Антонио Гауди — биография архитектора


Антонио Пласид Гильем Гауди-и-Корнет

Полное имя: Антонио Пласид Гильем Гауди-и-Корнет
Дата рождения: 25 июня 1852 г.
Место рождения: Реус, Испания
Знак зодиака: Рак
Деятельность: Архитектор
Дата смерти: 10 июня 1926 г. (73 года)

Детство и юность: рождение творца

В 19 веке в один из високосных годов, а точнее 25 июня 1852 года, в обычной семье кузнеца на свет появился прелестный малыш с глазами цвета неба. Отец его — Франциско Гауди-и-Серра, уже назвал в свою честь старшего сына, и на этот раз мать — Антония Курнет-и-Бертран назвала новорожденного в свою честь. Фамилию мальчику дали двойную, по старинной испанской традиции, и вот свету явился Антонио Пласид Гильем Гауди-и-Корнет — величайший мастер всех времён и народов, истинный гений архитектуры.

Данные о точном месте рождения великого каталонца несколько разнятся — это либо небольшой город Реус, либо местечко Риудомс, находящееся чуть дальше от Реуса. В пользу второго варианта говорит тот факт, что его родители имели там небольшое поместье и земли. Земли эти, как и свою кузнецу, отец семейства Гауди вскоре продаст, желая дать сыновьям достойное обучение.

В генах Антонио уже была заложена любовь к искусству и к свободе самовыражения, ведь все его предки были искусными ремесленниками. У отца Антонио была своя кузница и сын с малых лет наблюдал как обычный сплав металла превращается в диковинные вещи, благодаря умелым рукам мастера. Воображение у мальчика было просто безграничное! Бог одарил его гениальностью, но обделил здоровьем.

Антонио родился с букетом болезней, среди которых были ревматизм, расстройство зрения и воспаление лёгких, и всю жизнь страдал от адских болей. В связи с этим он не мог носиться со сверстниками и гонять голубей, но изнурял себя пешими прогулками, превозмогая боль. Любил бывать в церквушке, которую они посещали с родителями по воскресеньям, пытаясь разгадать замысел Божий.

Проводя время в поисках смысла своей жизни, юный Гауди часами смотрел в небо или на море, любуясь плавными изгибами облаков и волн. Наблюдая за окружающим миром, он подмечал все формы и фактуры природы, и впоследствии пришёл к выводу, что всё округлое в мире — это творение Бога, а прямые чёткие линии создал человек. Всё это наложит свой отпечаток на Антонио и впоследствии отобразится в его невероятно грандиозных строениях. Благодаря записям современников, стали известны многие невероятные факты о жизни чудаковатого мастера. Одним из них было то, что Гауди носил в кармане обычное куриное яйцо, считая его образцом совершенства в природе.

Гауди (на заднем плане) со своим отцом (в центре), племянницей Розой и доктором Сантало во время визита на Монсеррат (1904 г.)

Гауди (на заднем плане) со своим отцом (в центре), племянницей Розой и доктором Сантало во время визита на Монсеррат (1904 г.)

