ФИО: | Тынянов Юрий Николаевич |
Дата рождения: | 6 (18) октября 1894 г. |
Место рождения: | Резекне, Латвия |
Знак зодиака: | Весы |
Деятельность: | Писатель, литературовед, критик, драматург, сценарист, переводчик |
Дата смерти: | 20 декабря 1943 г. (49 лет) |
Детство и юность
Юрий Тынянов родился 6 (18) октября 1894 года в городе Режице в Витебской губернии (сейчас это Резекне на территории Латвии) в семье доктора Насона Ароновича (Николая Аркадьевича) Тынянова. Мама Софья Борисовна была совладелицей кожевенного завода.
В девятилетнем возрасте Юрий поступил в псковскую гимназию, которую окончил с серебряной медалью в 1912 году. Уже в гимназических сочинениях Юрия отразился его индивидуальный взгляд на литературу, в гимназии он также начал писать стихи и решил посвятить жизнь истории литературы.
Краткая биография
- 1912 – поступил в Петербургский университет на славяно-русское отделение историко-филологического факультета.
- 1918 – окончил учебу и оставлен в университете на кафедре русской литературы для ведения научной работы.
- 1919 (по другим данным 1920) – вступил в Общество по изучению поэтического языка (ОПОЯЗ). Участники Общества стали создателями формального метода в литературоведении, отличающегося новаторским подходом к изучению формы произведений искусства и поэтического языка. Участие в Обществе повлияло на становление Тынянова как ученого.
- 1918-1921 – работал переводчиком в Коминтерне. Также читал публичные лекции по истории искусств и преподавал литературу в школе.
- 1920-е – созданы литературоведческие работы о А.С. Пушкине, литературно-исторические очерки о творчестве Некрасова, Тютчева, Брюсова, Блока.
- 1921-1930 – профессор Российского института истории искусств, читал в институте лекции по русской литературе.
- 1921 – первая публикация: статья «Гоголь и Достоевский. К теории пародии». В ней были выявлены и проанализированы стилевые различия между писателями.
- 1924 – опубликована статья «Проблемы стихотворного языка» – главный теоретико-литературный труд Тынянова. В ней автор, по сути, предложил научное объяснение тайны поэтического слова, размышляя о соотношении частей и целого литературного произведения, о коренных различиях между поэзией и прозой, о связи между звучанием и значением слова, об изменении значения и смысла слова в зависимости от конструкции стиха.
- 1926 – опубликован роман «Кюхля» — первое художественное произведение Тынянова. Над книгой он начал работать по просьбе К.И. Чуковского, предложившего написать небольшую книжку о В. Кюхельбекере. В результате работа вылилась в историко-биографический роман о жизни друга Пушкина, революционера-декабриста. В романе его жизнь описана от момента поступления в Царскосельский лицей до последних дней в ссылке. Произведение создано после глубокого изучения автором рукописей и дневника Кюхельбекера, исторических материалов и документов первой половины 19 века. Роман был тепло принят читателями и критикой и принес автору известность талантливого прозаика.
- 1926 – по сценарию Тынянова создан художественный фильм по мотивам повести Гоголя «Шинель». Позднее по его сценариям были сняты фильмы «СВД (Союз великого дела)», «Ася», «Поручик Киже».
- 1927-1928 – в журнале «Звезда» публикуется роман «Смерть Вазир-Мухтара», повествующий о событиях последнего года жизни А.С. Грибоедова. Автору удалось создать нехрестоматийный, но глубокий и достоверный образ главного героя. Грибоедов в изображении Тынянова трагически одинок и никем непонят: власти видят в нем опасного вольнодумца, а представители прогрессивных сил – благополучного дипломата, царского сановника.
- 1928 – в журнале «Красная новь» опубликована повесть Тынянова «Подпоручик Киже». Она основана на историческом анекдоте и представляет гротескную картину действия самодержавно-бюрократического аппарата при императоре Павле I. В системе, основанной на страхе и слепой вере в ее непогрешимость, канцелярская ошибка молодого писаря приводит к цепи абсолютно бессмысленных, доходящих до абсурда действий персонажей. Позднее были написаны повести «Восковая персона» и «Малолетний Витушишников», составившие вместе с «Подпоручиком Киже» историко-сатирическую трилогию.
- 1929 – вышел из печати сборник литературоведческих статей о литературе первой трети 19 века «Архаисты и новаторы». В него вошли работы, написанные автором за предыдущие девять лет.
- 1920-е, конец – частичная потеря трудоспособности в связи прогрессированием тяжелого заболевания, рассеянного склероза, которым Тынянов страдал с молодых лет.
- 1930-е, начало – начал работу над романом «Пушкин». Роман был задуман как эпическое произведение о жизни великого поэта. Из-за болезни Тынянову не удалось полностью осуществить замысел: в описании жизни Пушкина он дошел только до 1820 года.
- 1936 – Тынянов переехал из Ленинграда в Москву и возглавил работу по подготовке к изданию книг серии «Библиотека поэта». В этом же году опубликованы 1 и 2 части романа «Пушкин» – «Детство» и «Лицей». Первая часть романа основана на плане автобиографии Пушкина, известном под названием «Программа записок».
- 1941 — во время Великой Отечественной войны эвакуирован в Пермь. Там была написана третья часть романа «Пушкин» – «Юность». Над ним писатель работал до последнего дня жизни. Несмотря на то, что он остался незавершенным, это целостное произведение о детстве и юности поэта.
- 1943, 20 декабря – умер в Москве.
Личная жизнь
В 1916 году в Петрограде Юрий женился на Лее (Елене) Зильбер (по первому браку Качановская). С ней и ее братьями Львом и Вениамином Зильберами он был знаком со времени учебы в Псковской гимназии.
Елена Александровна была талантливым музыкантом, училась в Петербургской консерватории по классу виолончели, но из-за болезни руки не закончила ее и стала музыковедом. Она – автор книги об Антонио Страдивари. В 1916 году в семье родилась дочь Инна. Супруга Юрия Николаевича пережила его меньше, чем на год.
Инна Юрьевна стала литературным переводчиком, переводила с испанского и португальского языков прозу и поэзию. Умерла в 2004 году.
Заключение
Юрий Тынянов – выдающийся русский советский теоретик и историк литературы, литературный критик и писатель. Научные работы Тынянова, принадлежащие направлению русского формализма, оказали значительное влияние на развитие филологической мысли, методологию и терминологию литературоведения, на семиотику.
Поэтический талант Тынянова реализовался в переводческих работах. Им переведены сборники «Сатиры», «Стихотворения» и поэма «Германия. Зимняя сказка» Г. Гейне.