съёмной квартире с кабацкой певицей, которая вскоре его бросила.
Из сохранившихся писем известно, что Модест Петрович был влюблён в Людмилу Ивановну Шестакову, сестру композитора Михаила Глинки. Однако она испытывала к нему лишь дружеские и материнские чувства.
Также у композитора были отношения с Марией Шиловской, которая тоже была намного старше его.
Вклад композитора
Произведения Мусоргского были оценены по достоинству только после смерти этого гениального композитора. При жизни он страдал от непонимания и непринятия его новаторских взглядов и идей.
Большую работу по приведению в порядок наследия музыканта провёл его друг Н. Римский-Корсаков. Благодаря ему многие произведения Модеста Петровича вышли на большую сцену.
Композитор оставил после себя немного сочинений, т.к. работал над ними медленно и вдумчиво. Он не делал набросков, а придумывал всё сразу до мелочей и писал набело.
Остались его вокальные и оперные произведения (не все законченные), фортепианная музыка, пьесы и сюита.
Музыку Мусоргского отличает самобытность, национальный колорит, реализм, психологизм, масштабность, театральность, смешение интонационных оборотов, вокализм. Он опередил своё время и оказал большое влияние на развитие музыки в целом.