Краткая биография: все дороги ведут к Богу

  1. До 1868 г. А. Гауди получал образование в монастырской школе Реуса. Его рисунки издавались в школьном журнале «Эль Арлекин», а расписанные им декорации украшали школьный театр. Любимыми его предметами были геометрия и рисование. Он видел все объекты в трёхмерном измерении и мог запечатлеть их на бумаге. До него это никому не удавалось.
  2. 1868 г. В 16 лет Антонио переехал в Барселону, поступил на пятилетние подготовительные курсы, совершенствовал столярное мастерство, осваивал работу с металлом и стеклом.
  3. В 1873 г. Антонио зачислен в Высшую Архитектурную Школу, в которой преподавали лучшие педагоги того времени, давая ученикам возможность проявить себя на практике уже во время обучения. К этому времени относят начало многих самостоятельных работ Гауди — проект Центральной Барселонской больницы, причал для судов, кладбищенские ворота и др. Антонио впитывал в себя новые знания как губка и был одним из лучших и способных учеников в школе. Преподаватели восхищались его успехами, но были недовольны его характером. Гауди всегда пытался отстоять своё видение прекрасного и изящного в мире архитектуры. В нём бурлили революционные идеи возведения и отделки зданий, он стремился оживить любой проект, вложить в него сюжет, историю, смысл. Мастер долго не мог определиться с направлением в архитектурном стиле и понять, что ему ближе — эклектика, готика, модерн. Его метало из одной крайности в другую, он пробовал смешивать стили, сочетать несочетаемое, пока наконец не стал прорисовываться именно его собственный неповторимый почерк.
  4. 1875 — 1878 гг. За это время Гауди прошёл обязательную военную службу в Барселоне. Он был назначен военным администратором в пехотном полку, но из-за болезней провёл большую часть службы на больничном.
  5. В 1876 г. в семье Гауди происходит двойная трагедия — умирает старший брат в возрасте 25 лет, а следом и мать, которая не смогла пережить смерть своего первенца. Понимая, что и отцу, и сестре Розе с малолетней дочерью, приходится нелегко, он перевёз их к себе в Барселону. И продолжал работу, превозмогая душевную и физическую боль.
  6. 1878 г. В возрасте 26 лет Антонио Гауди получил диплом архитектора, блестяще справившись с дипломным проектом. Даже те учителя, с которыми у Гауди были существенные разногласия, оценили выдающийся талант и мастерство новоявленного архитектора. В кругу преподавателей родилась фраза, навсегда оставшаяся в истории как описание Антонио Гауди — «либо сумасшедший, либо гений!» В этом же году произошла судьбоносная встреча Антонио Гауди с Эусеби Гуэлем — графом, текстильным промышленником, политиком, меценатом и богатейшим человеком того времени. Эусеби Гуэль станет одним из лучших друзей Гауди, будет оплачивать все дальнейшие проекты амбициозного архитектора и оказывать своё покровительство. В то время во всём мире происходила промышленная революция, развивалась индустрия. И Барселона не стала исключением; она менялась и развивалась в ногу со временем, став большим индустриальным центром Европы. Изменения коснулись и архитектуры, в моду вошли неоготика и авангард. И новоявленные нувориши, и устоявшаяся буржуазная прослойка — все пускали пыль в глаза, стараясь выделиться и перещеголять друг друга во всём. Они требовали яркого, экстравагантного оформления фасадов, оригинальных идей и индивидуального подхода. Для мастера это была отличная возможность проявить свой талант, получить всеобщее признание и славу.
  7. 1878 — 1879 гг. Первый общественный заказ А. Гауди выполнил за два года. Он спроектировал и реализовал знаменитые газовые фонари, которые по сей день украшают Королевскую площадь Барселоны.
  8. 1879 г. — дата вступления А. Гауди в Каталонскую ассоциацию научных изысканий. В этом же году талантливый зодчий переживает смерть сестры и берёт под опеку её дочь.
  9. 1882 г. Важнейший год в жизни Антонио Гауди, в котором началось возведение Собора Святого Семейства, получившего название Саграда Фамилия. Антонио делает проект для сооружения церкви, и эта работа становится самой длительной и основной в его жизни. Он посвятил ей более 40 лет, но так и не завершил до конца. Религиозный замысел гения состоял в том, чтобы построить Храм — центр католического христианства, символом которого был Христос. План здания выполнен в виде латинского креста, само здание состоит из трёх фасадов, каждый из которых олицетворяет собой Рождение, Страсти и Воскресение Христа. Любая деталь Храма символизирует частицу Бога, и её можно разглядывать вечно. Эта умопомрачительная постройка в стиле готического модерна стала венцом творения Антонио Гауди.
  10. 1883 — 1885 гг. Строительство Дома Висенс по заказу владельца керамической фабрики. Все стены покрыты разноцветной майоликой, с потолка свисают лепнины в форме сталактитов, двор наполнен изумительными фонарями и беседками. Настоящий дворец!
