Полное имя: | Вильгельм Рихард Вагнер |
Дата рождения: | 22 мая 1813 г. |
Место рождения: | Лейпциг, Германия |
Знак зодиака: | Весы |
Деятельность: | Композитор, дирижер |
Дата смерти: | 13 февраля 1883 г. (69 лет) |
Детство и юность
Вильгельм Рихард Вагнер родился 22 мая 1813 г. в Лейпциге. Он стал младшим из 9 детей в семье.
Его отец, Карл Фридрих Вагнер, был чиновником и умер от тифа всего через полгода после рождения сына.
Мать, Йоханна Розина, вышла замуж 2-ой раз, и отчимом Рихарда стал актёр и художник-любитель Людвиг Гейер, сильно повлиявший на увлечение мальчика искусством.
Начальное образование Рихард получил в Дрездене, куда семья переехала после приглашения Гейера на службу в местный театр.
Отчим скончался, когда мальчику было 14 лет, после чего мать с детьми вернулись в Лейпциг. Там в школе Св. Фомы Рихард начал заниматься музыкой, изучал гармонию и музыкальную теорию под руководством кантора церкви. В период обучения он написал свои первые произведения для фортепиано и оркестра. В 1831 г. юноша продолжил музыкальное образование в Лейпцигском университете.
Краткая биография
- В 1833 г. молодой человек покинул родной город и направился в Вюрцбург к брату. Там он устроился руководителем хора.
- В 1833-1834 гг. Вагнер написал первую оперу «Феи».
- Следующую оперу под названием «Запрет любви» начинающий композитор создал в 1834 г. в Магдебурге, где прожил 3 года, работая дирижёром местного музыкального театра.
- Затем он посетил Кёнигсберг, а после уехал в Ригу, где прожил 2 года, также занимая пост дирижёра театра.
- В 1838-1840 гг. в Риге Вагнер работал над оперой «Риенци, последний трибун» по одноимённому роману Бульвер-Литтона. Это произведение принесло автору первый успех. Премьера оперы состоялась в 1842 г. в Дрездене.
- После Риги композитор отправился в Париж. Там в 1840 г. он написал увертюру «Фауст», а в 1841 г. – оперу «Летучий голландец».
- В 1842 г. Рихард переехал в Дрезден, а через год получил должность придворного капельмейстера саксонского королевского двора.
- В январе 1843 г. «Летучий голландец» был поставлен в Дрезденской Придворной опере. Опера была принята публикой и критиками благосклонно.
- В 1845 г. Вагнер закончил работу над новой оперой «Тангейзер», которая в том же году была поставлена в Дрездене. Её приняли неоднозначно, мнения зрителей разделились. В 1847 г. для новой постановки композитор изменил финал, и эта версия оперы стала более популярной. В 1849 г. с успехом прошла премьера «Тангейзера» под руководством Ф. Листа в Веймаре.
- В период с 1845 по 1848 гг. композитор написал либретто и оперу «Лоэнгрин». Её премьера состоялась в Веймаре в 1850 г.
- В 1849 г. Вагнер участвовал в майском восстании в Дрездене, которое стало одним из финальных событий германской революции 1848-1849 гг. После поражения восставших композитор бежал в Цюрих.
- Также в 1849 г. вышла статья Вагнера «Искусство и революция», в которой он описал свои представления об идеальном общественном устройстве и месте искусства в жизни общества.
- В том же году он написал либретто к циклу эпических опер «Кольцо нибелунга», основанному на германо-скандинавской мифологии. Первым произведением цикла стала написанная в 1852-1854 гг. опера «Золото Рейна».
- В 1850 г. была опубликована статья Вагнера «Еврейство в музыке», полная антисемитских высказываний. Композитор был юдофобом и стал одним из предшественников разросшегося в XX веке антисемитизма.
- В 1856 г. композитор завершил 2-ю часть эпического цикла – «Валькирию».
- В 1857 г. Вагнер на основе кельтской легенды создал музыкальную драму «Тристан и Изольда», для которой сам написал драматический текст. Первая её постановка состоялась только в 1865 г. в Мюнхене.
- В 1864 г. композитор переехал в Мюнхен. Там ему благоволил и финансово поддерживал баварский король Людвиг II.
- В 1867 г. Рихард Вагнер завершил оперу «Нюрнбергские мейстерзингеры». Идея этой оперы родилась у музыканта ещё в 1845 г. Это произведение считается вершиной творчества мастера. Премьера прошла в июне 1868 г. в Мюнхене.
- Последние части «Кольца нибелунга» – оперы «Зигфрид» и «Гибель богов» – были написаны в период с 1871 по 1874 гг.
- В мае 1872 г. под руководством композитора началось строительство Фестивального театра в баварском городе Байройте. Средства на строительство выделил Людвиг II.
- В августе 1876 г. состоялось торжественное открытие театра. За 4 вечера публике был представлен весь оперный цикл «Кольцо нибелунга». Следующий большой оперный фестиваль прошёл в 1882 г., и с этого года в Байройте появилась существующая по сегодняшний день традиция ежегодно проводить летом Вагнеровский фестиваль.
- В 1882 г. была написана и поставлена последняя музыкальная драма композитора – «Парсифаль».
- В том же году по совету врачей Вагнер отправился в Венецию.
- 13 февраля 1883 г. в возрасте 69 лет Рихард Вагнер скончался от сердечного приступа.
Личная жизнь
Первой женой Рихарда стала артистка Минна Планер, с которой он познакомился в 1834 г.
Через 2 года они поженились и были вместе до 1849 г., когда композитор влюбился в замужнюю даму Матильду Везендонк.
Матильда и её муж Отто были поклонниками Вагнера. Некоторое время композитор жил в подаренном ему небольшом домике недалеко от виллы Везендонков. Между Матильдой и Рихардом вспыхнуло сильное чувство, но дружеские отношения с Отто мешали развитию романа, зато стимулировали композитора в творческом плане.
Следующей и главной любовью Вагнера стала Казима фон Бюлов – внебрачная дочь Ф. Листа, – которая появилась в его жизни в 1864 г. Ради Рихарда Казима оставила мужа и семью. Но получить развод она смогла только в 1870 г., после чего влюблённые обвенчались. Казима стала верной и преданной супругой композитора и родила от него 3 детей: дочерей Изольду и Еву и сына Зигфрида.
След и значимость
Несмотря на свои спорные высказывания, касающиеся общественной жизни, Рихард Вагнер был выдающимся композитором, мыслителем и новатором.
Вагнер написал множество работ и критических статей по теории музыки и искусства. Его занимала идея синтеза искусств – драмы и музыки. Композитор старался приблизить оперу к реальности, сделал сюжет сквозным, а не разделённым на отдельные фрагменты, как в классической опере, а также существенно расширил рамки музыкальной выразительности.
Оперная реформа Вагнера оказала большое влияние на дальнейшее развитие этого жанра и музыки в целом.