ФИО: | Филонов Павел Николаевич |
Дата рождения: | 27 декабря 1882 (8 января 1883) г. |
Место рождения: | Москва |
Знак зодиака: | Козерог |
Деятельность: | Художник, живописец, график, иллюстратор, поэт, преподаватель |
Дата смерти: | 3 декабря 1941 г. (58 лет) |
Детство и юность
Павел Филонов родился в Москве 27 декабря 1882 (8 января 1883 по н.с.) года. Его отец, Николай Иванович, происходивший из крепостных крестьян, работал извозчиком. Мама, Любовь Николаевна, брала в стирку белье. В семье было шестеро детей: два брата и четыре сестры. В 1887 году отец семейства умер, и детям пришлось помогать зарабатывать на содержание семьи. Павел вышивал крестом полотенца, салфетки и скатерти на продажу, вместе со старшими сестрами танцевал в кордебалете в спектаклях московских театров.
В 1896 году старшая сестра Павла Александра устроила переезд осиротевших брата и сестер Филоновых в Петербург. К тому времени юноша с отличием окончил приходскую школу.
В Петербурге в 1897 году Павел поступил учиться в живописно-малярные мастерские. Интерес мальчика к изобразительным искусствам обнаружился в раннем детстве. Он постоянно рисовал с тех пор, как в четыре года научился держать карандаш. В 1898 году юноша стал посещать вечерние классы школы Общества поощрения художеств.
Краткая биография
- 1901 – окончил малярно-живописные курсы и начал работать маляром и как живописец. Одновременно продолжил самостоятельно учиться живописи: развивая навыки художника, писал копии в различных техниках, изучал анатомию.
- 1903-1908 – после неудавшейся попытки поступить на живописное отделение Академии художеств учился в частной мастерской художника Л. Дмитриева-Кавказского.
- 1905-1907 – путешествовал из Рыбинска в Казань по Волге, на Кавказ, в Иерусалим. По дороге зарабатывал копированием икон, рисованием этикеток и плакатов, писал портреты на заказ.
- 1908 – после очередных двух неудачных попыток поступить в Академию художеств зачислен вольнослушателем школы при Академии.
- 1910 – участие в выставке общества художников-экспериментаторов «Союз молодежи». В этом же году оставил учебу в Академии. В его работах начал проявляться собственный стиль, вызвавший недовольство преподавателей.
- 1912 – на выставке «Ослиный хвост», организованной в Москве Н. Гончаровой и М. Ларионовым, представлены две работы Филонова – «Головы» и картина без названия. «Головы» была куплена известным меценатом. В этом же году отправился в путешествие по Италии и Франции, где изучал западноевропейскую живопись различных эпох. Когда закончились деньги, путешествовал пешком, подрабатывая как чернорабочий. Вернувшись из путешествия, начал упорно работать. В это время сформировалась творческая концепция художника и были написаны лучшие картины дореволюционного периода.
- 1913 – написана картина «Пир королей». Созданная в новаторской манере, она поражала мрачной гармонией и воспринималась как предчувствие тяжелых грядущих событий.
- 1913-1914 – создал иллюстрации для нескольких печатных изданий – сборника стихов футуристов и «Изборника» В. Хлебникова.
- 1914 – совместно с другими художниками опубликовал декларацию «Сделанные картины». В ней и позже в «Декларации мирового расцвета» (1923) Филонов изложил суть метода аналитической проработки картины. О нем он читал лекции в 20-е годы, предлагал внедрить в Академии художеств, но получил отказ.
- 1915 – написаны первые беспредметные произведения: «Композиция. Ввод в мировый расцвет» и «Две девочки». В том же году написаны «Портрет Евдокии Глебовой» и «Портрет Ф. Азибера с сыном», демонстрирующие великолепную академическую выучку автора.
- 1916, осень – призван в армию, оказался на румынском фронте. Служил в морской дивизии до ликвидации фронта в 1918 году.
- 1918 – вернулся в Петроград. На «Первой свободной выставке произведений искусства» в Зимнем дворце представил серию работ символического содержания «Ввод в мировый расцвет» из 22 картин.
- 1921 – закончены полотна «Формула петроградского пролетариата» и «Формула периода 1905–1921 годов». «Формулами» Филонов называл беспредметные композиции. Для них характерны дробящееся изображение предметов, цветовые вихри и пятна, из которых возникают фрагменты реалистичных объектов. Многометровые полотна создавались неимоверно кропотливым трудом – художник маленькой тонкой кистью заполнял холст от одного края к противоположному, точечно прорисовывая каждый «атом». Процесс создания картины представлял собой наращивание целого из начальной формы – точки.
- 1925 – возникла школа Филонова. Он начал бесплатно заниматься с учащимися Академии художеств, заинтересовавшимися идеей аналитического искусства. Занятия проходили в мастерской и квартире художника. В 1926 школа получила известность как коллектив Мастеров аналитического искусства. За годы его существования (до 1932) состоялось четыре выставки участников, художники объединения создали иллюстрации к изданию финского эпоса «Калевала», оформили зал Дома печати. Занятия школы неофициально продолжались до кончины Филонова в 1941.
- С 1910 по 1932 год картины Филонова участвовали в двенадцати выставках. Первая персональная выставка готовилась Русским музеем в 1929-1930. Тогда были развешаны более 200 картин, напечатан каталог, в течение года проходили закрытые просмотры и обсуждения в печати, однако для публики выставка так и не открылась. Объяснили это тем, что творчество художника «непонятно народу».
- 1930-1938 – творчество Филонова, его непреклонность в следовании принципам аналитического искусства не вписываются в рамки доктрины социалистического реализма. В публичных дискуссиях художника обвиняли в формализме, называли «неадекватным врагом рабочего класса». Он лишился всех, даже скудных средств к существованию. Компромиссом для Павла Николаевича стало написание работ на заказ в реалистической манере – картин на тему социалистического труда, портрета Сталина.
- 1941, 3 декабря – умер в блокадном Ленинграде от истощения.
Личная жизнь
В 1921 году Филонов познакомился с Екатериной Серебряковой. Они жили в одном общежитии, познакомились, когда Екатерина пришла заказать портрет умершего мужа. Она была старше Павла на 20 лет, от первого брака имела трех сыновей. В 1924 году Екатерина и Павел поженились.
Брак был своеобразным: супруги жили в разных комнатах, не вели совместное хозяйство. Несмотря на то, что Филонов постоянно нуждался, он не соглашался жить за счет Екатерины, получавшей пенсию за первого мужа и спецпаек. Дневники и переписка супругов и свидетельствуют о взаимопонимании и трогательной нежности друг к другу. Филонов боготворил жену. Когда в 1938 году у Екатерины случился инсульт, Павел ухаживал за ней, не отходил от ее постели, потом в течение трех лет терпеливо помогал ей восстанавливать движение и речь.
Екатерина пережила мужа на несколько месяцев.
Художник-исследователь
Павел Филонов – один из лидеров русского авангарда, представитель его символистского направления, основатель и теоретик аналитического искусства. В его работах отразилось философское ощущение реальности начала 20 века. Символизм многих картин Филонова связан с религиозным мировоззрением. Отличительная черта произведений художника – оригинальный аналитический метод письма, проработка изображения маленькой кистью.
Жизнь художника можно с полным основанием назвать подвижнической. Он бесплатно занимался с учениками, отвергая предложения официально преподавать в Академии художеств; создавал неимоверно трудоемкие произведения; добровольно выбрал аскетический образ жизни. Мечтал о создании в будущем Музея аналитического искусства и завещал государству свои работы. Картины Филонова были переданы родственниками в Русский музей, который сегодня является держателем почти полной коллекции наследия художника.