  11. 1884 —1887 гг. Гауди получил заказ от Эусеби Гуэля, полную свободу самовыражения и неограниченное количество денежных средств для реализации постройки. В этот период строится Павильон усадьбы Гуэля в Лес Кортс, конный двор и въездные ворота.
  12. 1886 — 1889 гг. Мастер возводит Дворец Гуэля — очередной именной проект по заказу своего друга.
  13. 1888 — 1894 гг. В этот период была организована всемирная выставка и Гауди принял в ней участие, представив миру свои творения. Помимо зданий он славился изготовлением мебели и производил замысловатые детали интерьера. В эти годы архитектор строит Епископский Дворец в Астроге для своего земляка — епископа, дом Каса, а также Колледж и приют им. Святой Терезы в Барселоне.
  14. 1895 — 1898 гг. Гауди рождает новый шедевр — винные погреба Гуэля, настоящее произведение искусства. Это потрясающей красоты кирпичная постройка в Гаррафе.
  15. 1898 — 1900 гг. Семейство Кальвет сделало заказ архитектору на строительство дома. Так в центре Барселоны на улице Касы появилась ещё одна знаменитая постройка Испании — Дом Кальвет. Городские власти оценили работу мастера и в 1900 г. Гауди вручили единственную в жизни публичную награду — за лучшее здание 1900 года.
  16. 1898 — 1916 гг. Гауди проектирует и затевает строительство церкви в Колонии Гуэля, но в итоге были построены лишь Крипта и Часовня.
  17. 1900 — 1909 гг. На берегу Средиземного моря, где некогда красовался загородный дворец короля, Гауди возводит не менее величественное здание. Это был заказ Марии Сагес на строительство дома, который можно сравнить разве что с замком из средневековья. Дом назвали Бельесгуард, что в переводе означает «красивый вид».
  18. 1900 — 1914 гг. В 1900 г. Гауди и Гуэль затеяли строительство огромного парка. Великий мастер подошёл к его осуществлению с воистину грандиозным размахом. Строился великолепный Парк Гуэля невероятных масштабов, дивный город с садом, в котором рождались богатейшие усадьбы. В одну из них поселился и сам Гауди, по соседству с Эусеби Гуэлем и известным адвокатом Триасом. Именно там находится известная всему миру скамья из мозаики в виде изгибающейся змеи. Её длинна составляет несколько сотен метров!
  19. 1904 — 1906 гг. Каса-Батльо — дом, построенный на основе литературного сюжета о том, как мифический дракон был убит Святым Георгием. Все просто поражались как удалось архитектору построить здание, которое того и гляди оживёт. Крыша дома оформлена в виде спины чудовища, этажи — в виде скелета, а стены напоминают его кожу.
  20. В 1906 г. Гауди, его отец и племянница поселяются в одном из особняков Парка Гуэля. Но пожить им всем вместе было суждено недолго — в тот же год умирает Франциско Гауди, отец Антонио.
  21. 1906 — 1910 гг. Антонио трудится над заказом семьи Мила. Каса-Мила или Дом Мила — последняя работа мастера из числа светских заказов. Гауди создает Дом Мила в стиле модерн и придумывает новейшую конструкцию планировки. Каменная постройка шестиэтажного дома с внутренними световыми колодцами и дворами получила название «Ла Педрера», что означает «каменоломня». До Антонио Гауди такую безопорную систему перекрытый не использовал ещё никто, а после него только спустя целый век появилась компьютерная программа НАСА, способная выполнять такие сложные расчёты!
  22. В 1908 г. архитектор взялся за исполнение заказа, который остался лишь на эскизах — это был отель Нью-Йорка.
  23. 1909 — 1910 гг. За два года построена приходская Школа Саграда Фамилия. Здесь Антонио увековечил свою безграничную любовь к морю, восхитив всех постройкой школьной крыши в виде морской волны.
  24. 1912 г. В 36 лет умерла племянница великого зодчего.
  25. В 1914 г. Гауди заканчивает все остальные проекты, переезжает в мастерскую Саграда Фамилия и полностью посвящает себя работе. На протяжении многих лет он собирает по крупицам денежные средства на строительство Храма и ведёт отшельнический образ жизни. За это его называли не иначе как «Божий архитектор», а спустя много лет начнётся процедура по его причислению к лику святых. По сей день ни один из архитекторов так и не рискнул встать на одну ступень с признанным гением и довести до конца его шедевр. Строительство идёт постепенно, очень медленно, всеобщими усилиями.
  26. В 1918 г. в своём доме, в парке, названном его именем, умер Эусеби Гуэль. Печали и скорби творца не было предела…
  27. 1926 г. Великий мастер вышел 7 июня на прогулку и случайно был сбит трамваем. Горожане не признали в нём знаменитого архитектора — за годы добровольного отшельничества он превратился из некогда ухоженного щёголя в неопрятного старика. Лишь спустя сутки капеллан увидел его на дороге и отвёз в больницу. Пролежав там пару дней, Антонио Гауди покинул сей бренный мир 10 июня, в возрасте 73 лет. Похоронили его 12 июня в крипте Храма, который так и не был им достроен.
Антонио Гауди

Антонио Гауди

Личная жизнь: одиночество гения

Однажды Гауди принял заказ на строительство посёлка от рабочего кооператива — это была одна из первых его работ. Для лучшего понимания в чём нуждаются простые рабочие, он лично посещал фабрики и заводы, опрашивал трудящихся. Так он повстречал Жозефину Мореу — обычную школьную учительницу в одном из пригорода Барселоны. Очарованный её красотой, Антонио влюбился как мальчишка, но любовь его взаимной не оказалась.

Жозефина Мореу

Жозефина Мореу

Хотя Антонио, по словам современников, был весьма хорош собой. Взгляд его голубых глаз разбил не одно девичье сердце! Он блистал в обществе и умом, и своими нарядами. Будучи щёголем, одевался по последней моде, обладал изящными манерами и завораживал своим красноречием. Но Жозефина ответила на его чувства отказом и не приняла предложение руки и сердца.

Второй случай с подобным отторжением в своей жизни он пережил несколько позднее, когда судьба свела его с одной американкой. Кем именно она была — доподлинно неизвестно. Но так и не вкусив плод ответной любви, Гауди окончательно разочаровался в женщинах и больше уже никогда не предпринимал попыток создать семью. Он всецело погрузился в свои проекты и полностью растворился в работе, вкладывая свои сердце и душу в каждую постройку, становившуюся шедевром. Так и окончив свою жизнь холостяком, Антонио Гауди не оставил после себя потомства.

Гауди показывает Собор Святого Семейства папскому нунцию кардиналу Франческо Рагонези (1915)

Гауди показывает Собор Святого Семейства папскому нунцию кардиналу Франческо Рагонези (1915)

Антонио Гауди: отпечаток проклятия и Божий дар

Современники считали Гауди безусловно гениальным архитектором, но слишком уж неординарным и эксцентричным, с сумасбродными идеями и несносным нравом.

Несмотря на дикие боли и общее недомогание, Антонио всю жизнь был очень трудоспособным и шустрым работником. Под его руководством шли многочисленные стройки, он вихрем носился по ним с эскизами и чертежами, а в его голове уже зрела очередная идея шедевра и намечался план проекта. Воистину, фантазия его не имела границ, а совершенство — предела.

А ведь среди каталонцев ходили слухи, что на Антонио лежит отпечаток колдовства и добром это не кончится. Злой рок или родовое проклятие — непонятно что тяготело над семейством Гауди.

Но все члены многочисленной семьи умирали один за другим. Мать Антонио родила до него двух сыновей, которые скончались, едва успев родиться, да и сам он был рождён в тяжёлых муках. На всю жизнь он запомнил слова матери о том, что если уж Бог даровал ему жизнь, то он будет жить обязательно, вот только осталось теперь узнать для чего. Врачи же констатировали тот факт, что мальчик очень слаб здоровьем и пророчили ему скорую кончину. Он знал их прогнозы, но жил и творил не смотря ни на что!

Упрямый и настырный, гордый и своенравный, вопреки всему и с Божьей помощью он обрёл свой смысл в жизни и посвятил всего себя искусству. Осталось множество недостроенных им сооружений, некоторые проекты так и застыли лишь в эскизах, а сколько идей не успели оставить свой след даже на бумаге! Но и всё сотворённое великим архитектором при жизни — бесконечно много для одного человека.

Похороны Антонио Гауди (12 июня 1926 г.)

Похороны Антонио Гауди (12 июня 1926 г.)

Послесловие

Решением ЮНЕСКО 2002 год был объявлен годом Гауди. Многие из работ А. Гауди признаны данной организацией всемирным наследием.

С 1992 г. начался длительный процесс по беатификации А. Гауди. В завершении процесса А. Гауди должен быть причислен к лику святых и стать покровителем всех архитекторов.

В 2003 г. епископы Каталонии направили в Ватикан запрос и А. Гауди официально стал Блаженным.


Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *