Полное имя: | Питер Брейгель Старший |
Дата рождения: | ≈1525-1530 г. |
Место рождения: | Бреда, Нидерланды |
Деятельность: | Живописец, график |
Дата смерти: | 9 сентября 1569 г. (≈40 лет) |
Детство и юность
Точная дата рождения Питера Брейгеля Старшего неизвестна. Исследователи считают, что будущий художник появился на свет в промежутке между 1525 и 1530 гг. Место рождения также точно не установлено. Называют 2 варианта: нидерландский город Бреда и расположенную недалеко от него деревню Брёгел.
Родители мальчика были простыми крестьянами. Более подробных сведений о детских и юношеских годах Питера не сохранилось.
Краткая биография
- В середине 1540-х гг. молодой человек приехал в Антверпен. Там он устроился подмастерьем к известному художнику Питеру Куку ван Альсту и начал у него учиться.
- В мастерской учителя Питер проработал до 1550 г., когда Кук ван Альст скончался.
- В 1551 г. Брейгель стал членом антверпенской гильдии живописцев имени Святого Луки. Новым местом работы художника стала мастерская гравёра и издателя Иеронима Велленса де Кока. Там молодой человек познакомился с эстампами с картин Иеронима Босха, которые так впечатлили Питера, что он создал собственные рисунки по мотивам работ знаменитого мастера.
- В 1552 г. художник отправился в путешествие по Франции, Италии и Швейцарии, чтобы запечатлеть итальянские пейзажи, а затем сделать с них гравюры и издать. Брейгель был поражён древнеримскими достопримечательностями, памятниками и картинами эпохи Возрождения, прекрасными средиземноморскими видами, однако все эти красоты мало повлияли на творчество художника. В Италии Питер работал вместе с известным миниатюристом Джулио Кловио. Через год Брейгель вернулся в Нидерланды.
- В 1555-1558 гг. художник создал первое своё большое полотно – «Падение Икара».
- Продолжая работать в мастерской де Кока «На четырёх ветрах», Питер создал множество эскизов, по которым были сделаны гравюры. Самыми известными стали «Большие рыбы поедают малых» (под этой гравюрой хозяин мастерской поставил подпись Босха, чтобы выгоднее её продать), «Осёл в школе».
- В 1557 г. художник создал знаменитый гравюрный цикл о 7 смертных грехах. Человеческие пороки представлены на гравюрах в уродливо-отталкивающем виде.
- В 1559-1560 гг. Питер Брейгель Старший создал цикл под названием «Перевёрнутый мир», куда вошли картины: «Нидерландские пословицы», «Битва Масленицы с Постом» и «Детские игры». На первой картине мастер отразил более 100 фламандских пословиц.
- Примерно в 1562 г. была написана одна из самых мрачных картин мастера – «Триумф смерти». Она показывает беспомощность человека перед лицом всемогущей Смерти.
- Тем же годом датируется ещё один шедевр — «Падение мятежных ангелов».
- В 1562-1564 гг. живописец создал жутковатую картину «Безумная Грета» на фламандский фольклорный сюжет.
- В 1563 г. художник с молодой супругой переехал в Брюссель, где и прожил до конца своих дней.
- В том же году он создал одну из самых известных своих работ – «Вавилонскую башню». По архитектуре башня на картине очень похожа на римский Колизей. Существуют 2 варианта этой картины – Большая и Малая. Какая из них была написана раньше, достоверно не установлено.
- В 1564 г. был написан «Портрет старой женщины». Это единственный портрет кисти Брейгеля, в авторстве которого исследователи не сомневаются. Известно, что художник не работал в портретном жанре и заказы на портреты не принимал.
- Также в 1564 г. живописец закончил свою самую традиционную по композиции работу – «Несение креста».
- В том же году Питер Брейгель Старший написал «Поклонение волхвов». В этой работе художник отошёл от классического канона и изобразил всех персонажей печальными.
- В 1565 г. мастер работал над циклом «Времена года» для календаря по заказу богатого купца из Антверпена Николаса Йонгелинка. Всего было создано 6 картин, одна из которых на сегодняшний день утрачена. Сохранившиеся картины цикла: «Возвращение стада», «Охотники на снегу», «Сенокос», «Жатва», «Сумрачный день».
- В 1566-1567 гг. художник написал 2 жизнерадостные картины со сценками праздников простолюдинов: «Крестьянская свадьба» и «Крестьянский танец».
- В период между 1565 и 1567 гг. Брейгель закончил работу над полотном «Избиение младенцев». Картина написана в новой для художника манере, как единая многофигурная композиция. Предыдущие картины были исполнены в мозаичном стиле. Евангельский сюжет художник перенёс на голландскую землю в зимнее время. А солдатам придал черты ландскнехтов – испанских наёмников герцога Альбы.
- В этот период в Нидерланды со своей армией прибыл испанский герцог Альба с целью укрепить католическую религию и власть короля Филиппа II. Альба стал нидерландским наместником, и годы его правления (до 1573 г.) запомнились как одни из самых кровавых в истории страны. Тысячи людей были казнены по ложным обвинениям в ереси, строившимся на основании сплетен и доносов. Последние годы жизни художник провёл в Брюсселе, в насаждаемой герцогом атмосфере террора.
- Под впечатлением от происходящих в стране событий Брейгель написал картину «Сорока на виселице». Птица, символизирующая болтливость, изображена на полотне не случайно, а как пожелание сплетникам и доносчикам быть повешенными. Сам художник высоко ценил эту картину и завещал её жене.
- В 1568 г. были написаны такие известные работы, как «Притча о слепых», «Мизантроп», «Калеки».
- 09 сентября 1569 г. Питер Брейгель Старший скончался от неизвестной болезни. Ему было около 40 лет.
Личная жизнь
Известно, что в молодости Питер жил с некой служанкой и даже собирался на ней жениться, но из-за страсти возлюбленной к вранью свадьбы не состоялось.
Супругой художника стала Мария (Майкен) – дочь Кука ван Альста, первого учителя Питера. Питер был страстно влюблён в Марию и женился на ней в 1563 г.
У пары родилось трое детей: дочь и сыновья Питер и Ян. Впоследствии мальчики тоже стали художниками.
Значимость
Питер Брейгель Старший – один из самых известных художников, творивших в эпоху Возрождения.
Выдающийся нидерландский живописец на своих картинах часто изображал жанровые сцены из жизни крестьян и традиционные пейзажи своей страны, обращался к библейским и мифологическим сюжетам.
На работах мастера обыкновенно изображено множество мелких безликих фигурок, занятых своими обыденными суетными делами, разглядеть и сосчитать их все довольно проблематично. Перспектива у Брейгеля своеобразна, рассматривая его картины, нужно найти правильную точку зрения.
Во всех его работах таится глубокий смысл, множество подтекстов, предостережений, грубоватый и даже зловещий юмор. Смотреть на них нужно долго и вдумчиво. Сохранилось не более 1/3 (примерно 40) всех работ мастера.