Полное имя: | Заха Мохаммад Хадид |
Дата рождения: | 31 октября 1950 г. |
Место рождения: | Багдад, Ирак |
Знак зодиака: | Скорпион |
Деятельность: | Архитектор, дизайнер |
Дата смерти: | 31 марта 2016 г. (65 лет) |
Детство и юность
Заха Хадид появилась на свет 31 октября 1950 года в Багдаде. В этом же городе и выросла. Ее семья имела средний достаток, отец Мухаммад аль-Хадж Хусейн Хадид был политиком, а мать Ваджиха аль-Сабунджи живописцем.
Родители, люди с либеральным мировоззрением, растили любознательную, самоуверенную девочку, которая уже в 11 лет решила, что хочет стать архитектором. Как бывает у людей с сильным характером ― как сказала, так и сделала. Работу над проектами начала уже в юношестве. Училась будущий архитектор в Американском университете (Бейрут, Ливан). С 1972 по 1977 годы проходила обучение в Архитектурной ассоциации (Лондон, Великобритания).
Биография и карьера
- В 1979 она создала собственную компанию Zaha Hadid Architects. Но начало карьеры Захи Хадид было трудным, многочисленные препятствия и неудачи не предвещали большого успеха. Ее ранние проекты отличались смелой футуристической формой, из-за чего, хотя они и вызывали энтузиазм у индустрии, не встречались смельчаки, которые решали воплотить их в жизнь. Какое-то время ее даже называли «бумажным архитектором».
- 1983 год ― талантливая и амбициозная Хадид получила мировое признание после победы на международном конкурсе со спортивным сооружением The Peak Club (Гонконг). Награжденный проект «горизонтального небоскреба», хотя и не осуществленный в итоге, показал эстетику молодого архитектора ― резкие, геометрические узоры производили впечатление фрагментарности и движения, а все здание выглядело крайне неустойчивым. Эта склонность к фрагментированному стилю привела Хадид к объединению усилий с известной нью-йоркской группой архитекторов, известных как «деконструктивисты». 1980-е ― начало 1990-х годов отмечены смелыми радикальными проектами, новаторскими и оцененными, но, к сожалению, так и не реализованными.
- Первое большое здание, вышедшее из-под руки Хадид, было возведено в 1993-1994 годах. Это была маленькая пожарная часть Vitra с многочисленными неровными углами (Вайль-ам-Райн, Германия). Силуэт конструкции чрезвычайно динамичен и, несмотря на то что она выполнена из тяжелого бетона, ее контуры выглядят чрезвычайно легкими и живыми. Сегодня сооружение служит эксклюзивным выставочным павильоном.
- 1994 год ― карьера молодого архитектора, казалось, была близка к прорыву. Ее проект нового здания оперы Кардифф-Бэй (Уэльс, Великобритания) был выбран для реализации. К сожалению, по итогу спонсор проекта, Британская национальная лотерея, отказался от своих обязательств ― очевидно, смелый, остроугольный проект нового оперного театра в итоге не вызвал достаточного доверия, чтобы принять решение о его финансировании и строительстве. Это были трудные времена для Хадид, во время которых, как женщина позже призналась, она иногда думала о том, чтобы навсегда оставить архитектуру. К счастью, инновационные проекты начали собирать все больше поклонников. Хотя все еще раздавались голоса сомнения и непонимания, следующие друг за другом проекты гениального архитектора принимались со все большим энтузиазмом.
- 18 октября 1997 года было открыто знаковое для ее карьеры сооружение ― Музей Гуггенхейма в Бильбао. Известность Хадид возрастает с момента его создания.
- 1998-2001 гг. ― Хадид спроектировала парковку и вокзал на окраине Страсбурга во Франции, за что впоследствии была удостоена премии имени Миса ван дер Роэ от Европейского союза.
- Ее глобальные творческие планы стали все чаще воплощаться в реальность, в 1999-2001 гг. Хадид спроектировала уникальный лыжный трамплин Бергизель недалеко от Инсбрука (Австрия).
- 2000 год ― архитектор стала профессором Университета прикладного искусства (Вена), а также Колумбийского университета.
- Отсутствие архитектурных заказов привело к интересу Захи к другим областям искусства. Так, например, в 2000 году список ее достижений пополнился дизайном сцены для концертного тура Pet Shop Boys.
- 2005 год ― Хадид стала дизайнером года по версии Design Miami.
- 10 сентября 2007-2012 гг. ― строительство по ее проекту Центра Гейдара Алиева (Баку). Форма здания напоминает извилистую дорогу, поднимающуюся от земли к небу и постепенно возвращающуюся на свое место.
- 2008 год ― начали строить офисное здание Dominion Tower (южная часть Москвы), как рабочее место, в котором взаимодействие между различными пользователями имеет решающее значение. Поэтому не случайно, что как внешне, так и внутренне здание напоминает перекрывающиеся блоки домино. 25 сентября 2015 года оно открылось.
- 28 мая 2010 года открылся музей MAXXI (Рим). Он является полной противоположностью классической итальянской архитектуре. Бетонная змея, как иногда называют музей, не имеет четко очерченных форм и является примером современной архитектуры в ее лучшем исполнении.
- 2010 год ― по ее концепции был достроен Оперный театр (Гуанчжоу, КНР).
- 21 июня 2011 года открылся созданный архитектором Музей Риверсайд (Глазго). Он находится в самом центре обширной речной набережной города. По замыслу архитектора, здание должно было служить туннелем, соединяющим город с рекой. В конечной точке сооружения с привлекающей внимание зигзагообразной крышей находится кафе и развлекательный центр, откуда открывается великолепный панорамный вид на Глазго.
- 31 марта 2016 года, в возрасте 65 лет архитектор внезапно умерла. Причиной стал инфаркт.
Личная жизнь
О том, что Заха Хадид была личностью исключительной, свидетельствуют не только ее работы ― она была еще и индивидуалисткой с бескомпромиссным отношением к личной жизни. Она говорила: «Я бросаю вызов нормам и привычкам», и делала это. Архитектор не была замужем, по-особому одевалась, была известна своей яркой внешностью. Детей у нее не было, а ее жилищем являлась лондонская квартира, расположенная поблизости с местом работы.
Вклад
Ее дизайнерское бюро Zaha Hadid Architects, основанное в Лондоне, выжило и до сих пор реализует смелые концепции в духе Хадид. Для нее как визионера, чьи проекты намного опережали архитектурную эпоху того времени, непонимание творчества порой было тяжелым испытанием. Однако утешением стали многочисленные победы в международных конкурсах ― Притцкеровская премия (2004 г.), Мис ван дер Роэ (2003 г.) и премия Стирлинга (2010 г.) ― лишь некоторые из них.
Со временем круг поклонников архитектуры Захи Хадид неуклонно рос, что положительно сказалось на восприятии ее проектов широкой общественностью. Несмотря на нереализованность, ранние проекты всемирно известного архитектора до сих пор часто выставляются в качестве произведений искусства в крупнейших музеях мира.
Своей работой, а также непреклонностью Заха Хадид доказала, что мир архитектуры больше не является исключительно мужским. Хотя ее путь не был усыпан розами, бескомпромиссность, трудолюбие снискали ей уважение и признание во многих кругах, часто в тех, где женщины раньше не имели права голоса. Для иракских женщин Заха Хадид стала бесспорным символом борьбы за свободу и независимость.