Софико Чиаурели: биография, события, личная жизнь


Чиаурели Софико Михайловна

ФИО: Чиаурели Софико Михайловна
Дата рождения: 21 мая 1937 г.
Место рождения: Тбилиси, Грузия
Знак зодиака: Телец
Деятельность: Актриса театра и кино
Дата смерти: 2 марта 2008 г. (70 лет)

Софико Чиаурели была одной из самых прославленных актрис Советского союза. Кинематограф всегда шел параллельно с ее основной театральной деятельностью в родном Тбилиси. Однако, именно благодаря кино, Софико узнали не только в союзе, но и за рубежом. В Грузии ее боготворили, относились к ней как к национальному достоянию. И на то есть веские причины.

Происхождение

Софико Михайловна Чиаурели (в официальных документах Софья Михайловна) родилась в столице Грузии 21 мая 1937 года. В семье Верико Анджапаридзе и Михаила Чиаурели до рождения дочери уже было два сына. Отар, сын Михаила Эдишеровича от первого брака, и Рамаз — совместный ребенок с Верико Ивлиановной. Родители Софико были не просто известными деятелями театра и кино, но и весьма разносторонними личностями.

Отец начинал свою творческую биографию как скульптор. До 1920 года работал в различных театрах Грузии в качестве художника и актера, а позже практиковался в скульптурных мастерских Германии. Первая скульптура Ленина в Тбилиси — его произведение. М.Э. Чиаурели стоял у истоков организации в Тбилиси Театров сатиры и музкомедии.

Выходец из бедной крестьянской семьи, он владел несколькими музыкальными инструментами, профессионально исполнял романсы и оперные арии, слыл полиглотом. Михаил Чиаурели какое-то время руководил Грузинской киностудией, работал режиссером на «Мосфильме» и в Свердловской киностудии. Позже проявил себя как педагог ВГИКа и талантливый мультипликатор.

Актеры, режиссеры, лауреаты множественных сталинских премий, народные артисты СССР — это все относится как к отцу, так и к матери Софико Чиаурели. «Мать Грузии», «Грузинская Комиссаржевская» — это только некоторые из эпитетов, которых удостоена была еще при жизни Верико Анджапаридзе. Английская киноэнциклопедия включила ее имя в десятку самых выдающихся актрис XX века.

Хотя получить полноценное актерское образование в Москве матери Софико помешала начавшаяся революция, она сумела уловить главное. Современники утверждали, что она могла очень точно изобразить любой психологический портрет на сцене. Ее актерская техника была безупречна: мимика, жесты, тембр голоса. Сниматься в кино Верико Анджапаридзе не любила. Она отдавала предпочтение театру, на сцене которого провела 70 лет из 90 прожитых.

Софико Чиаурели с родителями

Софико Чиаурели с родителями

Детские и юные годы

Детство Софико прошло в просторном гостеприимном родительском доме, расположенном в центре Тбилиси на Пикрис-горе. Правда, когда Михаил Чиаурели строил его, этот район был живописным лесным пригородом столицы. Росла будущая актриса бойкой девочкой, сорванцом. К моменту ее рождения братья были уже достаточно взрослыми, чтобы участвовать в играх младшей сестры. Однако компанию девочке все равно составляли в основном мальчишки. Озорная, подвижная, ловкая, она любила шумные игры.

Софико Чиаурели в детстве

Софико Чиаурели в детстве

Будучи еще 5-6 лет от роду Софико воочию видела знаменитого В.И. Немировича-Данченко и многих других именитых московских актеров. Основатель МХАТа и несколько актеров первого поколения этого театра находились в эвакуации в Тбилиси во время войны. Песни, декламация стихов, споры об искусстве — все это было неотъемлемой частью творческих вечеров у четы Чиаурели, когда гости приходили к ним. Хотела ли Софико быть актрисой с детства? Нет.

Ей не нужно было мечтать о театре, она в нем жила. В интервью Софико Чиаурели неоднократно признавалась, что очень страдала в детстве от занятости матери. Та хоть и брала дочь с собой на репетиции, спектакли, гастроли, но не могла уделить ей много внимания. Поэтому с театром у Софико были свои счеты — он разлучал ее с самыми близкими людьми. Обучаясь в женской гимназии, из внешкольных занятий девочка предпочла танцы и даже видела себя в будущем танцовщицей. Училась хорошо, успешно осваивала английский язык и игру на рояле.

Повзрослев, Софико Чиаурели стала проявлять больше интереса к практичной профессии врача. Когда ей кто-нибудь пророчил театральную карьеру, она возмущенно парировала: «Я буду хирургом!» Но все-таки, после окончания школы, поехала в Москву поступать на актерский. Кажется, что Вселенная уже все сделала — путь на сцену проторен прославленными родителями. Но высокая планка, заданная ими, всю жизнь требовала от Софико подтверждения своего таланта.

Характер у Верико Анджапаридзе был не простым, в кого и дочь уродилась не робкого десятка. Когда она сообщила родителям о своем решении, мать умоляла продемонстрировать ей дома хоть какой-то фрагмент материала для поступления. Но Софико наотрез отказалась. Она знала, что мать скупа на похвалы и ничего кроме критики услышать не ожидала. Документы подала во ВГИК и в ГИТИС. Прошла по конкурсу в оба учебных заведения и выбрала ВГИК.

Актерская карьера

Карьера актрисы складывалась удачно, начиная со студенческих лет. Софико Чиаурели признавалась позже, что всегда было ощущение помощи свыше. Первое «боевое» крещение она получила, согласившись сыграть в курсовой работе Отара Иосилиани старуху-пьяницу в свои 18 лет. И ей это удалось! Фильмография стала реже пополняться в 90-е годы, как и у всех известных Советских актеров. Однако очень многое, что было снято с ее участием за предыдущий период, явилось настоящим событием для кинематографа.

В фильме «Наш двор» (1956)

В фильме «Наш двор» (1956)

  • 1955-1960 гг. — годы учебы во ВГИКе. Будучи студенткой I курса, дебютировала в полнометражной картине Резо Чхеидзе «Наш двор» (1956 г). Картина получила I премию на международном фестивале молодежи и студентов в Москве. В 1958 году снялась в короткометражном фильме Иосилиани «Акварель». Роль в картине «Повесть об одной девушке» (1960 г., реж. М. Чиаурели) — дипломная работа Софико.
  • После окончания ВГИКа (1960 г.) Софико Чиаурели вернулась в Тбилиси. Работала по 2000 год в родном с детства Академическом театре им. Котэ Марджанишвили. В 1964-1968 годы входила в труппу Академического театра имени Шота Руставели.
  • В 1961 году снялась в фильме Давида Рандели «На берегах Ингури». В 1962-1963 гг. у своего отца в картинах «Иные нынче времена» и «Генерал и маргаритки». Эти фильмы не получили громкого признания, но кинокритики однозначно высоко оценили игру актрисы Софико Чиаурели. Ко всеобщему удивлению, после однотипных предыдущих ролей девушек-ровесниц, она очень убедительно сыграла в последней картине акробатку кабаре.
  • В 1964 году присвоено звание Заслуженной артистки Грузинской ССР, а в 1965-м Софико Чиаурели награждена государственной наградой СССР — орденом «Знак почета».
  • 1966 год: Получила II премию «За лучшую женскую роль» в фильме «Хевсурская баллада» (реж. Ш. Манагадзе). В этом же году удостоена Премии Ленинского комсомола Грузинской ССР и стала Лауреатом Всесоюзного кинофестиваля в номинации «Премии актёрам».
  • 1968 год: В картине «Цвет граната» (реж. С. Параджанов) Чиаурели сыграла сразу 5 ролей. Фильм был подвержен жесткой цензуре, но со временем оценен по достоинству, реставрирован и переозвучен в 2014 году.
  • Одной из лучших работ Софико считается роль в комедии «Не горюй!» (1969 г.). Двоюродный брат актрисы, режиссер Георгий Данелия, далеко не сразу воспринял всерьез способности своей родственницы, о чем признавался позже. Он снял Софико Чиаурели только в одной своей работе. Фильм получил премию на кинофестивале в Мар-дель-Плата (1971 г.)
В комедии «Не горюй!» (1969)

В комедии «Не горюй!» (1969)

70-е годы — самые плодотворные в фильмографии Софико Чиаурели. За период 1970-1979 гг. на экраны вышло 14 картин с ее участием. Самые значительные из них:

  • «Тепло твоих рук» (1971, реж. Ш. Манагадзе) — награда «За лучшую женскую роль на V Всесоюзном фестивале в Тбилиси.
  • «Мелодии Верийского квартала» (1973, реж. Г. Шенгелая) — награда «За лучшую женскую роль» на XXVI международном кинофестивале в Чехословакии.
  • «Несколько интервью по личным вопросам» (1978 г., реж. Л. Гогоберидзе) — Государственная премия СССР, награда «За лучшую женскую роль» в Сан-Ремо.
  • «Аревик» (1978, реж. А. Айрапетян, А.Агабабов) — награда «За лучшую женскую роль на кинофестивале в Чехословакии.
В фильме «Аревик» (1978)

В фильме «Аревик» (1978)

1980-1989 гг.: Следующее десятилетие подарило поклонникам Софико Чиаурели еще 10 фильмов, самые популярные из которых:

  • «Ищите женщину» (1982 г., реж. А. Сурикова).
  • «Легенда о Сурамской крепости» (1984 г. реж. С. Параджанов). Фильм получил множество наград на фестивалях в Трое, Сиджесе, Сан-Паулу, Роттердаме.
  • «Миллион в брачной корзине» (1986 г., реж. В. Шиловский).
  • «Ашик-Кериб» (1988 г., реж. С. Параджанов). Фильм памяти Андрея Тарковского отмечен призом «Ника-90» в номинации «Лучший игровой фильм».
  • В 90-е годы количество киноработ пошло на спад: «Блуждающие звезды» (1991, реж. В. Шиловский), «Остров» (1992, реж. Б. Садыков), «Я обещала, я уйду» (1992, реж. В. Ахадов). Софико Чиаурели продолжала играть на сцене родного театра в Тбилиси. Положение в стране было не самым радужным, и в столице Грузии по нескольку дней могло не быть электричества. Но Софико Чиаурели, даже при свечах, выкладывалась по максимуму.
  • После 2000 года приглашений на съемки стало еще меньше. И все же в этот период появились такие картины с ее участием, как «Ковчег» (2000, реж. М. Кокочашвили), «Только раз» (2002, реж. А. Сурикова), «Серенада лунной долины» (2004, реж. З. Буадзе), «Продается дача» (2005, реж. В. Потапов), «Маяк» (2006, реж. М. Саакян).
  • Этот же период творческой биографии Софико Чиаурели отмечен созданием театра одного актера в стенах своего дома. С 2003 года она стала художественным руководителем этого детища, носящего имя Верико Анджапаридзе.
  • Последней работой Софико Чиаурели стала документальная картина Марьямова «Дорога к храму» (2007 г.). Название киноленты перекликается со словами старушки-странницы из гениальной психологической драмы Тенгиза Абуладзе «Покаяние»: «Скажите, эта дорога приведет к храму? Тогда зачем она нужна? К чему дорога, если она не приводит к храму?..» В этом эпизоде Абуладзе видел Софико, но она убедила его взять на эту роль свою мать. Сама же была задействована только в массовке.
  • Фильм «Дорога к храму» стал итогом насыщенной творческой биографии Софико Михайловны Чиаурели, где она подробно рассказала о себе и о судьбе своих родителей. В 2007 году ей диагностировали онкологическое заболевание. В воскресный день 2 марта 2008 года, в 10 часов утра, не стало актрисы, так любимой миллионами зрителей. Она скончалась на 71-м году жизни в своем родном доме в Тбилиси. Похоронена в Дидубийском пантеоне общественных деятелей.
В фильме «Маяк» (2006)

В фильме «Маяк» (2006)

Личная жизнь

Софико Чиаурели была замужем дважды. Первым супругом стал ее друг детства Георгий Шенгелая (1937-2020). Родители Георгия и Софико дружили, да и дети были ровесниками. Софико родилась всего на 10 дней позже своего будущего мужа. Поженились молодые люди в 1957 году, будучи студентами 2 курса ВГИКа. Георгий учился на режиссерском факультете, а Софико на актерском. В этом браке родилось двое сыновей: Николай (1958 г.) и Александр (1963 г.).

