Ростислав Евгеньевич Алексеев — биография конструктора


Алексеев Ростислав Евгеньевич

ФИО: Алексеев Ростислав Евгеньевич
Дата рождения: 5 (18) декабря 1916 г.
Место рождения: Новозыбков
Знак зодиака: Стрелец
Деятельность: Конструктор, кораблестроитель
Дата смерти: 9 февраля 1980 г. (63 года)

Детство и юность

Будущий известный кораблестроитель Ростислав Евгеньевич Алексеев родился 5 декабря (18 декабря по григорианскому календарю) 1916 г. в г. Новозыбков. Его отец – Евгений Кузьмич Алексеев, растениевод и агрохимик, мать – Серафима Павловна Алексеевна, преподаватель в местной сельской школе. Родители Р. Е. Алексеева были из старообрядческих семей.

Любовь к кораблям и всем, что с ними связано, проявилась у мальчика уже в 14 лет. В этом возрасте он самостоятельно построил три лодки.

Когда мальчику было 16, он соорудил собственную яхту. В 1935 г. он построил вторую яхту – «Пират». После этого его заметили яхтсмены, и юношу приняли в секцию «Динамо». С тех пор он начал увлеченно заниматься парусным спортом.

У Ростислава Евгеньевича был старший брат, который работал радиоинженером. Он пропал без вести во время войны в 1941 г. Также у него была сестра Галина, ставшая кандидатом физико-математических наук. Еще одна сестра, Маргарита, стала архитектором.

Начальную школу будущий кораблестроитель окончил в родном городе Новозыбков. В 1930 г. он начал обучение в школе фабрично-заводского ученичества. В это время его отец находился в ссылке в Нижнем Тагиле.

В 1933 г. семья переехала в Горький (нынешний Нижний Новгород). Там Р. Е. Алексеев поступил на вечерний механо-машиностроительный рабочий факультет. В 1935 г. он начал обучение в Горьковском индустриальном институте им. Жданова на факультете кораблестроения.

