ФИО: | Кандинский Василий Васильевич |
Дата рождения: | 4 (16) декабря 1866 г. |
Место рождения: | Москва |
Знак зодиака: | Стрелец |
Деятельность: | Художник |
Дата смерти: | 13 декабря 1944 г. (77 лет) |
Детство и юность
Выдающийся художник Василий Васильевич Кандинский родился 16 декабря 1866 года в Москве. По линии отца – Василия Сильвестровича, прославленного купца и коммерсанта – семья принадлежала древнему знатному роду с богатой историей и традициями, а мать – Людмила Тихеева – имела немецкие корни.
Жили всегда обеспечено, много путешествовали по городам России и Европы. Василию Кандинскому было 6 лет, когда семья переехала в Одессу, там его отец стал управляющим чайной фабрикой.
Образование будущего художника началось в стенах классической гимназии. Он активно занимался музыкой и рисованием. Несмотря на то, что он проявлял неординарные способности в изобразительном искусстве, родители считали, что делом жизни сына должна стать юриспруденция. В 20 лет Василий Кандинский возвращается в родной город, где начинает учебу на юридическом факультете Московского университета.
Краткая биография
- 1892 – Василий Кандинский получает диплом юриста и женится на Анне Чемякиной.
- 1893 – Начинает строить успешную карьеру, получает звание доцента, занимается преподавательской деятельностью.
- 1895 – Посещает выставку французских импрессионистов в Москве. Особое влияние на 13-летнего Кандинского производит работа Клода Моне «Стог сена». Другим знаковым впечатлением стала опера Рихарда Вагнера «Лоэнгрин».
- 1896 – Кандинскому предлагают престижное профессорское место в университете горда Тарту. Но именно тогда в его мировоззрении происходит настоящий переворот: забросив карьеру под влиянием сильных эстетических переживаний, будущий художник полностью посвящает себя живописи. В том же году уезжает в Мюнхен.
- 1987 – Берет частные уроки у художника Антона Ажбе – восполняет профессиональные пробелы, обретает основные академические навыки.
- 1900 – Поступает в Мюнхенскую художественную академию, в класс Франца фон Штука, эстетические взгляды которого поначалу кажутся Кандинскому близкими, но в академических «тисках» начинающему художнику быстро становится некомфортно.
- 1901 – Креативная натура и большие амбиции Кандинского реализуются в создании творческого объединения «Фаланга». Кроме организации выставок, он создает собственную художественную школу, где начинает преподавать живопись.
- 1903 – Благостное течение жизни переворачивает знакомство с молодой художницей Габриэль Мюнтер. Завязывается бурный роман и они вместе покидают Германию, много путешествуют по Европе, активно продвигают свою живопись, участвуют во множестве выставок. В последующие годы Кандинский с Мюнтер побывают в Италии, Франции, Северной Африке и России.
- 1908 – Пара останавливается в городке Мурнау, близ Баварских Альп. У Кандинского начинается период поисков и экспериментов: он отказывается от импрессионистских и абстрактных находок в пользу броского колорита фольклорных мотивов.
- 1911 – Совместно с экспрессионистом Францом Марком Кандинский создает объединение «Синий всадник», в него входят не только художники, но и композиторы, и даже танцоры. В этом же году проходит первая персональная выставка. Другим важным событием становится публикация знаменитого трактата художника «О духовном в искусстве» — размышления об отказе от фигуративной живописи, принципах и законах абстракционизма, психологических аспектах цвета и его влияния на зрителя. На фоне блестящих успехов тех лет, меркнет развод с первой женой Анной.
- 1914 – С началом Первой мировой войны, Кандинский вынужденно возвращается в Россию. Его творчество получает новый виток благодаря влиянию русского авангарда.
- 1917 – После революции Кандинский становится профессором Московского университета, активно занимается охраной памятников искусства, пропагандой своих художественных воззрений и теорий.
- 1921 – Кандинский вместе со второй супругой Ниной Андреевской уезжает в Берлин, чтобы участвовать в выставке русского искусства. В СССР семья живописца больше не вернется. В Германии ему сразу предлагают место в Баухаузе, там он преподает настенную живопись и разные теоретические дисциплины, увлекает своих студентов идеей синтеза разных искусств на поверхности одного холста. Кандинский становится одним из передовых идеологов и воплотителей абстрактной живописи.
- 1928 – Благодаря успеху и известности получает гражданство Германии.
- 1933 – С приходом к власти нацистов, начинается массовое преследование всех авангардных художников. Гонением подвергаются и советские эмигранты, которые представляют «коммунистическую угрозу». Художник с семьей уезжает во Францию.
- 1937 – В Берлине часть живописных холстов Кандинского попадает на выставку «дегенеративного искусства», другие картины, оставленные в Германии, уничтожаются. Попытка эмиграции в США оканчивается неудачей, семья остается в Париже.
- 1944 – 13 декабря Василий Кандинский умирает в возрасте 77 лет, во французском городке Нейи-сюр-Сен. Похоронен на Новом кладбище Нёйи, около Парижа.
Личная жизнь
Первый раз Василий Кандинский женился в 1892 году. Ему было 26, а супруге – Анне Филипповне Чемякиной – 32 года. Она была его двоюродной сестрой по отцовской линии. Детей у них не было, но Анна была ему по-матерински прекрасной женой, незаменимой опорой: всегда терпима, сдержанна и благородна.
Такой она оставалась даже когда у мужа завязался роман с одной из студенток его художественного класса в Мюнхене. Молодая художница Габриэль Мюнтер привлекала уверенностью в себе и силой личности, Кандинский же покорил ее тем, что сумел эту личность разглядеть. Этот роман длился почти 10 лет, до того момента, как художник официально развелся с Анной.
Сначала Василий и Габриэль общались как две родственные души и сами не заметили, что отношения переросли из дружеских в любовные. Тайно обручившись, они путешествовали по Европе, и только в 1908 году, вернувшись в Баварию, стали жить открыто. Начался плодотворный для обоих творческий период, но по мере того как расцветало искусство художника, взаимное чувство угасало. Уже после развода с Анной в 1911, году Габриэль и Кандинский еще пытались удержать отношения. С началом войны они перебрались в Швейцарию, откуда Кандинский вскоре уехал в Россию один. Мюнтер отчаянно надеялась, что все наладится, когда он вернется. Но Кандинский на родине узаконил свои отношения совсем с другой женщиной…
Его второй женой стала Нина Андреевская. Оба утверждали, что это была любовь с первого взгляда, хотя многие упрекали женщину в том, что она «выскочила» замуж ради того, чтобы быть женой знаменитого художника.
Когда Кандинскому предложили работу в Германии, семья, не задумываясь, оставила Советскую Россию. Их единственный ребенок – сын Всеволод – родившийся в конце 1917-го, прожил всего три года. Для Кандинского это был тяжелейший удар.
Единственным счастьем и опорой художника до конца его дней оставалась Нина. Когда в Германии к власти пришел Гитлер, супруги бежали в Париж, где их ждала непростая жизнь и постоянная нужда.
Влияние и наследие
Поиски нового синтетического искусства, органического изображения, попытки создать на холсте цветовую музыку – то, чему посвятил основную часть своей жизни Кандинский – оказало огромное влияние на весь художественный мир и дало сильнейший импульс для возникновения большого количества последующих концепций в современном искусстве.
Художественное наследие Кандинского дошло до наших дней благодаря женщинам, музам, искренне любящим и свято верящим в его гениальность. Габриэль Мюнтер прятала его работы от нацистов, а Нина Андреевская не распродала картины за бесценок, когда в тяжелые времена семье нужны были деньги. Сегодня Василий Кандинский – один из самых дорогих русских художников, на аукционах его творения уходят с молотка за миллионы долларов.