Полное имя: | Рафаэль Санти |
Дата рождения: | 6 апреля 1483 г. |
Место рождения: | Урбино, Италия |
Знак зодиака: | Овен |
Деятельность: | Живописец, график, архитектор |
Дата смерти: | 6 апреля 1520 г. (37 лет) |
Детство и юность
Рафаэль Санти родился 6 апреля 1483 г. в небольшом городе Урбино, расположенном в восточной части Италии. Его отец, Джованни Санти, был художником и декоратором при дворе урбинского герцога Федериго да Монтефельтро. Мать, Марджи Чарла, вела домашнее хозяйство.
У маленького Рафаэля рано проявились способности к живописи. Джованни часто брал сына в замок, где мальчик знакомился с выдающимися живописцами своего времени: Паоло Уччелло, Пьеро делла Франческо и другими.
Мальчик в раннем возрасте остался сиротой. Мать умерла в 1491 г., когда Рафаэлю было 8 лет. Новая жена отца, Бернардина, ребёнка не любила. А спустя 3 года из жизни ушёл и Джованни.
Краткая биография
- В 1501 г. талантливого подростка отправили в Перуджу, учеником к знаменитому Пьетро Перуджино. Там он учился до 1504 г. Вскоре работы ученика стало практически невозможно отличить от работ учителя, настолько мастерски они были выполнены.
- Самыми известными картинами молодого художника этого периода стали: «Мадонна Солли», «Обручение Девы Марии Иосифу», «Коронование Марии», «Сон рыцаря», «Три грации». Эти ранние работы выполнены в манере Перуджино, свой стиль появится у Рафаэля позднее.
- В 1504 г. Рафаэль вместе с учителем переезжает во Флоренцию, где знакомится с великими мастерами: Леонардо да Винчи, Микеланджело, Бастиано да Сангалло, Баччо д’Аньоло и другими. Он тщательно изучает анатомию, перспективу, технику и художественные приёмы флоринтийских живописцев. Сохранился рисунок Рафаэля с утраченной работы Леонардо да Винчи «Леда и лебедь».
- Первым флоринтийским заказом молодого художника стал парный портрет состоятельного торговца шерстью Аньоло Донни и его супруги Маддалены, выполненный в 1506 г.
- Во Флоренции Рафаэль создал около 20 работ с изображением мадонн. Самые известные из них: «Мадонна с младенцем, Святым Иоанном и святым ребёнком» (1504-1505 гг.), «Мадонна со щегленком» (1505-1506 гг.), «Прекрасная садовница» (1507-1508 гг.).
- В 1505-1506 гг. был создан известный женский портрет «Дама с единорогом». В этой работе прослеживается влияние «Джоконды». Считается, что натурщицей была Джулия Фарнезе.
- В 1506 г. художник написал свой знаменитый автопортрет, с которого на зрителя смотрит спокойный красивый юноша в чёрном берете.
- В 1507 г. по заказу Аталанты Бальони Рафаэль пишет картину «Положение во гроб» для алтаря в память о её погибшем сыне.
- В 1508 г. художник отправляется в Рим. Благодаря протекции архитектора Донато Браманте Рафаэль становится придворным живописцем папы Юлия II.
- По заказу папы Рафаэль расписывает станцы (парадные залы) Ватиканского дворца. Для первой станцы делла Сеньятура с 1508 по 1511 гг. он создаёт фрески с аллегорическими изображениями человеческой деятельности: «Диспута» – богословие, «Парнас» – поэзия, «Афинская школа» – философия, «Мудрость, умеренность и сила» – правосудие. Наиболее интересной из них является «Афинская школа». Некоторым изображённым на ней великим древнегреческим деятелям живописец придал портретное сходство с современниками. Так, на ней можно найти портрет Микеланджело в образе Гераклита, Леонардо да Винчи в образе Платона, Браманте в образе Евклида и самого Рафаэля, наделившего своими чертами древнегреческого живописца Апеллеса. Папе работа мастера так понравилась, что он поручил ему расписать ещё 3 залы. Для выполнения такого объёмного заказа живописец набрал учеников, сделавших по его эскизам большую часть фресок.
- В 1511 г. художник написал картину в форме тондо «Мадонна Альба». Всего в Риме мастер создал более 10 мадонн. Самой прекрасной по композиции, колориту и гармонии считается «Сикстинская Мадонна», законченная в 1513 г. Для образа Мадонны позировала возлюбленная мастера Маргерита Лути.
- Также 1511 г. датируется одна из лучших фресок мастера – «Триумф Галатеи». Она была написана для украшения загородной виллы состоятельного итальянского банкира Агостино Киджи.
- В 1512 г. Рафаэль пишет портрет папы Юлия II, на котором сумел передать не только черты, но и характер понтифика.
- В 1513 г. новый папа Лев X заказал Рафаэлю картоны для росписи 10 шпалер (ковров), которые должны были украшать Сикстинскую капеллу в праздничные дни. Художник трудился над ними в течение 3 лет. На сегодняшний день сохранилось только 7 картонов.
- После смерти Браманте в 1514 г. Рафаэль занял пост главного архитектора собора Святого Петра. Он составил новый план для собора. Деятельность Рафаэля-архитектора не ограничивалась только одним собором. По его проектам было возведено несколько церквей, спроектированы фасады зданий.
- В 1515 г. художник стал хранителем ценностей Рима. Он отвечал за перепись и сохранность памятников.
- В 1515-1518 гг. Рафаэль выполняет несколько алтарных образов для церквей.
- В 1516 г. он начинает свою последнюю работу – картину «Преображение» для нарбоннского собора по заказу кардинала Джулио Медичи. Над ней мастер трудился до 1520 г.
- 6 апреля 1520 г. в возрасте 37 лет Рафаэль Санти скончался. Исследователи считают, что причиной смерти художника стала римская лихорадка.
Личная жизнь
Состоятельный молодой художник пользовался большой популярностью у женщин. Но вступать в брак Рафаэль не спешил.
Девушкой, покорившей сердце 30-летнего художника, стала 17-летняя Форнарина (Маргерита Лути). Она была дочерью римского пекаря. Живописец познакомился с ней, когда искал образ для новой фрески.
С разрешения отца девушка позировала художнику, молодые люди полюбили друг друга. Получив от Рафаэля солидную сумму, отец отпустил дочь к возлюбленному. Рафаэль и Форнарина стали жить вместе и прожили 6 счастливых лет. После смерти живописца девушка ушла в монастырь.
Значимость
Рафаэль Санти – один из выдающихся мастеров Высокого Возрождения. За свою недолгую жизнь художник стал очень востребованным и богатым, он создал множество прекрасных фресок, картин на религиозные и светские сюжеты, которые стали мировыми шедеврами.
Рано потерявший мать Рафаэль написал более 40 мадонн, отличающихся особой материнской нежностью, чувственностью, индивидуальностью.
В творчестве живописца удивительным образом соединились все достижения старых и современных ему художников, он был непревзойдённым мастером синтеза.
Работам Рафаэля свойственна неповторимая внутренняя гармония, ритм, прелесть колорита и композиции, сбалансированность всех элементов, совершенная красота и изящество.