Ростислав Алексеев в молодости

Ростислав Алексеев в молодости

Краткая биография

  1. В 1937 г. Алексеев вступил в Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству и занял 2 место на первой Поволжской парусной регате в г. Куйбышев вместе с матросом В. Сибиряковым. В этом же году он создал яхту «Ребус».
  2. В 1938 г. состоялась вторая Поволжская парусная регата. Там Р. Е. завоевал первое место вместе с матросом В. Григорьевым. Приз и диплом вручал сам Валерий Чкалов. В этом же году Р. Е. Алексеев занимался тренерством по парусному спорту.
  3. В 1939 г. он спроектировал яхту «Русалка».
  4. В 1939 г. состоялась третья Поволжская парусная регата. Там победителем стал экипаж, состоящий из Р. Алексеева, К. Цыбина и Л. Попова В том же году в Ленинграде прошло соревнование общества «Судостроитель», на котором Р. Е. Алексеев победил вместе с Леонидом Поповым. В этом же году Р. Е. Алексеев стал председателем Горьковской городской парусной секции.
  5. В 1940 г. состоялась четвертая Поволжская парусная регата, на которой Р. Е. Алексеев стал победителем с тем же экипажем, с которым соревновался на прошлой регате.
  6. В 1941 г. Алексеев защитил дипломную работу и стал инженером-кораблестроителем. В том же году Алексеев начал работать на заводе «Красное Сормово», на куотором трудился вплоть до 1943 г.
  7. В начале 1943 г. он стоял у истоков создания «Гидролаборатории», где появился первый двухместный катер на подводных крыльях. В апреле 1943 г. данный катер прошел испытания. По итогу этих испытаний Р. Е. Алексеев был назначен официальным руководителем Научно-исследовательской гидролаборатории.
  8. В 1945 г. состоялась шестая Поволжская парусная регата, на которой экипаж Р. Е Алексеева, Н. А Зайцева и Л. С. Попова победил в трех дистанциях.
  9. В 1945 г. прошел испытания новый катер на подводных крыльях. (в 1947 г. судно прошло по реке Ока в Москву, что было продемонстрировано наркомату судостроительной промышленности.
  10. В 1946 г. Р. Е. Алексееву было присвоено звание «Мастер спорта СССР».
  11. В 1948 г. конструктор построил свою последнюю яхту «Ласточка».
  12. В конце 1940-х гг. впервые выдвинули на Сталинскую премию, но его кандидатура была отклонена.
  13. В 1949 г. началась разработка нового пассажирского судна на подводных крыльях.
  14. В 1950 г. конструктор стал членом ВКП(б).
  15. В 1951 г. Р. Е. Алексеев стал обладателем Сталинской премии 2-й степени.
  16. В 1955 г. Алексеев встретился с министром речного флота Зосимом Шашковым, который был восхищен работой конструктора и пообещал свое содействие.
  17. В 1957 г. начались испытания теплохода «Ракета». Испытания завершились грандиозным успехом.
  18. В октябре 1959 г. начались испытания теплохода на подводных крыльях «Метеор».
  19. В 1961 г. увидело свет судно «Комета».
  20. 22 июля 1961 г. конструктор сам пилотировал свой первый экраноплан.
  21. 14 апреля 1962 г. Р. Е. Алексеев получил степень доктора технических наук Honoris Causa. В том же году он получил почетное звание «Заслуженный изобретатель РСФСР».
  22. 22 апреля того же года Р. Е. Алексеев и инженеры, работавшие под его руководством, получили Ленинскую премию.
  23. В этом же году в Центральном Конструкторском бюро по судам на подводных крыльях началась разработка прототипа Корабля-макета.
  24. 22 июня 1966 г. Корабль-макет спустили на воду в Чкаловске, где он и совершил свой первый полет. Судно стало самым тяжелым летательным аппаратом в мире.
  25. В 1973 г. по проекту великого конструктора было разработано пассажирское судно на воздушной подушке «Сормович».
  26. В 1976 г. Р. Е. Алексеева освободили от должности из-за аварийного испытания экраноплана «Орленок». Существует мнение о том, что это было лишь поводом, а подлинной причиной послужило то, что министр судостроительной промышленности не слишком хорошо относился к Алексееву.
  27. В начале 1980 г. во время спуска пассажирского экранолета, конструктор был травмирован. 17 января его госпитализировали. 9 февраля Р. Е. Алексеев ушел из жизни. Был похоронен в Нижнем Новгороде на Бугровском кладбище.
  28. В 1984 г. великий конструктор получил Государственную премию СССР (посмертно).
Ростислав Алексеев за работой

Ростислав Алексеев за работой

Личная жизнь

В 1941 г. женой 24-летнего конструктора стала Марина Михайловна (в девичестве Духинова). Молодые люди познакомились в институте. У них не было собственного жилья, поэтому они жили у тещи.

Ростислав Евгеньевич и Марина Михайловна потеряли двоих детей: один скончался новорожденным, другой – от порока сердца. Затем у супругов родились дети Татьяна и Евгений. Позже у великого конструктора на свет появились внуки – Глеб и Михаил и правнучки – Мария и Яна.

С семьей

С семьей

След и значимость

Р. Е. Алексеев прославился не только на родине, но и по всему миру. Он был великим конструктором и судостроителем. Он был прекрасным теоретиком и практиком, занимался парусным спортом, в котором также добился немалых высот. Он упорно работал и в предвоенные, и в суровые военные годы, и после войны. Его заслуги высоко оценивались современниками.

Конструктор Ростислав Алексеев

Конструктор Ростислав Алексеев

За свою жизнь он спроектировал большое количество судов. Он занимался проектированием судов параллельно с занятиями парусным спортом, а также был тренером. Алексеев был очень разносторонним человеком. Помимо занятий разнообразными видами спорта, он также занимался рисованием и даже посещал художественную студию. Конструктор сам занимался испытаниями своих судов.

С молодых лет он не боялся проявлять инициативу. Он был очень настойчив в своих экспериментах, спокойно реагируя на критику и отказы и продолжая свою работу.


Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *