ФИО: | Борисов-Мусатов Виктор Эльпидифорович |
Дата рождения: | 2 (14) апреля 1870 г. |
Место рождения: | Саратов |
Знак зодиака: | Овен |
Деятельность: | Художник, живописец |
Дата смерти: | 26 октября (8 ноября) 1905 г. (35 лет) |
«Певец русской природы и дворянский усадеб» художник-символист В.Э. Борисов-Мусатов прожил короткую, ярко эмоционально окрашенную жизнь. Написав за творческие годы всего 77 полотен, он оказал огромное влияние на русскую живопись начала XX века.
В начале пути
Один из первых представителей символизма в России, живописец Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов, родился в Саратове 2 апреля 1870 года. Его родители, Эльпидифор Борисович и Евдокия Гавриловна Мусатовы, происходили из крестьян, перешедших в мещанское сословие. В городе Эльпидифор Борисович работал на железной дороге, а мать была домохозяйкой.
Большое влияние на воспитание мальчика оказал дед, Борис Александрович Мусатов. Став взрослым, Виктор в знак благодарности образовал из его имени вторую часть своей сложной фамилии. В семье Мусатовых Виктор был старшим ребёнком. Две девочки, Агриппина и Елена, родились несколько позже.
Когда Виктору исполнилось три года, в семье произошел несчастный случай. В 1873 году мальчик неудачно упал с лавки, серьёзно повредив позвоночник. Последствия этого падения сказывались всю жизнь художника и отразились на его внешности. Из-за полученной травмы у мальчика начал расти горб.
В 14 лет Виктор начинает обучение в Саратовском реальном училище. Многие естественнонаучные предметы мальчику давались с трудом, но он с удовольствие занимался рисованием. С азами рисунка и живописи его познакомили преподаватели училища Ф.А. Васильев и В.В. Коновалов.
Любимым местом первых этюдов начинающего художника был пустынный песчаный берег Зелёного острова на Волге. Он провёл здесь многие часы, делая зарисовки пейзажей. В 1886 году В.Э. Борисов-Мусатов закончил работу над своей первой картиной «Окно», на которой он изобразил уголок сада.
Цепь событий
- 1890 год – Виктор Эльпидифорович поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
- 1891 год – Переезд в Санкт-Петербург и начало обучения в Академии художеств. Параллельно В.Э. Борисов-Мусатов берёт уроки живописи у П.П. Чистякова.
- 1893 год – Вынужденное возвращение в Москву из-за неподходящего для больного позвоночника влажного климата Санкт-Петербурга. Продолжение обучения в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.
- 1895 год, лето – В.Э. Борисов-Мусатов совершает путешествие по Крыму и Кавказу.
- 1895-1898 годы – Отъезд в Париж. Время обучение в мастерской Фернана Кормона. Знакомство с творчеством импрессионистов.
- 1898 год – Художник возвращается в Россию, в родной Саратов. Заканчивает картину «Автопортрет с сестрой»
- 1899 год – В.Э. Борисов-Мусатов входит в Московское товарищество художников.
- 1901 год – Первое посещение усадьбы Зубриловка. Под впечатлением от поездки пишет картину «Гобелен». Участие в выставке Московского товарищества художников.
- 1902 год – Написано одно из самых известных произведений В.Э. Борисова-Мусатова – пейзаж «Водоём». Второе лето проводит в усадьбе Зубриловка. За картину «Гобелен» присуждена премия Академии художеств.
- 1902 год, весна – Начало дружбы с Надеждой и Владимиром Станюкович. На протяжении нескольких лет Надежда Юрьевна была основной моделью в творчестве художника.
- 1903 год, весна – Свадьба Виктора Эльпидифоровича и художницы Елены Владимировны Александровой.
- 1903 год, декабрь – Переезд в Подольск. Виктор Эльпифидорович становится членом творческого объединения «Союз русских художников». Заканчивает работу над полотнами «Прогулка при закате» и «Призраки».
- 1903-1904 годы – Продолжительное время работает над панно «Изумрудное ожерелье».
- 1904 год – Выставки пейзажей В. Э. Борисова-Мусатова проходят в Берлине и Гамбурге.
- 1904 год, декабрь – Рождение дочери Марианны.
- 1904-1905 годы – Работает над акварелями для росписей интерьеров здания Московского управления электрической тяги и частного дома. Написан цикл «Времена года»
- 1905 год – Переезд художника с семьей в Тарусу. Созданы лучшие полотна «Осенняя песнь», «На балконе. Таруса», «Куст орешника»
- 1905 год, 25 октября – День смерти В. Э. Борисова-Мусатова. Похоронен в Тарусе на живописном берегу реки Оки.
Личная жизнь
Семейная жизнь Виктора Эльпидифоровича из-за серьёзных проблем со здоровьем складывалась трудно. Только за несколько лет до смерти он решился сделать предложение Елене Владимировной Александровой, хотя знал девушку ещё со времён учебы в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Полтора года спустя у художника родилась единственная дочь Марианна.
Не слишком большим был и круг его друзей. Теплые отношения он поддерживал с поэтами А. Белым и В. Брюсовым. Во время пребывания в Париже художник сблизился с Н. Сапуновым и М. Сарьяном.
Многолетняя дружба связывала его со скульптором А.Т. Матвеевым. В. Э. Борисов-Мусатов дорожил дружбой с Н. Станюкович, безвременную кончину которой художник переживал очень тяжело и посвятил ей свою последнюю работу «Реквием».
В общении Виктор Эльпидифорович был скромным и улыбчивым человеком. При этом он твердо и последовательно отстаивал свой взгляд на изобразительное искусство.
Роль и значение для русской живописи
После краткого увлечения импрессионизмом В. Э. Борисов-Мусатов выработал собственную манеру живописи. В её основу легла утончённая приглушенность колорита, сочетание индивидуального взгляда на живопись на пленэре с общей декоративностью.
Вершиной его стремления было создать на холсте иной, прекрасный и романтический мир, где человек ощущает полную гармонию с природой. Мир русской дворянской усадьбы, очаровательные тающие женские образы из прошлого предстают на его картинах в мягких тонах.
Занимающиеся исследованием творчества Виктора Эльпидифоровича искусствоведы назовут его первым художником «волжской школы» живописи. В числе его последователей М. Матюшин, К. Петрова-Водкин, П. Уткин.
В 2000 году в Саратове открылся музей В.Э. Борисова-Мусатова. В его залах и фондах хранятся не только созданные художником произведения искусства, но и связанные с его жизнью документы, фотографии и мемориальные вещи. Самые известные шедевры демонстрируются в экспозиции Русского музея и Третьяковской галереи.