Поль Верлен — краткая биография


Поль Мари Верлен

Полное имя: Поль Мари Верлен
Дата рождения: 30.03.1844
Место рождения: Мец, Франция
Знак зодиака: Овен
Деятельность: Поэт
Дата смерти: 08.01.1896 (51 год)

Французского поэта Поля Верлена считают представителем символизма. Он оказал большое влияние на поэзию этого литературного направления, но не ограничивал своё творчество рамками только одного стиля. Его значение шире – он был также поэтом-импрессионистом, его поэзию сближало с картинами художников-импрессионистов умение изображать неуловимое и преходящее. Жизнь его была наполнена событиями и поэзией.

Детство и юность

Поль-Мари Верлен родился 30 марта 1844 г. в городе Мец (Лотарингия, Франция).

Его отец, Николь-Огюст Верлен, был военным инженером, поэтому семья часто меняла место жительства, пока в 1851 г. отец не ушёл в отставку. Семья поселилась в предместье Парижа.

Мать, Элиза-Жюли-Жозеф-Стефани Деэ, происходила из зажиточной крестьянской семьи.

Поль учился в лицее, но не был особенно усерден к занятиям. Больше всего его интересовала современная поэзия (Готье, Гюго, Бодлер), он и сам уже начал писать стихи. В 1858 г. юный поэт даже отослал стихотворение «Смерть» на рецензию Виктору Гюго.

Поль Верлен в молодости

Поль Верлен в молодости

Краткая биография

  1. В 1862 г. поступил на юридический факультет в Сорбонну, но учёба продлилась всего 2 года – материальные проблемы не позволяли продолжать образование. Верлен начал работать в различных учреждениях мелким служащим.
  2. В 1863 г. впервые было опубликовано его сочинение (сонет «Господин Прюдон»). Верлену было 19 лет.
  3. В этом же году познакомился с поэтами Парнасской школы, вошел в их круг, стал последователем французского поэта Леконта де Лилля. Начал посещать литературные салоны, вести богемную жизнь.
  4. В 1866 г. в 9-ой книге альманаха «Современный Парнас» опубликованы 8 стихотворений Верлена, а затем вышел его сборник «Сатурнийские стихи». Постепенно он начинает отходить от принципов парнасской эстетики.
  5. В 1867 г. умерла Элиза, подруга детства, воспитанная в их семье. Верлен тяжело переносит её смерть, начинает сильно пить.
  6. В 1867 г. встречался с В. Гюго. В этом же году умер поэт Ш. Бодлер, Верлен присутствовал на его похоронах.
  7. В 1869 г. напечатан сборник «Галантные празднества», навеянный мотивами картин французских художников XVIII в.
  8. В 1869 г. познакомился с Матильдой Моте и попросил её руки. Она приходилась ему кузиной.
  9. 1870 г. ознаменовался выходом сборника стихов «Добрая песня», он посвятил его Матильде. 11 августа 1870 г. Верлен обвенчался с ней. Вступил в Национальную гвардию добровольцем.
  10. В марте 1871 г. приветствовал Парижскую коммуну, работал в мэрии в бюро печати. После падения Коммуны скрывался под Аррасом, на родине матери.
  11. В 1871 г. начинается переписка Верлена и молодого поэта А. Рембо, которая скоро перерастает в дружбу. Рембо по приглашению Верлена переезжает к ним, Матильда – против. В этом же году родился сын Поля и Матильды.
  12. В 1872 г. происходит резкий разлад в семье Верлена в основном из-за Рембо. Молодой поэт с его сильной натурой имел большое влияние на Верлена. Матильда с сыном уезжает к родственникам, а Рембо снова поселяется у Верлена.
  13. В этом же году усилились преследования сторонников Парижской коммуны. Верлен и Рембо уезжают за границу, бродяжничают в Бельгии, затем отправляются в Лондон.
  14. Весь 1873-й год проходит у Верлена в переездах с одного места на другое, в ссорах и примирениях с Рембо, в попытках примирения с Матильдой. В июле после очередной ссоры с Рембо Верлен стрелял в него и ранил в запястье. Приговорён к 2 годам тюрьмы. В тюрьме приходит к религии.
  15. В 1874 г. выходит сборник стихов «Песни без слов». Развод с Матильдой.
  16. В 1875 г., выйдя из тюрьмы, Верлен встретился с Рембо, снова между ними произошла ссора, драка, больше они не виделись.
  17. В 1876-1877 гг. Верлен пытался наладить и упорядочить свою жизнь, начал работать: преподавал, интересовался сельским хозяйством, но не нашёл себя в этом и снова вернулся к творчеству.
  18. В 1881 г. вышел сборник его стихов «Мудрость», наполненный религиозными мотивами. Встречается с сыном, желает помириться с Матильдой, но безуспешно.
  19. В 1884 г. вышел сборник стихов «Когда-то и недавно» и книга литературно-критических статей «Про́клятые поэты», в неё вошли очерки о Рембо, Малларме и других французских поэтах, в том числе и о самом Верлене.
  20. В апреле 1885 г. месяц пробыл в тюрьме за пьяные угрозы в адрес матери. По выходе обосновался в Париже. Жил в нищете, в долгах, пил и серьезно болел.
  21. 1886-1893 гг. прошли в больницах и приютах. Но творчество он никогда не оставлял. Один за другим появляются сборники «Любовь» (1888), «Параллельно» (1889), «Счастье» (1891), «Песни для неё» (1891), «Интимные литургии» (1892), проза «Мои больницы» (1891).
  22. В 1894 г. Верлена избирают «Принцем поэтов». Пришло признание, но оно было слишком поздним.
  23. 5 января 1896 г. опубликовал свое последнее стихотворение «Смерть».
  24. Умер в Париже от воспаления лёгких 7 января 1896 г.
  25. Похоронен 10 января на кладбище Батиньоль в Париже. На его похороны собрались тысячи поклонников творчества.
Поль Верлен в 1893

Поль Верлен в 1893

Личная жизнь

Жена: Матильда Моте де Флервиль (? -1914). Брак был по взаимной любви, но семейная жизнь не сложилась из-за систематического пьянства Верлена, который поднимал руку на жену, а затем и на маленького сына.

Матильда Моте де Флервиль

Матильда Моте де Флервиль

Ещё одно обстоятельство привело к распаду семьи – связь Верлена с молодым поэтом Рембо. В 1874 г. она подала на развод.

Артюр Рембо

Артюр Рембо

В 1886 г. она повторно вышла замуж за бельгийского инженера Огюста Дельпорта, с которым развелась в 1900 г. У них родились двое детей: Сюзанна и Феликс. Сын от брака с Верленом стал жить самостоятельно в возрасте 24 лет.

Сын: Жорж Верлен (1871-1926). По профессии был часовщиком. Служил в Алжире, в африканском егерском полку. Страдал приступами летаргического сна после некоего гипнотического воздействия на него, как он сам указывал.

В 1895 г. он в письме просил отца встретиться, но Поль Верлен отказался, объяснив, что не имеет для этого средств. Больше переписка между ними не возобновлялась. На похоронах отца он не смог быть в связи с болезнью. Приступы амнезии повторялись у него в течение всей жизни. Потомства у него не осталось. Как и отец, страдал алкоголизмом.

Принимал участие в сохранении литературного наследия отца. Жорж Верлен писал стихи. Одно из них, на смерть отца, было опубликовано.

Характеристика творчества

  • Несмотря на определённую беспорядочность жизни, Верлен много писал. В его стихах, по выражению М. Горького, «был ясно слышен вопль отчаяния, боль чуткой и нежной души, которая жаждет света, жаждет чистоты, ищет Бога и не находит, хочет любить людей и не может».
  • Верлен начал творческий путь под влиянием Бодлера и поэтов парнасской школы, которые противопоставляли своё творчество поэзии романтизма, по их мнению, устаревшего.
  • Верлен хорошо знал поэзию предшественников, поэтому мог использовать эти знания для своего творчества. Юношеские стихи поэта отличались чёткостью образов, а в последующем всё больше наполнялись чертами символизма.
  • Лучшей книгой Верлена критики считают «Романсы без слов», особенно отличают её музыкальность. Именно музыкальность считал он основой импрессионизма в поэзии. В этом его новаторство и отход о парнасцев.
  • Другая особенность поэзии Верлена – наполненность меланхолическими настроениями и тоской, о чём бы он ни писал. Видение поэтом мира вокруг него сходно с неясностью картин импрессионистов, наполненных мерцанием воздуха и света.
  • В поэзии Верлена почти нет событий, только чувства, образы, фантазии; природа в его стихах – отражение состояния души.
  • В стихотворении 1874 г. «Поэтическое искусство» он выступил против ясности поэзии (в противовес «Поэтическому искусству» Буало) за музыкальность и туманность, что позволило М. Горькому назвать его поэзию декадентской.
  • Верлен – поэт субъективизма, он стремился в своём творчестве «за черту земного».

Знаменитый поэт Поль Верлен

Значение творчества

Поэты-символисты считали Верлена своим основоположником, а его стихотворение «Поэтическое искусство» – манифестом символизма. Его влияние на символистскую поэзию не подлежит сомнению. Но значение творчества Верлена намного шире: он создал свой особенный музыкальный стих, обращался к средневековой поэзии как к истоку французской лирики. Он обогатил французскую и мировую лирику многообразием поэтических форм, особой задушевностью, искренностью, музыкальностью.

Творчество Верлена стало образцом для поэтов XX в. Г. Аполлинера, П. Элюара. Стихи П. Верлена переводили многие русские поэты: В. Брюсов, Б. Пастернак, Ф. Сологуб, И. Анненский, Г. Шенгели и др.


Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *