Левицкий Дмитрий Григорьевич — краткая биография


Левицкий Дмитрий Григорьевич

ФИО: Левицкий Дмитрий Григорьевич
Дата рождения: ≈1735 г.
Место рождения: Киев, Украина
Знак зодиака: Неизвестно
Деятельность: Художник, живописец
Дата смерти: 4 (16) апреля 1822 г.(≈87 лет)

Детство и юность

Дмитрий Григорьевич Левицкий родился в городе Киев в 1735 году. Точная дата рождения художника неизвестна. Его отец, Григорий Кириллович Левицкий, был известным художником и мастером по гравировке портретов, выполнял работы для типографии Киево-Печерской лавры. Изначально у Григория была фамилия Нос, но он принял решение поменять смешную, незвучную фамилию, чем очень помог своему сыну, которому нужна была яркая фамилия. Через три года после рождения сына Григорий стал священником. Про мать Дмитрия Левицкого ничего не известно.

Дмитрий учился живописи у своего отца и художника Антропова Алексея Петровича. Но искусствоведы отмечают, что он ни в коем случае не подражал своим учителям, в картинах Левицкого сложно найти отголоски стиля Антропова. Первый художественный опыт Дмитрий приобрёл, когда помогал отцу в росписи Андреевского собора.

Главные события жизни

  1. В 1752-1755 годах участвовал с отцом в росписи Андреевского собора под руководством Алексея Антропова. Этот опыт, безусловно, оказал сильное влияние на Дмитрия. Он перенял от своего учителя не только мастерство, но и такие важные черты как честность, трудолюбие и бескорыстие.
  2. В 1758 году переехал из Киева в Петербург и поступил в Императорскую Академию художеств. Параллельно с учёбой уже расписывал различные храмы и писал портреты под заказ.
  3. В 1762 году был направлен в Москву, исполнять государственный заказ, где он с другими художниками должен был расписать триумфальные ворота, воздвигнутые в честь коронации Екатерины II.
  4. В это же время совместно с Василием Васильевским писал иконы для Храма великомученицы Екатерины на Всполье. Молодым художникам задерживали оплату работы, но они отстояли свои права и, пока им полностью не оплатили долг, не отдавали иконы храму.
  5. В 1768 году, выполнив государственные заказы, вернулся в Петербург, а его работы начали выставлять в Академии художеств.
  6. В 1770 году ему присвоено звание академика за портрет ректора Александра Кокорина. В лице строителя Академии художеств и его первого директора видны спокойствие, благородство и человеческое достоинство. Левицкий мастерски передаёт в портрете то глубокое уважение, с которым он относится к этому человеку.
  7. С 1771 по 1778 год руководил портретным классом в Академии художеств.
  8. В 1773-1776 пишет серию портретов воспитанниц Смольного института благородных девиц, заказанную Иваном Бецковым. Дмитрий изображал лучших учениц института в театральных костюмах, на сцене театра либо на фоне декораций, исполняющими концертные номера. В лице каждой девушки проглядывается индивидуальный характер, все они получились очень разные, но их объединяют обаяние и прелесть молодости, которые Левицкий передал безупречно. Эту серию назвали «Смолянки», и по приказу Екатерины II выставили в Большом дворце в Петергофе. В начале XX века после революции их переместили в Русский музей, где они хранятся и сейчас.
  9. В 1783 году выполнил заказ канцлера Александра Безбородко написать парадный портрет Екатерины II. Императрица изображена в храме богини Правосудия, сжигающей на алтаре маковые цветы. Этим художник хотел показать, как она, пренебрегая своим личным покоем, заботится о покое общем. Портрет обрёл популярность среди творческих людей, и многие художники повторяли картину, скульптор Шубин создал по нему скульптуру, а поэт Богданович даже посвятил в честь шедевра стихи.
  10. Написал целую серию портретов семьи Артемия Ивановича Воронцова для его нового дома в Петербурге. Картины с изображением девочек Воронцова считаются лучшим, из того, что он создал в последние годы своего творчества.
  11. В 1780-х создал большую портретную галерею деятелей русской культуры. Левицкий всех изображал на нейтральном фоне, обращая внимание только на лицах, старался передать характер человека лишь по позе и выражению лица. Лучшей и самой известной картиной из этой серии стал портрет французского философа Дени Дидро.
  12. В 1786 году Левицкий стал членом совета Академии художеств. Как преподаватель он позволял ученикам работать с живыми натурщицами, чтобы начинающие художники учились максимально естественно изображать людей. Он не ограничивал их ни в чём: ни позой натурщицы, ни её костюмом, ни действием, живописцам можно было рисовать на их усмотрение, лишь бы портрет получился натуральным.
  13. В 1789 году уходит из Академии художеств, рассорившись с руководством. Левицкого обвиняли в «политической неблагонадёжности» из-за дружбы с поэтами Василием Капнистым и Николаем Новиковым. В своих стихотворениях последние резко критиковали политику императрицы.
  14. В 1790-х становится членом масонской ложи «Умирающий сфинкс».
  15. В последние годы творческой карьеры не получал государственные заказы, но до последнего не переставал писать, создавая портреты друзей и частных лиц.
  16. В 1807 году его вновь позвали преподавать в Академию художеств.
  17. В начале XIX века у Левицкого сильно ухудшилось зрение, и ему пришлось оставить живопись. Последнюю картину он написал в 1812 году. В последние годы он испытывает серьёзные материальные трудности и ещё больше погружается в религию.
  18. Дмитрий Левицкий умер 16 апреля 1822 года в Петербурге, похоронен на Смоленском кладбище.
Автопортрет (1783)

Автопортрет (1783)

Личная жизнь

У Дмитрия Левицкого была жена, Анастасия Яковлевна, и в их браке родилась дочь Агафья. Художник не упустил возможность сделать прекрасный портрет дочери, нарисовав её в ярком национальном свадебном костюме в 1785 году. Сейчас картина хранится в Третьяковской галерее. Почти всю совместную жизнь супруги прожили в доме на Васильевском острове. Жена Дмитрия пережила его на 10 лет, прожив 88 лет. Она похоронена на Смоленском кладбище.

Портрет дочери Агафьи

Портрет дочери Агафьи

Итоги жизни

Дмитрий Григорьевич Левицкий был одним из самых популярных портретистов в екатерининскую эпоху. Его творчество способствовало утверждению портрета как самостоятельного полноценного жанра искусства. Все портреты художника отличаются индивидуальностью образа изображаемого, он всегда очень чётко показывал характеры и особенности личности. За портретами к Левицкому обращались как известные личности из области искусства, так и государственные деятели.

Самые известные серии портретов были посвящены Екатерине II, семье Воронцовых и воспитанницам Смоленского института. Несмотря на то, что в последние годы жизни художник больше не смог творить, память о нём осталась в его картинах, которые сейчас украшают музеи России. Большая часть коллекции портретов Левицкого хранится в Петербурге в Русском музее.


Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *