ФИО: | Шухов Владимир Григорьевич |
Дата рождения: | 16 (28) августа 1853 г. |
Место рождения: | Грайворон, Белгородская область |
Знак зодиака: | Дева |
Чем известен: | Инженер, изобретатель, архитектор |
Дата смерти: | 2 февраля 1939 г. (85 лет) |
Детство и юность
16 (28) августа 1853 года в городе Грайвороне Курской губернии в семье коллежского секретаря родился сын Владимир. Григорий Петрович Шухов, глава семейства, слыл человеком заметным, но бедным: выпускник Харьковского университета, свободно владеющий несколькими языками, прекрасно знающий историю и искусство, но не имеющий ничего, кроме жалованья чиновника ведомства народного просвещения.
Жена Григория Петровича происходила из семьи состоятельных помещиков Пожидаевых. Естественно, родные Веры Капитоновны не были в восторге от такой партии. Но молодые люди все же обвенчались в 1848 году. В семье родилось четверо детей: Надежда, Владимир, Ольга, Александра. Владимир Григорьевич оказался единственным сыном, и с раннего возраста ощущал ответственность за свое поведение.
Большая часть детства Володи Шухова прошла в Курской губернии в имении бабушки. Когда настало время поступления в гимназию, его привезли в Петербург, куда перебралась семья Шуховых. Путешествие и первая встреча с техническими достижениями – железной дорогой, водонапорными башнями, мостами, оставили глубокий след в душе мальчика. Первый вопрос, который был задан отцу при встрече: «Папенька, а кто построил железную дорогу?».
В гимназии Владимир Шухов учился на «отлично». По любым предметам – будь то словесность, латынь или закон божий, история, он получал оценку 12. Но особенно, мальчика увлекала математика. Ко всеобщему удивлению, он дал собственное доказательство теоремы Пифагора.
В 13-летнем возрасте, чтобы не быть семье в тягость, Владимир решил стать репетитором. В 1871 году после окончания гимназии с отличием, юноша сделал решительный шаг: вместо университета поехал в Москву и поступил в Императорское техническое училище. Учеба в университете проделала бы значительную брешь в шатком бюджете семьи, а попасть в число «казеннокоштных» воспитанников училища, означало жить на полном обеспечении казны. Конечно, Владимиру пришлось пройти строгий отбор. Для таких, как он, выделялось всего 15 мест из 100.
Еще до окончания Императорского училища Владимир Григорьевич сделал и воплотил в мастерских свое первое изобретение: форсунку для сжигания мазута. С 1880 года запатентованное изобретение служит теплотехникам до сих пор, не уступая появившимся позже конструкциям.
Краткая биография
- 1876 г. – окончание с отличием Императорского технического училища и присвоение звания «инженер-механик».
- 30 апреля 1876 г. – «прикомандирование к ученой комиссии, отбывающей в Америку с целью сбора научных материалов и составление чертежей интересных в техническом плане предметов, с выдачей пособия на путевые издержки в размере 800 рублей».
- Вторая половина 1876 г. – поездка в Америку. На промышленной выставке в Филадельфии Владимир Григорьевич знакомится с Дмитрием Ивановичем Менделеевым и Александром Вениаминовичем Бари, вольнослушателем Массачусетского технологического института в Бостоне.
- 1877 г. – вольнослушатель Петербургской военно-медицинской академии. Идет война на Балканах, Владимир Григорьевич решает стать врачом. Одновременно работает в должности начальника чертежного бюро Управления Варшавско-Венской дороги. Организм не выдерживает нагрузки, консилиум врачей рекомендует срочно переехать в теплые края во избежание чахотки. После встречи с американским знакомым Александром Вениаминовичем Бари принимает предложение возглавить отделение его компании в Баку.
- 1878 г. – Шухову удалось решить проблему транспортировки нефти. Первый в России нефтепровод по проекту Шухова был построен в 1879 году. Длиной 10 км, нефтепровод соединял промысел с городом, где располагались нефтеперерабатывающие заводы. Это позволило снизить доставку пуда сырой нефти с 6 до 2 копеек. Уже в советское время под руководством Шухова были воплощены грандиозные проекты нефтепроводов: Баку – Батуми длиной 883 км, Грозный – Туапсе длиной 618 км.
- 1880 г. – переезд в Москву. Организация в составе фирмы Бари особого, постоянно действующего проектного бюро.
- 1883 г. – строительство первого резервуара для керосина по системе Шухова. Его диаметр превышал 30 метров, высота – 8,5 метров, емкость – 300 тысяч пудов. Всего фирма Бари построила свыше 20 тысяч шуховских резервуаров. Некоторые из них служат до сих пор.
- 27 ноября 1891 г. российский Департамент торговли и мануфактур выдал Владимиру Шухову привилегию на десятилетний срок. В тексте подробно описывались приборы для непрерывной дробной перегонки нефти и подобных жидкостей. Установка в целом позволяла получить больше керосина, чем его содержалось в природном сырье путем расщепления тяжелых фракций при перегонке.
- 1893 г. – на воду была спущена первая шуховская нефтеналивная баржа длиной 172 метра грузоподъемностью 12 тысяч тонн. 16 лет спустя общая грузоподъемность барж составляла 3,5 млн тонн. В годы гражданской войны баржи использовались как плавучие батареи во время боев на Волге и Каме.
- 1896 г. – паровые котлы, разработанные Шуховым, были удостоены высшей награды на XVI Всероссийской художественно-промышленной выставке в Нижнем Новгороде, а в 1900 году на Всемирной выставке в Париже принесли изобретателю почетный диплом и Большую настольную золотую медаль.
- 1914 г. – начало Первой мировой войны. Один из первых военных заказов – проектирование и сооружение больших судов, служащих воротами доков для ремонта поврежденных кораблей. Следующий госзаказ – конструирование плавучих мин и бон для швартовки подводных лодок. Особенной успешной разработкой оказались платформы для осадных орудий. Они развертывались в боевое положение за 30 минут. Система Шухова придавала осадной артиллерии небывалую ранее подвижность.
- 1918 г. – фирма Бари была национализирована. Но еще до того Владимир Григорьевич Шухов стал членом рабочего правления одного из головных предприятий фирмы, продолжая руководить проектным бюро под названием «Строительная контора Мосмашинотреста». Контора занималась восстановлением железнодорожных мостов, разрушенных в период гражданской войны.
- 1920 г. – начало строительства самого известного сооружения, созданного Шуховым. Башня для установки антенн мощной радиостанции предназначалась для обеспечения связи центра молодой республики с ее окраинами и зарубежьем. Шухов разработал не только сам проект, но и технологию сборки.
- 1928 г. – Владимиру Григорьевичу Шухову присвоено звание Героя Труда за выдающуюся деятельность «в области нефтяного дела». Годом ранее, в 1927 году Академия наук СССР избрала его членом-корреспондентом, а через два года было присвоено звание почетного академика.
- 1926-1934 гг. – активная деятельность: руководит строительством крекинг-завода, занимается проектированием цехов Магнитогорского и Кузнецкого металлургических комбинатов, создает проекты опор для линий электропередачи и антенных систем мощных радиостанций, проектирует газгольдеры и авиационные ангары, мосты, паровые котлы улучшенной системы. В 1932 году после землетрясения в Самарканде по системе Шухова всего за 4 дня выпрямляют и ставят на прочное основание поврежденный минарет.
- 2 февраля 1939 г. на 86-ом году жизни Владимир Григорьевич Шухов скончался вследствие трагической случайности. От случайной искры на нем вспыхнула одежда. Организм не справился с тяжелыми ожогами. Академик был похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
Личная жизнь и увлечения
Владимир Григорьевич Шухов женился довольно поздно, в 1894 году, на Анне Николаевне Мединцевой. Со своей будущей женой познакомился в Воронеже, куда ездил по служебным делам. Сначала Шуховы жили в одном из переулков недалеко от Покровских ворот, а позже в районе Арбата. Постепенно семья росла – появились дочери Ксения и Вера, сыновья Владимир, Сергей, Фавий.
Утром Шухов уезжал в контору, а вечером возвращался домой пешком, занимался с детьми. После ужина уходил к себе в кабинет и работал до глубокой ночи.
Вплоть до самой старости основным увлечением оставался спорт. В молодые годы Владимир Григорьевич увлекался велосипедным спортом, зимой катался на коньках и лыжах, летом занимался стрельбой из лука.
Несмотря на занятость, Шухов находил время для чтения. Владимир Григорьевич увлекался не только театром, но и внес своеобразный вклад в развитие этого искусства: по его проекту были сооружены: вращающаяся сцена для МХАТа, покрытие театра им. Волкова в Ярославле, театральное здание в саду Аркадия в Петербурге.
Еще одним страстным и многолетним увлечением была фотография. Про себя он говорил: «Я в душе фотограф». Сделанные снимки являются свидетелями истории, летописью событий, в которых ему довелось участвовать.
Вклад и память
Владимир Григорьевич Шухов был удивительным человеком, сочетавшем в себе знания ученого с практическим опытом в механике, строительстве, теплотехнике. Прошло более 80 лет со дня его смерти, а сооружения и технологические новшества продолжают до сих пор служить человечеству.
Решение вопросов транспортировки нефти, строительство резервуаров для хранения, нефтеналивные баржи, изобретение крекинга положило начало развитию нефтедобывающей отрасли в России.
Эти конструкции были использованы во многих зданиях: ресторан «Метрополь», Главпочтамт на Тверской, Верхние торговые ряды, магазин на Петровке – ЦУМ. А венцом творения явилась шуховская телебашня, которая до сих пор поражает изящностью силуэта и является вершиной инженерного искусства прошлого века.