ФИО: | Мессерер Суламифь Михайловна |
Дата рождения: | 27 августа 1908 г. |
Место рождения: | Москва |
Знак зодиака: | Дева |
Деятельность: | Балерина, балетный педагог |
Дата смерти: | 3 июня 2004 г. (95 лет) |
В нашей стране, да и во многих других хорошо знают знаменитую советскую приму балета ГАБТ Майю Михайловну Плисецкую. Но, немногим известно, что своей карьерой балерины, да и просто не сломанной обстоятельствами жизнью Майя Михайловна обязана своей родной тёте – Суламифь Мессерер. Она воспитала её после того, как сестру Рахиль репрессировали. Она заменила девочке мать и воспитала её как первый педагог по балету. Эта женщина сама была выдающейся советской балериной.
Детство и юность
Суламифь Михайловна Мессерер появилась на свет 27 августа 1908 года в большой дружной еврейской семье стоматолога Михаила Борисовича Мессерера (урождённый Мендель Беркович Месерер) и его супруги Симы Моисеевны (урождённой Шимы Мовшевны Шабад). В переводе с иврита её имя Суламифь означает «мирная» или «миролюбивая». В большой семье росли ещё 9 детей: Моисей, Азарий, Маттаний, Асаф, Аммидав, Пнина (Пенина), Рахиль, Элишева и Эммануил. Сказалось увлечение отца библейскими рассказами. Михаил Борисович любил искусство, был заядлым театралом и привил это чувство детям.
Зимой 1920 года старшая сестра Рахиль отвела Суламифь, которой тогда исполнилось 11 лет, в Балетную школу Большого театра.
Впервые девочка начала выходить на сцену в 1921-22 годах в небольших эпизодах с участием детей. В 14 лет она исполняла партию Амура в постановке «Дон-Кихота».
В 1926 году девушка завершила обучение в столичном хореографическом училище (в те годы балетная школа ГАБТ) и стала работать в кордебалете труппы. Часто молодая артистка заменяла других партнерш, причём без репетиций. Эйдетическая память, техническая подготовка и природная смелость позволили начинающей артистке вскоре стать солисткой основного состава. Её уже первый выход на сцену без репетиций и подготовки прошел настолько успешно, что Суламифь в 1929 году дали главную роль Лизы в балете А. Горского «Тщетная предосторожность».
Карьера балерины и педагога
- В 1926-50 годах Мессерер являлась солисткой балетной труппы ГАБТ, исполнявшей разнообразные роли. Балерина обладала виртуозным мастерством и экспрессией. За этим стояли не только природные способности, развитые до невероятной степени, великолепная хореографическая память, в которой отпечатывался весь рисунок партии и хранился десятилетиями, но и большой труд у станка и постоянная учёба.
- Став примой, Суламифь Мессерер быстро получала всё новые и новые роли. Кукла Суок в балете В.А. Оранского «Три толстяка» и кукла в комической постановке «Коппелия» отличались у неё по характеру и темпераменту. Потом были главные роли в балетах «Красный мак», «Щелкунчик», «Светлый ручей». Везде она выступала в паре со своим родным братом Асафом.
- В августе 1928 года на Всесоюзной спартакиаде Суламифь стала двукратной чемпионкой страны по плаванию (результаты Спартакиады вошли в статистику как 6-й чемпионат СССР) на дистанции 50 метров и в эстафете 4 по 100. Она установила рекорд Советского Союза, который продержался 4 года. И долгие годы плавание было одним из её увлечений.
- 30 декабря 1932 года Суламифь вместе с братом и партнёром по профессии Асафом отправилась в своё первое заграничное турне в Ригу и Стокгольм.
- Следующий год артисты начали с выступлений в Датском королевстве и в Германии, а 15 марта дали представление в столице Франции. Здесь молодой балерине дала несколько уроков Алиса Вронская. Но, уже 18 марта брат с сестрой выступали в Берлине в Театре на бульваре Курфюрстендам (Kurfürstendamm) — мировом богемном центре «золотых двадцатых», затем опять Париж и Амстердам. В целом гастроли продлились четыре месяца.
- В июне 1933 года Большой Театр поставил балет композитора Бориса Астафьева «Пламя Парижа» о Великой французской революции. За воплощение образа главной героини Жанны солистка Мессерер получила в 1947 году Сталинскую премию.
- В 1935 году она первой исполнила главную женскую роль в балете «Три толстяка».
- В «Щелкунчике» Суламифь станцевала партию Маши, в «Лебедином озере» и Одетту и Одиллию, в «Спящей красавице» — принцессу Аврору.
- После ареста в 1938 году сестры Рахиль и ранее её мужа Михаила Плесецкого, Суламифь приютила в своем доме и затем официально удочерила их дочь Майю (11 лет), а её брата Алика (5 лет) взял Асаф. Она заменила девочке мать и стала первым педагогом в балете.
- Суламифь Михайловна поставила для девушки получившего впоследствии признание во всем мире «Умирающего лебедя». Получился шедевр, который Майя Плисецкая пронесла через годы.
- Благодаря её усилиям сестру Рахиль сначала перевели на поселение, а в 1941 году помиловали.
- С 1960 года Суламифь Михайловна работала преподавателем в академическом хореографическом училище (МАХУ), затем в Токийской балетной школе, труппе «Токио-балле».
- Во время гастролей Большого театра в Японии 7 февраля 1980 года вместе с сыном Михаилом (из-за неприятия обоими ввода советских войск в Афганистан) обратилась с просьбой о политическом убежище в британское посольство.
- С 1980 года Суламифь Михайловна жила в эмиграции в Лондоне, работала педагогом-репетитором Королевского театра Ковент-Гарден (Theatre Royal, Covent Garden).
- Написала мемуары «Фрагменты воспоминаний», завершённые в последние месяцы жизни и изданные сыном в следующем году.
- Умерла великая балерина 3 июня 2004 года в столице Великобритании. Была похоронена на лондонском кладбище Ганнерсбери.
Личная жизнь
В 1930 году девушка вышла замуж за Бориса Кузнецова.
Вторым супругом стал инженер и артист цирка Григорий Эммануилович Левитин (1900—1963). Для обоих партнёров это был второй брак. Супруг был основателем (вместе с А. Смирновым и З. Борисовой) советской школы фигурно-акробатической езды по вертикальной стене.
У пары 12 декабря 1948 года родился сын — Михаил Григорьевич Мессерер, артист и педагог-балетмейстер Большого театра, главный балетмейстер Михайловского театра. Дочь мужа от первого брака Ирина Ливитина благодаря мачехе тоже стала балериной Большого.
Вклад
Суламифь Михайловна Мессерер удостоена в 1962 году звания «Народная артистка РСФСР». Отмечена тремя советскими орденами: «Дружбы народов» (1976) и дважды «Знаком почёта» (1937,1951) и Орденом Британской Империи (2000).
Она исполнила за 24 года работы в Большом театре практически все главные женские партии в балетных постановках.
Она выдающийся балетный педагог международного уровня. С каждой своей ученицей она стремилась поделиться всем своим опытом, знанием профессии и традиций русского и мирового балетного искусства. Её ученицы танцевали на лучших сценах мира. В её классе занимался знаменитый Рудольф Нуриев, а также Наталья Макарова, Сильви Гиллем, Антуанетт Сибли, Дарси Бассел. И именно она заложила основу таланта несравненной Майи Плисецкой. Да и её замечательный сын Михаил буквально выращен как незаурядный преподаватель и балетмейстер.
На склоне лет великая балерина сказала, обращаясь к сыну: «Все случилось в моей жизни… Все было правильно».