ФИО: | Баженов Василий Иванович |
Дата рождения: | 1 (12) марта 1737 г. |
Место рождения: | Москва |
Знак зодиака: | Рыбы |
Деятельность: | Архитектор, педагог |
Дата смерти: | 2 (13) августа 1799 г. (62 года) |
Родители, детство и юность
Русский архитектор – Баженов Василий Иванович, родился 1 марта 1737 года в семье священнослужителя, проживавшего в селе Дольском (сейчас территория Калужской области).
Отец Василия – Иван Фёдорович, служил дьяком в сельской церкви. Вскоре после рождения сына, он получил приглашение на должность псаломщика в Кремлёвскую церковь Москвы. Имя матери Василия история не сохранила, есть версия, что она была родом из местной крестьянской семьи.
Детство Василия прошло в играх с детворой на улицах древнего города, который активно строился после пожара 1737 года. У мальчика очень рано проявились художественные способности. Он много рисовал, отдавая предпочтение изображению древних деревянных зданий.
В 1753 году отец определил Василия в архитектурную школу, основанную князем Д. В. Ухтомским. Однако Баженов не был зачислен в учебное заведение. Обучающий курс он проходил в качестве вольного слушателя, позволяющего талантливому мальчику подрабатывать, что было необходимым из-за его бедности.
В 1755 году Ухтомский рекомендовал Баженова, отличавшегося от многих учеников способностями живописца, к поступлению в художественный класс гимназии при вновь образованном Московском университете.
В 1756 году после основания в столице России Академии художеств, из Московского университета были отправлены, для дальнейшей учёбы в академической гимназии Санкт-Петербурга, несколько наиболее одарённых учеников. В их числе был и 19-летний Баженов.
В 1758 году молодой человек был принят в художественную Академию, где его архитектурный и художественный таланты развились в полной мере.
Учёба в Европе
- Осенью 1760 года для продолжения учёбы Баженова отправили в столицу Франции. Здесь он полтора года учился у архитектора и живописца Шарля де Вальи. На Василия огромное впечатление произвели красивые и величественные здания Парижа, среди которых были такие шедевры архитектурного искусства, как собор Парижской Богоматери и Лувр.
- После сдачи экзаменов в Парижской академии с оценкой «отлично», и получения диплома архитектора, Баженову разрешили выехать в Италию для дальнейшего изучения европейского зодчества.
- Через некоторое время он прибыл в Рим, где познакомился с шедеврами итальянской архитектуры. Здесь Василий успешно участвовал в различных архитектурных конкурсах. Через некоторое время он посетил Венецию, Флоренцию, Пизу и Геную.
На родине
- Весной 1765 года Баженов вернулся в Санкт-Петербург и был представлен императрице Екатерине II, которая похвалила молодого архитектора за усердие в учёбе, а также лестно отозвалась о представленных им проектах зданий.
- После этого визита Баженов получил заказ на строительство дворца для цесаревича Павла на Каменном острове, а зимой 1766 года он был назначен на должность архитектора при Артиллерии. В этот период Баженов также принимал участие в сооружении здания Арсенала, широко используя при этом свои излюбленные окна и барельефы овальной формы.
- Идея реконструировать Московский Кремль возникла у Василия Ивановича после посещения им древней столицы в 1767 году. Это была масштабная затея. В случае её реализации весь Кремль стал бы одним дворцом, внутри которого, располагались все древние постройки.
- В 1772 году после долгих приготовлений и согласований, а также получения высочайшего одобрения, был дан старт грандиозному московскому строительству. Однако через три года императрица неожиданно решила остановить работы (по официальной версии из-за отсутствия средств) и разобрать уже существующий фундамент здания.
Масонство и новые проекты
- Архитектор, после закрытия кремлёвского проекта, которому он отдал 5 лет жизни, был сломлен психологически. В этот период он как никогда нуждался в моральной поддержке. И она пришла от русских масонов, в число которых входил известный русский публицист и издатель Н. И. Новиков. Члены братства убедили Василия Ивановича в том, что только служение ордену даст ему необходимый душевный покой.
