ФИО: | Одоевский Владимир Федорович |
Дата рождения: | 30 июля (11 августа) 1804, либо 1 (13) августа 1804 г. |
Место рождения: | Москва |
Знак зодиака: | Лев |
Деятельность: | Писатель, мыслитель |
Дата смерти: | 27 февраля (11 марта) 1869 г. (64 года) |
Детство и юность
30-ого июля, или первого августа по старому стилю (сведения разнятся) 1804 года в Москве родился наследник одного из древнейших дворянских родов Российской империи. Сложись история несколько по-другому и, кто знает, его предки стали бы властителями Древней Руси. Родители появившегося на свет мальчика были потомками представителей старшей ветви Рюриковичей. Фёдор Иванович, его отец, был внуком князя. Иван Васильевич – сановник при дворе Елизаветы Петровны, председатель одной из учреждённых Петром I коллегий. От одной из его дочерей вёл своё происхождение Лев Толстой. А вот мать Владимира Фёдоровича Одоевского была всего лишь дочерью прапорщика.
Когда ему было четыре года, отец умер. Авдотья Петровна вторично вышла замуж, а его воспитывал двоюродный дядя по отцовской линии. Дмитрий Андреевич Закревский, генерал императорской армии, жил тогда в Малом Козловском переулке. Оказавшись в долгах по вине одной из своих последующих опекунш, генеральши Аграфены Глазьевой, он выпустился из Московского университетского благородного пансиона почти разорённым. Но особого значения он, как вспоминали современники, этому, как и знатному происхождению, не придавал.
Краткая биография
- 1816 год. Поступление в Московский университетский благородный пансион.
- 1823 год. Начало службы в Московском архиве Коллегии Иностранных дел.
- 1824 год. Выпуск первого номера журнала «Мнемозина».
- 1826 год. Переезд в Санкт-Петербург.
- 1827 год. Женитьба.
- 1833 год. Выход в свет «Пёстрых сказок с красным словцом».
- 1834 год. Первое издание «Городка в табакерке».
- 1839 год. Издание первого музыкально-критического сочинения.
- 1844 год. Издание трёхтомного сборника сочинений.
- 1845 год. Решение стать одним из членов-учредителей русского Географического общества.
- 1846 год. Создание общества посещения бедных.
- 1846 год. Переход на службу в Императорскую публичную библиотеку и Румянцевский музей.
- 1850 год. Открытие Максимилиановской лечебницы при участии Одоевского.
- 1861 год. Возвращение в Москву.
- 1862 год. Назначение сенатором.
- 1869 год. Болезнь и уход из жизни.
Зрелые годы
Во время учёбы он жил у дяди, в маленькой квартирке. Дом располагался в Газетном переулке. Сын Петра Ивановича, Александр Одоевский, оказал на него огромное влияние. Первоначально мировоззрение Владимира складывалось именно благодаря дружбе с ним, поэтом и будущим декабристом. В 1823 году началась его самостоятельная жизнь.
Первое место службы – Московский архив Коллегии иностранных дел, как и у многих молодых людей того времени. Но начало формирования личности будущего литератора положил кружок стремившихся к общественной жизни дворян под названием «Общество любомудрия», где он стал председателем. Туда входили и многие из тех, кто вскоре выйдет на Сенатскую площадь в рядах восставших, например, один из ближайших друзей Пушкина Вильгельм Кюхельбекер. Именно с ним Одоевский задумал литературный альманах и журнал «Мнемозина».
Взгляды издателя тогда характеризовались увлечением идеалистической немецкой философией, прежде всего Шеллингом и Кантом. На этой почве они и разошлись с Кюхельбекером. Он отстаивал значение гражданского романтизма и был близок в этом Бестужеву-Марлинскому. Впрочем, долгой жизни, несмотря на популярность, их осуществлённой задумке было не суждено. Вышло только четыре «книжки». После декабря 1825 года их выпуск стал, конечно, невозможен. Примерно тогда закончился и первый период «взрослой» жизни Владимира Фёдоровича. Он завершился свадьбой и переездом в столицу.
Вместе с супругой они держали литературный салон, где собирались виднейшие писатели и музыканты своего времени, как наши, так и иностранцы. Однажды выступал даже сам Ференц Лист. К тому времени Владимир Фёдорович перешёл в Цензурный комитет Министерства внутренних дел и стал камер-юнкером. За эти годы он написал большинство своих произведений.
Дом был очень хлебосольным, но приглашённые потом вспоминали, что ждали этих обедов с ужасом. Хозяин увлекался химией и сам придумывал соусы, отличавшиеся невообразимой остротой. Это было одно из последствий его любви к химии. Некоторые из рецептов он включил в свои «Лекции по кухонному искусству». Но это была, конечно, просто забава. В серьёзных литературных опытах сказалось серьёзное изучение различных мистических течений. Сен-Мартен, алхимия, натуральная магия Средневековья, таковым был круг его чтения тех лет.
Официально он входил в редакционный комитет при «Журнале министерства иностранных дел». Связи и знакомства среди сановников использовал, в том числе, для хлопот по возобновлению издания легендарных «Отечественных записок». Был участником заседаний Кружка Белинского. Но постепенно князь всё больше разочаровывался как в общественном движении, так и в литературе. В 1844 году вышел его трёхтомник. Это романтические, с элементами дидактики повести, сказки, публицистика. Сочинения появляются в «Современнике», «Вестнике Европы». Итог он подвёл в сборнике под названием «Русские ночи», куда вошли рассказы и философские эссе.
