ФИО: | Алексеев Ростислав Евгеньевич |
Дата рождения: | 5 (18) декабря 1916 г. |
Место рождения: | Новозыбков |
Знак зодиака: | Стрелец |
Деятельность: | Конструктор, кораблестроитель |
Дата смерти: | 9 февраля 1980 г. (63 года) |
Детство и юность
Будущий известный кораблестроитель Ростислав Евгеньевич Алексеев родился 5 декабря (18 декабря по григорианскому календарю) 1916 г. в г. Новозыбков. Его отец – Евгений Кузьмич Алексеев, растениевод и агрохимик, мать – Серафима Павловна Алексеевна, преподаватель в местной сельской школе. Родители Р. Е. Алексеева были из старообрядческих семей.
Любовь к кораблям и всем, что с ними связано, проявилась у мальчика уже в 14 лет. В этом возрасте он самостоятельно построил три лодки.
Когда мальчику было 16, он соорудил собственную яхту. В 1935 г. он построил вторую яхту – «Пират». После этого его заметили яхтсмены, и юношу приняли в секцию «Динамо». С тех пор он начал увлеченно заниматься парусным спортом.
У Ростислава Евгеньевича был старший брат, который работал радиоинженером. Он пропал без вести во время войны в 1941 г. Также у него была сестра Галина, ставшая кандидатом физико-математических наук. Еще одна сестра, Маргарита, стала архитектором.
Начальную школу будущий кораблестроитель окончил в родном городе Новозыбков. В 1930 г. он начал обучение в школе фабрично-заводского ученичества. В это время его отец находился в ссылке в Нижнем Тагиле.
В 1933 г. семья переехала в Горький (нынешний Нижний Новгород). Там Р. Е. Алексеев поступил на вечерний механо-машиностроительный рабочий факультет. В 1935 г. он начал обучение в Горьковском индустриальном институте им. Жданова на факультете кораблестроения.
Краткая биография
- В 1937 г. Алексеев вступил в Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству и занял 2 место на первой Поволжской парусной регате в г. Куйбышев вместе с матросом В. Сибиряковым. В этом же году он создал яхту «Ребус».
- В 1938 г. состоялась вторая Поволжская парусная регата. Там Р. Е. завоевал первое место вместе с матросом В. Григорьевым. Приз и диплом вручал сам Валерий Чкалов. В этом же году Р. Е. Алексеев занимался тренерством по парусному спорту.
- В 1939 г. он спроектировал яхту «Русалка».
- В 1939 г. состоялась третья Поволжская парусная регата. Там победителем стал экипаж, состоящий из Р. Алексеева, К. Цыбина и Л. Попова В том же году в Ленинграде прошло соревнование общества «Судостроитель», на котором Р. Е. Алексеев победил вместе с Леонидом Поповым. В этом же году Р. Е. Алексеев стал председателем Горьковской городской парусной секции.
- В 1940 г. состоялась четвертая Поволжская парусная регата, на которой Р. Е. Алексеев стал победителем с тем же экипажем, с которым соревновался на прошлой регате.
- В 1941 г. Алексеев защитил дипломную работу и стал инженером-кораблестроителем. В том же году Алексеев начал работать на заводе «Красное Сормово», на куотором трудился вплоть до 1943 г.
- В начале 1943 г. он стоял у истоков создания «Гидролаборатории», где появился первый двухместный катер на подводных крыльях. В апреле 1943 г. данный катер прошел испытания. По итогу этих испытаний Р. Е. Алексеев был назначен официальным руководителем Научно-исследовательской гидролаборатории.
- В 1945 г. состоялась шестая Поволжская парусная регата, на которой экипаж Р. Е Алексеева, Н. А Зайцева и Л. С. Попова победил в трех дистанциях.
- В 1945 г. прошел испытания новый катер на подводных крыльях. (в 1947 г. судно прошло по реке Ока в Москву, что было продемонстрировано наркомату судостроительной промышленности.
- В 1946 г. Р. Е. Алексееву было присвоено звание «Мастер спорта СССР».
- В 1948 г. конструктор построил свою последнюю яхту «Ласточка».
- В конце 1940-х гг. впервые выдвинули на Сталинскую премию, но его кандидатура была отклонена.
- В 1949 г. началась разработка нового пассажирского судна на подводных крыльях.
- В 1950 г. конструктор стал членом ВКП(б).
- В 1951 г. Р. Е. Алексеев стал обладателем Сталинской премии 2-й степени.
- В 1955 г. Алексеев встретился с министром речного флота Зосимом Шашковым, который был восхищен работой конструктора и пообещал свое содействие.
- В 1957 г. начались испытания теплохода «Ракета». Испытания завершились грандиозным успехом.
- В октябре 1959 г. начались испытания теплохода на подводных крыльях «Метеор».
- В 1961 г. увидело свет судно «Комета».
- 22 июля 1961 г. конструктор сам пилотировал свой первый экраноплан.
- 14 апреля 1962 г. Р. Е. Алексеев получил степень доктора технических наук Honoris Causa. В том же году он получил почетное звание «Заслуженный изобретатель РСФСР».
- 22 апреля того же года Р. Е. Алексеев и инженеры, работавшие под его руководством, получили Ленинскую премию.
- В этом же году в Центральном Конструкторском бюро по судам на подводных крыльях началась разработка прототипа Корабля-макета.
- 22 июня 1966 г. Корабль-макет спустили на воду в Чкаловске, где он и совершил свой первый полет. Судно стало самым тяжелым летательным аппаратом в мире.
- В 1973 г. по проекту великого конструктора было разработано пассажирское судно на воздушной подушке «Сормович».
- В 1976 г. Р. Е. Алексеева освободили от должности из-за аварийного испытания экраноплана «Орленок». Существует мнение о том, что это было лишь поводом, а подлинной причиной послужило то, что министр судостроительной промышленности не слишком хорошо относился к Алексееву.
- В начале 1980 г. во время спуска пассажирского экранолета, конструктор был травмирован. 17 января его госпитализировали. 9 февраля Р. Е. Алексеев ушел из жизни. Был похоронен в Нижнем Новгороде на Бугровском кладбище.
- В 1984 г. великий конструктор получил Государственную премию СССР (посмертно).
Личная жизнь
В 1941 г. женой 24-летнего конструктора стала Марина Михайловна (в девичестве Духинова). Молодые люди познакомились в институте. У них не было собственного жилья, поэтому они жили у тещи.
Ростислав Евгеньевич и Марина Михайловна потеряли двоих детей: один скончался новорожденным, другой – от порока сердца. Затем у супругов родились дети Татьяна и Евгений. Позже у великого конструктора на свет появились внуки – Глеб и Михаил и правнучки – Мария и Яна.
След и значимость
Р. Е. Алексеев прославился не только на родине, но и по всему миру. Он был великим конструктором и судостроителем. Он был прекрасным теоретиком и практиком, занимался парусным спортом, в котором также добился немалых высот. Он упорно работал и в предвоенные, и в суровые военные годы, и после войны. Его заслуги высоко оценивались современниками.
За свою жизнь он спроектировал большое количество судов. Он занимался проектированием судов параллельно с занятиями парусным спортом, а также был тренером. Алексеев был очень разносторонним человеком. Помимо занятий разнообразными видами спорта, он также занимался рисованием и даже посещал художественную студию. Конструктор сам занимался испытаниями своих судов.
С молодых лет он не боялся проявлять инициативу. Он был очень настойчив в своих экспериментах, спокойно реагируя на критику и отказы и продолжая свою работу.