Софико Чиаурели и Георгий Шенгелая

Софико Чиаурели и Георгий Шенгелая

Семейную пару Чиаурели и Шенгелая считали идеальной. Каждый талантлив в своей избранной стезе. Им было интересно вместе. Второй любовью Софико стал Котэ Махарадзе, известный в Грузии спортивный комментатор, актер, режиссер. Он был одноклассником Реваза, брата актрисы. Софико никогда серьезно к Котэ не относилась, поскольку тот слыл донжуаном. Махарадзе же, как оказалось, приметил актрису еще юной, приходил на ее дебютный спектакль в театре.

Чувства нагрянули, когда Верико решила воссоздать спектакль «Уриэль Акоста» и главные роли дала Софико и Котэ Махарадзе. Играя любовников, они и не заметили, как эти отношения перекочевали в реальную жизнь. Софико Чиаурели признавалась, что устоять перед напором Котэ было невозможно. Он так красиво ухаживал. Но на предложение выйти замуж актриса согласилась только спустя 11 лет, когда дети выросли. В 1980 году Софико Чиаурели и Котэ Махарадзе официально стали мужем и женой.

Софико Чиаурели и Котэ Махарадзе

Софико Чиаурели и Котэ Махарадзе

Изначально было сложно, так как дети с той и другой стороны не сразу приняли такой поворот событий. Однако Софико и Котэ все это преодолели. Желание быть вместе оказалось выше негативного мнения окружающих. Они прожили вместе более 20 лет. В 1997 году здоровье супруга Чиаурели стало заметно ухудшаться. Тогда она сделала все возможное, чтобы продлить ему жизнь на целых 5 лет. В 2002 году Котэ все же не пережил очередной инсульт.

Этот удар заметно подорвал здоровье и самой Софико. Она постаралась сосредоточиться на заботе о детях, внуках. Надо сказать, что энергичная Софико, как в свое время и ее мать, всегда брала еще маленьких сыновей с собой на съемки и гастроли. Вспоминая свои детские травмы от недостатка внимания родителей, она старалась как можно больше любви и нежности дать своим детям. Но безмерная любовь не пошла на пользу.

Старший унаследовал от деда талант художника, но никак не работоспособность, без которой талант — ничто. Младшего сына Софико ласково называла «Маленький принц». Аутизм Сандрика требовал постоянной опеки. Бесконечная забота о детях, снохах, внуках, племянниках не давала актрисе возможности почивать на лаврах. Между репетициями, съемками, гастролями она взваливала на свои хрупкие плечи совсем не женские проблемы и очень переживала, как все они останутся без нее.

Самое ценное признание

Софико Чиаурели была максималисткой во всем. В ее фильмографии практически нет ролей, которые бы оставили зрителя равнодушным. В 1976 году актрисе присвоено звание народной артистки Грузинской ССР. А после съемок в фильмах Сергея Параджанова на киностудии «Арменфильм», ее признали народной артисткой Армянской ССР. Наверняка она бы стала и народной артисткой СССР, если бы союз продолжил свое существование.

В 1974-1979 гг. Софико очень многим помогла в качестве депутата Верховного совета СССР. Звезда на экране, она была очень проста вне профессии. К своим поклонникам относилась с глубоким уважением и вниманием. Когда Софико узнавали на улице, она считала своим долгом со всеми поздороваться, раздать автографы, выслушать. Девизом по жизни были слова матери: «Если только поверишь, что ты великая актриса, то все пропало».

Несмотря на народное признание, множество премий и наград, Верико никогда не хвалила дочь. Только года за три до своей кончины, она позволила себе озвучить прилюдно свою гордость за нее, назвав Софико еще большей актрисой, чем она сама. Сегодня именем Софико Чиаурели названа улица в центре Тбилиси. А в Сионском сквере столицы Грузии можно увидеть скульптурную композицию в ее честь.


Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *