Полное имя: | Рэй Дуглас Брэдбери |
Дата рождения: | 22 августа 1920 г. |
Место рождения: | Уокиган, шт. Иллинойс, США |
Знак зодиака: | Лев |
Деятельность: | Писатель |
Дата смерти: | 5 июня 2012 г. (91 год) |
Детство и юность
Рэй Дуглас Брэдбери появился на свет в небольшом городке штата Иллинойс Уокигане. Произошло это 22 августа 1920 года. Отец, Леонард Сполдинг Брэдбери (1891 – 1957), был из рода американских первопоселенцев, работал электромонтером. Мать, Мари Эстер (1888 – 1966), происходила из семьи Моберг и имела шведские корни. До Рэя, у его родителей в 1916 году родились близнецы Леонард и Сэм. В 1918 году произошла трагедия, Сэм умер. В 1926 году у Рэя появилась младшая сестра, но и она умерла в детском возрасте от воспаления легких.
Двенадцатилетним подростком Рэй Брэдбери зачитывался книгами Э. Берроуза и пытался написать продолжение к одной из них. Это был его первый литературный опыт. В 1934 году в поисках работы семья Рэя перебралась на тихоокеанское побережье США в Лос-Анджелес. Пораженный трагической гибелью известного американского актера и путешественника У. Роджерса, Рэй в 1936 году публикует в местной газете стихотворение его памяти.
Юный Брэдбери пытается писать рассказы, пробует себя в разных стилях. В 1937 году Рэй стал членом «Лиги научных фантастов» Лос-Анджелеса. Писатель-фантаст Г. Каттнер посоветовал Брэдбери выработать свой литературный стиль и не копировать классиков.
Даты и события
- 1938 год. Рэй закончил обучение в средней школе и устроился уличным продавцом газет. Денег на поступление в колледж у него и его семьи не было. Три раза в неделю он стал посещать городскую библиотеку, справедливо считая, что необходимые ему знания он найдет самостоятельно в книгах.
- 1939 год. Рэй пытается выпускать маленьким тиражом собственный журнал. В нем он рассуждает о будущем человечества, о научном прогрессе и возникающих с его ростом реальных и вымышленных рисках. Интересуясь новинками промышленности и науки, Брэдбери посещает Нью-Йоркскую Всемирную выставку.
- 1942 год. Рэй перестает продавать газеты. Литературный труд захватывает его полностью и у него получается писать более пятидесяти рассказов в год. Его литературный стиль практически сложился и он уже знает, чем заинтересовать читателя.
- 1946 год. Брэдбери, зайдя в один из книжных магазинов Лос-Анджелеса, встретил Мэгги Маклюр, сразу приглянувшуюся ему и ответившую через некоторое время взаимностью.
- 1947 год. Заключен брак с Мэгги, как оказалось на всю ее жизнь. Выбор спутницы оказался для Брэдбери удачным. Мэгги верила в то, что однажды Рэй станет знаменитым писателем и поэтому много работала и содержала семью, пока супруг выверял каждую фразу в новом произведении и перебивался случайными заработками.
- 1950 год. Написан роман «Марсианские хроники», состоящий из отдельных рассказов. Интересно, что эти рассказы, опубликованные по отдельности, не вызвали большого интереса у читателя. Собранные в хронологическую последовательность, они позволили читателю постигнуть полноту замысла автора. Книга пользуется успехом и приносит первый серьезный гонорар своему автору.
- 1953 год. Издан роман «451 градус по Фаренгейту», принесший автору мировую известность. Замысел произведения не так уж и фантастичен. Сожжение книг неугодных авторов практиковалось во все времена. Фантастично то, что сожжению подлежат вообще все книги, а цель этого – обеспечение счастья для всего человечества. Правда, цена счастью – беспамятство.
- 1957 год. Написана первая книга будущей трилогии, «Вино из одуванчиков», в которой воспоминания автора и вымысел сплетаются в причудливую нить. Вторая и третья книги трилогии, по рекомендации редакторов, были доработаны и вышли позже: «Лето, прощай!» в 2006 году, «Надвигается беда» в 1962 году.
- 1966 год. Роман «451 градус по Фаренгейту» экранизирован французским режиссером Ф. Трюффо.
- 1984 год. Брэдбери удостаивается премии «Прометей», за свободу творческой мысли в романе «451 градус по Фаренгейту».
- 1985 год. Издан роман «Смерть – дело одинокое», написанный в мистическом и детективном жанре. Он стал первой книгой трилогии, связанной местом действия и главными героями.
- 1985 год. На телевидении запущен цикл теленовелл по произведениям Брэдбери. Сам автор выступает в роли ведущего в этих передачах. За семь последующих лет было снято 65 телепостановок.
- 1990 год. В продолжение детективной трилогии написан роман «Кладбище для безумцев», более мистический и погружающий читателя в противоречивый мир Голливуда.
- 1999 год. Рэй Брэдбери перенес инсульт и утратил нормальную возможность передвигаться. Инвалидное кресло стало постоянным атрибутом его жизни, а творческая деятельность корректировалась медицинскими процедурами.
- 2000 год. Награждение медалью фонда Национальной книжной премии за вклад в литературу Америки.
- 2002 год. Издан последний роман детективной трилогии Брэдбери под названием «Давайте все убьем Констанцию». На Голливудской Аллее славы у писателя появилась именная звезда.
- 2004 год. Рэю Брэдбери вручена Национальная медаль США в области искусств.
- 2007 год. В номинации «Особое упоминание» Брэдбери удостоен престижной Пулитцеровской премии.
- 2010 год. Издан последний рассказ Р. Брэдбери «Пес в красной бандане».
- 2012 год. Писатель умер 5 июня на 92-м году жизни в Лос-Анджелесе.
Личная жизнь
Жена, Маргарет Маклюр (1922 – 2003), продавец книг. В браке с Брэдбери с 1947 года. Она много работала, пока к Рэю пришло признание, и он стал получать достойные гонорары за свои произведения. Брэдбери посвятил супруге несколько своих произведений. Муза, первый читатель и первый критик книг мужа. Прожила в браке с Брэдбери 57 лет, до самой своей смерти.
- Дочь, Сьюзен (родилась в 1949 году).
- Дочь, Рамона (родилась в 1951 году).
- Дочь, Беттина (1955 – 2019), сценарист телевизионных сериалов, в 1991 – 1993 году писала сценарии для серий мыльной оперы «Санта-Барбара». Лауреат Дневной премии «Эмми» и Премии Гильдии писателей Америки.
- Дочь, Александра.
Вклад писателя
Рэй Брэдбери — замечательный американский писатель-фантаст, который стал классиком этого жанра и смог перерасти его в своих поздних произведениях. В период первых полетов на околоземную орбиту и робкого освоения межпланетного пространства большинство авторов писало о заселении далеких планет и противоборстве с внеземными цивилизациями. Брэдбери тоже не избежал этого увлечения. Уважая науку и прогресс, он был не чужд некоторым чудачествам. Всю свою жизнь Рэй боялся летать на самолетах и управлять автомобилями, но постоянно сокрушался, что человечество, погрязшее в земных проблемах, не может набраться смелости и совершить экспансию в Космос.
Силой своей мысли он создавал и описывал миры, где человек вышел за пределы земной колыбели, и отстаивает свое право быть не только гражданином галактики, но и гражданином Вселенной. Правда космические полеты в его произведениях быстро отошли на второй план. Ему стал интересен человек будущего, его потребности, достижения и страхи.
Но не только фантастика является жанром его произведений. Добившись признания, автор пытается заинтересовать читателя и другими темами, важными для него. От романов-антиутопий, вызванных наблюдаемой Брэдбери неудержимой культивацией человека-потребителя, он переключается на романы-исследования. В них он анализирует прошедшее время, события с ним связанные и постепенно начинает испытывать ностальгию по утраченному ощущению стабильности и грядущего счастья.
Символично, что проданный в 2012 году, после его смерти, дом писателя был снесен в 2015 году. Помещения, пропитанные идеями Рэя, ставшие свидетелями его творчества, оказались не нужны сначала наследникам писателя, а затем его любимому городу Лос-Анджелесу и всей стране. В почете сейчас, увы, другие идеи других авторов.