Место мистицизма заняли естествознание, забота о народном просвещении и благотворительность. Он очень деятельно участвовал в создании Общества посещения бедных, которому помогал до своих последних дней. Тогда же близко сошёлся с протоиереем Дмитрием Васильевичем Разумовским. Это были последние месяцы жизни Владимира Фёдоровича, ознаменовавшиеся всплеском интереса к древнерусской церковной музыке.
К сожалению, исследования прервала его кончина. В 1869 году, 27 февраля по старому стилю не стало последнего представителя одного из древнейших княжеских родов Российской империи. Исповедовал и соборовал его отец Димитрий. Похоронен князь Одоевский на территории Донского монастыря.
Личная жизнь
Петербурженка Ольга Степановна Ланская была дочерью гофмаршала и тайного советника, вошедшего в силу при царствовании Александра I. Её брат тоже стал впоследствии видным государственным деятелем. Шесть лет, с 1855 по 1861 годы, Сергей Степанович был министром Внутренних дел Российской империи. Сама она уже в 16 лет была пожалована во фрейлины императрицы Елизаветы Алексеевны. Ольга была старшей дочерью, к моменту знакомства с будущим мужем она была на семь лет его старше. Двадцатидевятилетняя, она приехала в Москву со всем семейством, которое поселилось в доме Одоевских. Дело в том, что его тётя, Варвара Ивановна, была замужем за Сергеем Ланским.
В дневниках Владимира встреча описана в мистических тонах. Что неудивительно, если учитывать его мировоззренческие предпочтения того времени. 4 марта 1826 года. В этот день они впервые встретились. Он был уверен, «что уже видел это существо во сне». Уже через 20 дней она объявила, что приняла его предложение. В столицу вместе с невестой он уехал налегке и без материнского благословения. Была серьёзная проблема. Двоюродный брат, Александр, был политическим заключённым. Нужно было разрешение от высочайшего двора, которое было получено только 16 августа.
Вскоре, в сентябре, он уже писал друзьям восторженные письма из имения Ланских. Первоначально не будучи в восторге от нового родственника, под её влиянием Вольдемара всё-таки приняли, как родного. Она разделяла его увлечения, они вместе держали популярный в среде знати салон. По свидетельству современников, это была идеальная супруга, жившая только для своего мужа. Только одно серьёзно омрачало отношения. Вскоре после венчания они осознали, что не могут иметь детей.
В середине 30-х годов XIX века по Петербургу ходили слухи о его увлечении новой музой, которой стала Надежда Николаевна, жена Павла, брата Ольги. Но это так и осталось «за кулисами» истории. Своего благоверного она пережила на три года. Похоронены они рядом, на кладбище Донского монастыря.
Значение творчества
Если говорить о литературе, то Одоевский считается первым открытым мистиком среди русских писателей. Неудивительно, если знать о его почитании фантасмагорий Гофмана. Многие даже упрекали Владимира Фёдоровича в прямом подражании немецкому классику. Современные модные критики даже называют его изобретателем российского хоррора.
Его повести и рассказы таинственны, мрачноваты и атмосферны. В содержании одного из неоконченных романов, «4338 год», можно при желании углядеть предсказание реалий конца XX, начала XXI века. Это некие «магнетические телеграфы», при помощи которых можно общаться на далёком расстоянии. Но прежде всего в памяти поколений осталось его творчество для самых маленьких современников.
Когда вышли в свет его «Пёстрые сказки», они вызвали восторг Гоголя, одобрение Белинского. Спустя год отдельной книжкой вышел его «Городок в табакерке». В Советское время знакомство советских школьников с Одоевским ограничивалось как раз этой развивающей сказкой. По ней даже сделали мультфильм. Для детей он писал под забавным псевдонимом Иринея Модестовича Гомозейки, для которого придумал биографию нищего эрудита, разночинца и наивного чудака. Но гораздо большее значение он оказал на развитие отечественного музыковедения, основателем которого считается.
«Дилетанты – вечера госпожи Плейель», так называлось его первое музыкально критическое сочинение 1839 года. Впоследствии он писал на эту тему до конца жизни. До сих пор значимы его исследования народной и церковной древнерусской мелодики. Одоевскому во многом были обязаны своим становлением Глинка, Даргомыжский, Балакирев, Алябьев. Одним из первых он распознал гений Римского-Корсакова и Чайковского.
Нельзя не упомянуть и об общественной деятельности князя. Именно он стоял у истоков создания русского Географического общества, став его членом-учредителем. Просвещение народа, вот что он считал главнейшим для страны. Долгие годы будучи редактором «Сельского обозрения», писал там познавательные статьи в виде «Грамоток деда Иринея» о железных дорогах, газе, картофеле, способах межевания земли.
В СССР Владимир Фёдорович Одоевский считался второстепенным литератором, который регрессировал в своём творчестве от естествознания и натурфилософии к мистицизму. Несправедливость такой оценки была осознана в последней четверти прошлого века, и началось постепенное возрождение интереса к наследию этого человека в самых разнообразных областях культуры.