- В 1775 году императрица приказала Баженову спроектировать и возвести постройки на Ходынском поле для празднования победы России над Турцией и заключения Кючук-Кайнарджийского мира, с чем архитектор успешно справился.
- В 1776 году Василию Ивановичу было поручено построить целый ансамбль зданий в её Царицынском имении. После утверждения проекта, начались строительные работы, которыми зодчий руководил девять лет. За это время было полностью построено 5 зданий, и главный дворец.
- В этот же период архитектор, который постоянно испытывал нехватку денег, построил несколько частных домов и церквей, поразивших современников великолепным старорусским архитектурным стилем в сочетании с готикой (считается, что на зодчего оказало влияние масонское братство, мечтающее преобразовать православную церковь).
- В 1785 году Екатерина II, приехав в Царицыно, осталась недовольна архитектурой главного дворца. По её указу он был разрушен и на его месте ученик Баженова, архитектор Казаков построил новое здание. По одной из версий это унижение зодчего императрица учинила, узнав, что через него масоны передают свои книги цесаревичу Павлу.
- После этого Баженов вновь оказался не у дел, его здоровье резко ухудшилось, и больше года он не работал. В 1787 году в поисках средств к существованию он вновь приступил к работе. Много проектируя, архитектор занялся частным строительством, реставрационными работами и постройкой церквей.
- В 1790 году Василий Иванович открыл в Москве архитектурно-художественную школу. Однако учебное заведение вскоре закрылось из-за недостатка денег и организационных трудностей.
Работа в Петербурге
- В 1791 году Екатерина II приказала начать следствие по делам русских масонов. В связи с этим Баженов, приехал к цесаревичу Павлу и предупредил его о возможной опасности, попросив уничтожить, имеющиеся у него масонские книги.
- В 1792 году Баженов переехал из Москвы в столицу где, несмотря на опалу, выполнял множество строительных и реставрационных заказов, в том числе и от благодарного Павла. Среди них наиболее заметными являются постройки в Гатчине и Кронштадте. В этом же году Баженов приступил к службе по архитектурной части в Адмиралтействе.
- С 1793 по 1796 годы зодчий участвовал в проектировании церкви Иоанна Предтечи, мастерских адмиралтейства, манежа расположенного рядом со Смольным, а также в строительстве зданий в Павловске.
Последние годы
- В 1796 году, после смерти Екатерины II, её сын (Павел I) присвоил Василию Ивановичу чин статского советника. Задуманный императором несколько лет назад собственный дворец, названный им «Михайловский замок», теперь был воплощён в камне. Здание проектировал Баженов, однако на строительстве он бывал не часто (мешали болезни).
- В 1797 году зодчий сделал проект церкви Семёновского полка и принимал участие в проектировании Казанского собора.
- В феврале 1799 года Баженова высочайшим указом назначили заместителем президента художественной Академии.
- Летом Василий Иванович уже практически не поднимался с постели, страдая от болезней. Его не стало 2 августа 1799 года. Похоронен великий архитектор на территории своей усадьбы в селе Глазово (сейчас территория Тульской области).
О семье
Баженов был женат на Красухиной Аграфене Лукиничне, которая родилась в дворянской семье, проживающей в Кашире. Их бракосочетание состоялось в 1768 году в Москве.
У пары родилось шестеро детей: сыновья – Владимир, Всеволод, Константин и дочери – Ольга, Надежда и Вера. По стопам отца пошёл лишь Владимир, ставший архитектором, два других сына выбрали военную карьеру.
Наследие и память
В своей работе зодчему удалось осуществить не менее 17 строительных проектов, среди которых Михайловский замок, Царицынский ансамбль, дом Пашкова и ряд других. Однако, многие проекты, разработанные Баженовым, так и не были осуществлены.
В память о великом архитекторе его именем названы улицы в Москве, Казани, Пензе, Калуге, Липецке и Калининграде. В Москве ему и его ученику – М. Ф. Казакову, посвящена скульптурная композиция.
Несмотря на то, что проекты Василия Ивановича не были оценены современниками должным образом и многие из них не были осуществлены, он остался в истории как великий архитектор, живописец и график, один из основоположников русского классицизма и псевдоготики.