Гюстав Эйфель — биография инженера


Александр Гюстав Эйфель

Полное имя: Александр Гюстав Эйфель
Дата рождения: 15 декабря 1832 г.
Место рождения: Дижон, Бургундия, Франция
Знак зодиака: Стрелец
Деятельность: Инженер-строитель
Дата смерти: 27 декабря 1923 г. (91 год)

Гюстав Эйфель увековечил свое имя в истории как великий французский инженер-проектировщик и архитектор. Закончив центральную школу искусств и мануфактур во французской столице, он начал работать в компании, которая занималось проектированием и возведением железнодорожных мостов и переправ. В течение нескольких лет он осваивал эту специализацию, ему удалось стать руководителем строительством моста, а вскоре он создал собственную фирму «Eiffel & Cie».

Эйфель был задействован в проектировании и возведении нескольких мостовых сооружений, в том числе он построил знаменитый железнодорожный металлический мост Виадук Гараби, который на тот момент времени был самым высоким мостом на планете. Он работал не только на родине. Он имел опыт работы в таких странах, как США, Испания, Перу, Мексика, Бразилия, Чили, Уругвай и другие.

Эйфель участвовал в проектировании и постройке многих известных сооружений, включая Церковь Сан Педро Андагуаилильяс в Перу, «Гранд-отель Траян» в Яссах, Румыния, пирс Конак в Измире, Турция и Собор Святой Марии в Чиклайо, Перу.

Одной из его самых знаменитых работ считается проектирование металлической конструкции «Статуи Свободы» в Нью-Йорке, которая досталась Эйфелю после внезапной кончины ее первоначального инженера.

Наиболее известной и значимой работой Эйфеля, конечно же, считается «Эйфелева башня» в Париже. После того как он ушел из инженерного дела и вышел на пенсию, он потратил оставшуюся часть жизни исследованию метеорологии и аэродинамики.

Ранние годы и образование

Будущий инженер Александр Гюстав Эйфель появился на свет 15 декабря 1832 года в восточном французском городе Дижоне. Он был старшим ребенком в семье. Его мать звали Катрин-Мелани (урожд. Монез), она занималась бизнесом в угольной сфере, который перешел ей от родителей по наследству. Отец и глава Александр Боникхаузен дит Эйфель, был военным и служил как администратор во французской армии, немного позже присоединился к делу супруги. Он приходится потомком Маргариты Фредерик (урожд. Лидериз) и Жана-Рене Беникхаузена, которые перебрались из немецкой деревни Мармаген и обосновались в Париже в начале XIX века.

Родители Эйфеля

Родители Эйфеля

Поскольку его семья происходила из региона неподалеку от гор Эйфель, она и взяла фамилию «Эйфель». Родители были сильно заняты бизнесом, поэтому большую часть ранних лет он провел под присмотром бабушки. Компания была достаточно успешной, Катрин-Мелани решила продать ее в 1843 году и обеспечила себе безбедную жизнь вплоть до своей кончины в 1878 году.

Гюстав Эйфель в 7 лет

Гюстав Эйфель в 7 лет

Несмотря на то что семья всегда использовала фамилию Эйфель, официально зарегистрированное имя Гюстава на момент рождения было Боникхаузен дит Эйфель и поменялось на Эйфель только ближе к 1880 году.

Гюстав получил образование и степень бакалавра естественных и гуманитарных наук в дижонском Королевском лицее. Хотя изначально он находил учебный процесс довольно скучным и считал это бесполезной тратой времени, последние 2 года он учился очень серьезно. Его дядя химик и промышленник Жан-Батист Моллера и его друг-химик Мишель Перре внесли существенный вклад в обучение Гюстава многим дисциплинам, таким как философия, теология, химия и горное дело.

Для подготовки к экзаменам во французские инженерные колледжи, Гюстав учился в колледже Сент-Барб в Париже. Он смог получить возможность поступить в 2 наиболее статусные школы – Политехническую школу и Центральную школу искусств и мануфактур. Его выбор пал на последнюю. Участь на 2-ом курсе он решил получать специализацию по химии и в 1855 году занял 13-е место из 80 претендентов. В том же году в Париже проходила Всемирная выставка, и мать Эйфеля смогла купить туда абонемент.

Развитие карьеры

Закончив учебу, на протяжении нескольких месяцев он работал бесплатно, оказывая содействие своему зятю на литейном заводе. Первую настоящую должность с зарплатой он получил в качестве секретаря Шарля Непве, который был инженером путей сообщения.

Фирма Непве вскоре была признана банкротом, а он нашел Эйфелю работу по проектированию моста из листового железа протяженностью 22 метра для железной дороги Сен-Жермен. Часть предприятий Непве были в будущем приобретены Compagnie Belge de Matériels de Chemin de Fer. Непве получил должность управляющего директора двух парижских фабричных производств и предложил Гюставу должность руководителя исследовательского отдела.

В 1857 году Непве удалось заключить контракт на возведение ЖД моста через реку Гаронна в Бордо, который соединил линию Париж-Бордо с линиями, идущими до Сета и Байонны, который включал в себя возведение моста с железными балками длиной 500 метров, который поддерживают 6 пар речных каменных опор. Их постройка происходила по новаторским на то время методикам. Изначально Эйфелю поручили сборку металлоконструкций, и в результате он взял на себя полное управление всем проектом от Непве, который ушел в отставку в начале весны 1860 года.

Гюстав Эйфель в молодости за работой

Гюстав Эйфель в молодости за работой

Эйфель получил должность главного инженера «Бельгийской компании по производству материалов» и смог заслужить дальнейшее повышение. Бизнес компании со временем пришел в упадочное положение, он покинул ее в 1865 году.

Вскоре Эйфель начал самостоятельную деятельность в качестве инженера-консультанта и участвовал в возведении ЖД-станций в Тулузе и Ажене. В 1866 году он смог получить контракт на надзор за постройкой локомотивов для Египетского правительства, для этого он отправился в эту страну.

Его выросший авторитет архитектора и инженера-строителя позволил ему реализовать больше новых, интересных проектов, и в 1866 году он организовал собственную мастерскую и стал претворять в жизнь проекты во многих странах мира. Одним из таких проектов стало цельнометаллическое строительство Собора Святого Марка в Арике, Чили. Разные части проекта были произведены во Франции и отправлены на место для финальной сборки. Технические инновации проекта были смелыми и прогрессивными, как, например, сборка консольных конструкций).

6 октября 1868 года совместно с немецким инженером Теофилом Сейригом он дал старт компании «Eiffel et Cie» и смог получить несколько значимых проектов.

Всемирная выставка, которая прошла в 1878 году, еще сильнее укрепила его авторитет как ведущего инженера-строителя того периода. Многие проекты выставки построены Эйфелем.

В 1879 году он прекратил сотрудничество с Теофилом Сейригом, а компания получила новое название «Compagnie des Établissements Eiffel». Этот же год ознаменовался реализацией ими проекта по строительству металлического ЖД моста Garabit Viaduct через реку Ферран во Франции. Мост, который был построен в 1884 году, на тот момент времени считался самым высоким мостом на всей планете, пополнив копилку известных проектов Эйфеля.

В 1881 году с ним на связь вышел французский скульптор Фредерик Огюст Бартольди, который предложил ему разработать внутреннюю металлическую конструкцию «Статуи Свободы» в Нью-Йорке, после скоропостижной кончины инженера Эжена Виолле-Ле-Дюка в 1879 году. Первоначально она была собрана в его парижской мастерской, а после проб и проверок ее разобрали и по частям отправили в США для окончательной сборки. Открытие статуи произошло в 1886 году.

Продолжая свое развитие, в 1886 им был разработан купол «Ниццкой обсерватории». Купол, который мог двигаться, и на тот момент, был самым большим в мире в своем роде.

Главным шедевром Эйфеля, конечно же, является «Эйфелева башня» во французской столице. Ее разработка началась в 1887 году и включила в себя 2,5 млн заклепок и 12 тыс. других компонентов, которые были сделаны таким образом, чтобы в собранном виде были способны выдержать давление ветра. 2 года ушло на ее постройку, высота составила 300 метров. Она стала не просто туристическим объектом, но и произведением искусства.

Гюстав Эйфель на «Эйфелевой башне»

Гюстав Эйфель на «Эйфелевой башне»

В 1887 году ему удалось получить контракт на строительство шлюзов для Панамского канала. Он подорвал свое реноме после обвинения в хищении средств вместе с Фердинандом Де Лессепсом, который руководил «Французской компанией Панамского канала» и его сыном. Хотя он и был просто подрядчиком, ему предъявили обвинение по сбору денег под ложным предлогом и растрате средств. В итоге, 9 февраля 1893 года, суд приговорил его к 2 годам тюремного заключения и штрафу 20 000 франков. Но вскоре последовала апелляция в Кассационный суд и с него были сняты все обвинения и обязательства.

Эйфель в 1910 году

Эйфель в 1910 году

Последние годы и смерть

Он покинул Compagnie des Etablissements Eiffel и ушел на пенсию. Но он не сидел сложа руки, его сильно интересовала метеорология и аэродинамика. Интерес к этим сферам был вызван проблемами, с которыми он столкнулся, когда изучал воздействие силы ветра на построенные им объекты. Он начал проводить опыты, а в 1905 году построил собственную лабораторию, где спустя 4 года построил первую аэродинамическую трубу.

В 1913 он был удостоен медали Сэмюэля П. Лэнгли за аэродинамику. В 1907 и 1911 он опубликовал исследования о сопротивлении воздуха в авиации, которые имели огромную ценность для инженеров.

В поздние годы

В поздние годы

Свой последний вздох Гюстав Эйфель сделал 27 декабря 1923 г. на 92-ом году жизни на территории своего особняка на улице Рабле в Париже. В это время он слушал 5-ю симфонию Бетховена. Последнее пристанище великий строитель обрел на кладбище Леваллуа-Перре в семейной усыпальнице.

Значение Эйфеля сложно переоценить. Он применял новаторские методы, сочетая их с аналитическим подходом, с требованием высоких стандартов точности чертежей и производственных процессов. Его вклад в аэродинамическую науку, вероятно, не менее значим, чем его работа инженера.

Личная жизнь

В самом начале 1860 года Гюстав заявил родителям о намерении жениться на девушке Луизе из Бордо, которая имела богатое происхождение и потенциальное большое наследство. Мать Луизы считала, что Эйфель — охотник за богатством, поэтому сорвала брак. В будущем Гюстав еще несколько раз пытался взять в жены богатых наследниц, но это заканчивалось примерно так же.

Его супругой стала Мари Маргарита Годле. Свадьба состоялась 8 июля 1862 года. Эйфелю тогда было 29 лет, а супруге 17. В этом союзе родились 5 детей, 3 дочери: Клэр Мари (1863-1934), Лора Жанна (1864-1958) и Валентина (1870-1966) и 2 сына: Жозеф Александр Эдуард (1866-1933) и Алберт Леон Александр (1873-1941).

С семьей

С семьей

Они прожили вместе 15 лет, прежде чем Мари, которая отличалась слабым здоровьем, заболела пневмонией и скончалась в 1887 году. Этот брак так и остался единственным в жизни Эйфеля.


Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *