Александр Николаевич Бенуа — краткая биография


Бенуа Александр Николаевич

ФИО: Бенуа Александр Николаевич
Дата рождения: 21 апреля (3 мая) 1870 г.
Место рождения: Санкт-Петербург
Знак зодиака: Телец
Чем известен: Художник, критик, историк искусства, основатель объединения «Мир искусства»
Дата смерти: 9 февраля 1960 г. (89 лет)

Александр Бенуа – живописец, художественный критик и историк, основатель объединения «Мир искусства». Ему принадлежат слова о высокой миссии русского искусства, которому предопределена заметная историческая роль и ожидают большие свершения.

Детство и юность художника

А.Н. Бенуа родился 21.04.1870 в Санкт-Петербурге. Отец, Николай Леонтьевич, был архитектором, как и дед, отец матери, Камиллы Альбертовны. Старшие братья, Альберт и Леонтий, тоже впоследствии стали известными архитекторами. Кроме Альберта и Леонтия у Александра были еще старшая сестра Екатерина и брат Михаил, а также четыре двоюродных брата.

Николай Леонтьевич и Камилла Альбертовна с детьми

Николай Леонтьевич и Камилла Альбертовна с детьми

Детство Саши прошло в окружении художников. Все семейные интересы сосредоточивались вокруг искусства. Поэтому неудивительно, что мальчик с раннего возраста мечтал рисовать. Особенно его прельщала профессия театрального декоратора.

В возрасте 5 лет

В возрасте 5 лет

Первые уроки рисования мальчик получил у своего отца, брата Альберта и скульптора Обера, который был дальним родственником Бенуа. Кроме этого, Александру привили любовь к музыке и театру.

Образование юноша получил в частной гимназии, где учился с 1885 по 1890 год. Позже была неудачная попытка окончить Императорскую Академию художеств. В 1894 Александр получил юридическое образование, окончив Петербургский университет. В это время на него уже обратили внимание как на художника.

В юности и молодости

В юности и молодости

Краткая биография

  1. 1893 – первое представление акварельных работ А. Бенуа на официальной выставке.
  2. 1894 – начало карьеры историка русского искусства – Бенуа пишет статью об отечественных художниках для немецкого сборника по истории живописи.
  3. 1896 – поезда в Париж и Версаль, создание серии акварелей о жизни Людовика XIV.
  4. 1897 – версальские картины приносят известность Александру Бенуа, а три из них покупает П.М. Третьяков.
  5. 1898 – Александр Николаевич создает объединение «Мир искусства», которое начинает издавать журнал с таким же названием.
  6. 1901 – Бенуа начал издавать журналы «Художественные сокровища России» и «Старые годы», в которых пропагандировал традиционное русское искусство.
  7. 1903 – художник создал иллюстрации на тему «Медного всадника» А.С. Пушкина, которые считаются шедеврами русской книжной графики.
  8. 1904 – рисунки Александра Бенуа к «Медному всаднику» публикуются С.П. Дягилевым, с самой поэмой, в журнале «Мир искусства».
  9. 1904 – после года работы выходит в свет «Азбука в картинках», тиражом 2500 экземпляров, по три рубля за каждый, – практически единственное крупное произведение Бенуа для детей.
  10. 1908-1911 – Александр Николаевич работает с Дягилевым художественным руководителем его «Русских сезонов», которые прославили русский балет за границей.
  11. 1908-1913 – Александр Бенуа, среди прочих художников, работает над оформлением школьного пособия «Картины по русской истории».
  12. 1911 – Бенуа иллюстрирует очередное издание «Пиковой дамы» Пушкина, которое, несмотря на критику его изображений, стало лучшим из дореволюционных изданий этого произведения.
  13. 1918 – искусствовед работает художником и режиссером в Большом драматическом и Мариинском театрах.
  14. 1919 – А.Н. Бенуа становится во главе Картинной галереи Эрмитажа и издает ее новый каталог.
  15. 1919-1926 – период заведования Картинной галереей.
  16. 1922 – выходит альбом «Версаль» – крупнейшее собрание из 26 акварелей художника в революционный период, сопровождавшихся авторским текстом.
  17. 1925 – Александр Николаевич принимает участие в Парижской выставке современных искусств.
  18. 1926 – Бенуа оформляет постановку «Свадьбы Фигаро» в Большом драматическом театре, что стало последней работой мастера в России.
  19. 1926 – отъезд Александра Бенуа в эмиграцию.
  20. 1926-1929 – работа над дягилевским проектом «Ballets Russes» в качестве декоратора и постановщика спектаклей.
  21. 1926 – работа над иллюстрациями к книге А. Моруа «Страдания молодого Вертера».
  22. 1927 – Бенуа иллюстрирует книгу «Уроки любви в парке».
  23. 1927 – художник много работает над акварелями к роману «Грешница» А. де Ренье.
  24. 1945 – создание сюиты из 44 акварелей к «Капитанской дочке» Пушкина.
  25. 1946 – иллюстрации Александра Бенуа включены в произведение А. Попова «Григорий Орлов».
  26. 9 февраля 1960 – Александр Николаевич Бенуа скончался в Париже и был похоронен на кладбище Батиньоль.
  27. 1968 – издательство «Советский художник» публикует подготовленный И.С. Зильберштейном и А.Н. Савиновым сборник «Александр Бенуа размышляет» о его мыслях, суждениях и воспоминаниях в период с 1917 по 1960 годы.
Художник Александр Бенуа

Художник Александр Бенуа

Жена и дети

Александр Николаевич женился один раз. Избранницей художника стала младшая сестра жены его старшего брата Альберта, Анна Карловна Кинд. Анна тоже воспитывалась в близкой к искусству семье. Ее отец, Карл Иванович Кинд, был музыкантом и капельмейстером.

Жена — Анна Карловна

Жена — Анна Карловна

Знакомство будущих супругов произошло на свадьбе старших брата и сестры. Правда Саше тогда было всего 6 лет, а Ане 7. Их бракосочетание состоялось в 1894 году, через 18 лет после знакомства. Супруги прожили вместе 56 лет, до самой смерти Анны Карловны. В супружестве у пары родились две дочери, Анна-Камилла-Елизавета и Елена, и сын Николай, который стал крупным театральным художником.

Известно, что Александр Бенуа уделял много времени занятиям и играм со своими детьми, племянниками и приходившими к ним в гости приятелями. «Дядя Шура», так его называли друзья сына и дочерей, всегда был рад участвовать в детских затеях. Часто сам организовывал забавы и, по свидетельству современников, никогда при этом не выказывал ни усталости, ни раздражения.

В заключение

Бенуа входит в число самых значительных критиков российского искусства начала прошлого века. Именно он ввел понятия «авангардизма» и «русского сезаннизма».

Его способность ценить самому и доносить до других все величие русского художественного наследия сыграло огромную роль в сохранении шедевров прошлого. Особый смысл это имело на заре XX века, когда промышленная революция и прагматизм готовы были уничтожить классический облик городов.

Александр Бенуа за работой

Александр Бенуа за работой

Как ни странно, но деятели Советской России тоже ценили Александра Николаевича. Луначарский называл его замечательным художником и очаровательным человеком, который, не являясь другом Советской власти, приносит много пользы. Однако противоречия с новым политическим строем и несогласие с большевистским надзором за всеми сферами личной и общественной жизни не позволили Бенуа остаться в СССР.

Но даже уехав в Париж, Александр Николаевич продолжал считать наибольшей художественной ценностью именно русское искусство. А память о родине была самым драгоценным в его жизни. Об этом говорят созданные им в эмиграции работы, первыми из которых стали знаменитые «Воспоминания» о старом Петербурге.


Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *