ФИО: | Рубинштейн Сергей Леонидович |
Дата рождения: | 6 (18) июня 1889 г. |
Место рождения: | Одесса, Украина |
Знак зодиака: | Близнецы |
Деятельность: | Психолог, философ |
Дата смерти: | 11 января 1960 г. (70 лет) |
Уникальные работы Рубинштейна – выдающегося ученого, педагога и философа, принадлежат к числу самых весомых в отечественной и зарубежной психологии. Сергей Леонидович обладал аналитическим талантом, интересным научным толкованием идей, способностью вычленять, систематизировать важное. Его исследования принимаются за основу разнообразных научных теорий и в настоящем времени. Ученый прошел нелегкий жизненный путь, полный взлетов и падений. Много трудился, несмотря на слабое здоровье, двигался вперед, навстречу своим идеалам и мечтам.
Детство и юность
Рубинштейн родился в Одессе 18 июня 1889 года. Родители будущего ученого относились к кругу русской интеллигенции. Отец, Леонид Осипович, являлся именитым юристом и придерживался демократических взглядов, что повлияло на убеждения и образ мыслей его четырех сыновей. Мать, Полина Петровна, с детства прививала детям нравственные и культурные ценности, воспитав высокообразованных людей.
Будучи болезненным ребенком, первое образование Сергей получил в домашних условиях, изучая мировую литературу, философию, математику, свободно владел тремя иностранными языками. Одинокое детство, проведенное дома, подорванное от трудной работы здоровье отца, приучили его быть стойким, самостоятельным и решительно преодолевать трудности.
Карьера
Сергею, как человеку еврейской национальности, пришел отказ от царя на просьбу обучаться в российском университете. Поэтому, достигнув 20 лет, он уехал в Германию для получения образования.
Начало пути
В Альма-матер Берлина и Марбурга с 1909 по 1913 годы Рубинштейн освоил социологию, философию, логику психологию. За время обучения, овладел навыком мастерски использовать идеологические конструкты в формате метода научного познания, представив это своей первой диссертацией «К проблеме метода» в 1914 году.
Вскоре, 28 июля 1914 года, вспыхнула Первая мировая война. Рубинштейн, отвергнув предложение занять должность профессора европейского высшего учебного заведения, возвращается в Одессу:
- С 1917 года – приступает к преподаванию в частных гимназиях.
- С апреля 1919 года, при содействии Николая Николаевича Ланге, устраивается на работу преподавателем в Новороссийский университет, после кончины Ланге – становится профессором кафедры психологии.
- 1922 год – после критики психологии как «идеалистической науки» отошел от преподавательской деятельности и принял пост главы Одесской научной библиотеки, активно налаживал связи с научными центрами мира.
- 1930 год – по предложению М.Я. Басова перебрался в Ленинград, встал во главе кафедры психологии в педагогическом институте им. Герцена, одновременно став заместителем директора Центральной научной библиотеки.
- 1930 год – журнал Советская психотехника» публикует его работу «Проблемы психологии в трудах Карла Маркса». На базе положений Маркса, Сергей Леонидович показал идею целостности сознания и труда – в соответствии с закономерностями, человек и его психика совершенствуются только в реальном и постоянном функционировании.
- 1937 год – минуя защиту диссертации, получил должность доктора педагогических наук.
Необходимо особо выделить создание в 1940 году фундаментальной книги «Основы общей психологии», которая представила собой итог многолетних исследований и достижений всемирной психологии.
Деятельность во время Великой Отечественной войны
Продемонстрировав твердость духа, Рубинштейн добровольно остается в Ленинграде проректором института. Несмотря на слабое сердце, принимает участие в подготовке обороны города, поддержке населения, знакомит командование со спецификой психологии фашизма.
- С 1 октября 1942 года – эвакуирован в Москву. Возглавил психологический институт Российской академии образования. Приглашает к сотрудничеству А.Н. Леонтьева, А.П. Лаурию, Б.М. Теплова и своих учеников.
- 10 апреля 1942 года награжден Сталинской премией в группе Философские науки за труд «Основы общей психологии».
- С 29 сентября 1943 года – член-корреспондент Академии Наук СССР.
- В этом же 1943 году – возникает идея построения нового института для реализации современных положений психологического познания.
На этом трудном для страны этапе, ученый на базе знаний о нейрофизиологии, занимается задачей восстановления трудоспособности раненых. По его проекту, в Институте философии оборудованы специализированные помещения для научных экспериментов в области психологии с использованием европейской аппаратуры. 10 июня 1945 г. получил орден Трудового Красного Знамени.
Послевоенные год
В этот промежуток времени линия жизни Рубинштейна постоянно изменяется вследствие разных событий:
- 27 апреля 1949 года – отстранен от должности заведующего кафедрой МГУ – результат кампании по борьбе с космополитизмом. Книги ученого конфисковали из всех библиотек страны.
- 1954 – реабилитирован.
- С 1956 года руководит заново основанным факультетом психологии Института философии. Принимает на работу своих новых учеников и проводит испытания в сфере методологии, экспериментальной психологии.
- 1957 год – знакомит с детерминизмом – ведущим аспектом, решающим задачи психологии в книге «Бытие и сознание».
- 1957 – поставлен председателем представительства ученых на Международном психологическом конгрессе в Брюсселе, однако, по состоянию здоровья, не смог принять участие.
- 1959 год – Президиумом АН СССР выбран координатором крупного Всесоюзного собрания по вопросам биологического и социального.
Многочисленные гонения и напряженная работа не могли пройти даром. В 1960 году 11 января Сергей Леонидович скоропостижно умирает. Похоронен ученый на Новодевичьем кладбище Москвы. Спустя 13 лет после его смерти, в 1973 году, опубликован знаменитый труд «Человек и мир», написанный Рубинштейном в 1957 году.
Личная жизнь
О жизни Сергея Леонидовича известно мало. Он был отзывчивым и скромным человеком. Ученый отказался от приглашения руководить кафедрой европейского университета, приехав на родину, заботиться о матери и трех братьях после смерти отца. Черты характера ученого в наибольшей степени раскрылись во время блокады Ленинграда. Например, обладая с рождения плохим зрением, попросил начальника охраны института научить его стрельбе, на тот случай, если гитлеровцы прорвут оборону. А в тяжелые дни делился своим скудным пайком с умирающим от голода аспирантом Лосевым.
Рубинштейн толерантно относился к психологам Александру Лурии, Льву Выготскому, хотя их взгляды на науку не разделял. Ученый охотно приглашал их на свои лекции и конференции. Друзьями его были известный режиссер Сергей Эйзенштейн, физиолог Леон Орбели.
Достижения
Рубинштейну удалось создать оригинальную концепцию психики человека. В деятельности личности выделял мотивы, цели, действия, а их регулятором – психическое (чувства, понятия). Занимался исследованием проблем эмоций, памяти, восприятия и речи. Утверждал, что все стороны человеческой личности проявляются в труде, причем, трудности мобилизуют душевные силы личности. На занимаемых управленческих должностях ученый ставил себе целью увеличить популярность психологической науки в СССР, вопреки всем попыткам ее дискредитации.