Полное имя: | Абу Мухаммед Ильяс ибн Юсуф ибн Заки Муайяд |
Дата рождения: | 1141 г. |
Место рождения: | Гянджа, обл. Арран, Государство Ильдегизидов |
Деятельность: | Писатель, поэт, философ |
Дата смерти: | 1202 г. (63 года) |
На северо-восточном въезде в азербайджанский город Гянджу, на некотором расстоянии друг от друга установлены памятники каждой из книг знаменитой «Пятерицы» великого азербайджанского поэта, известного всему восточному миру – Низами Гянджеви. Названия книг на азербайджанском языке, а каменная обложка каждой книги украшена фреской. На возвышении, в стороне от автомобильного моста стоит мавзолей, выстроенный в восточном стиле. Под ним покоится прах Низами.
Детство и юность
Низами Гянджеви родился в 1141 году, или в 535 году по мусульманскому (лунному) календарю. О его жизни и семье известно мало. Исследователи и биографы по крупицам собирали сведения о поэте из его произведений, случайно сохранившихся записей других авторов. Поэтому встречается немало противоречий и разночтений.
Например, биографы расходятся во мнении о месте рождения Низами. В поэме «Искендер-наме» есть такие строки:
Хотя я затерян в море Гянджи, словно жемчужина,
Но я из Кухистана.
В Тафрише есть деревня, и свою славу
Низами стал искать оттуда.
Когда-то отец Низами с семьей перебрался в Гянджу, где занимал невысокий чиновничий пост. Мать была из знатной семьи, принадлежавшей к курдскому племени. В этом городе родился Ильяс. Родители Низами умерли рано. Причины и время их смерти неизвестны. Установлено только, что его взял на воспитание дядя, брат по матери Омар Гаджи, тоже проживавший в Гяндже. Дядя был мусульманским богословом, совершившим паломничество в Мекку. Предполагается, что он служил при дворе гянджинских атабеков. Он был образованным человеком и сумел дать племяннику достойное образование.
Родина Низами
Гянджа – один из древнейших городов современного Азербайджана. Предполагается, что он был основан в VII веке, а в письменных источниках впервые фигурирует в 844 году. Название переводится с персидского, как «Сокровищница», намекая на то, что это был экономически развитый и богатый город.
За два года до рождения Низами, то есть в 1139 году, Гянджа пережила разрушительное землетрясение, унесшее 230 тысяч жителей. Воспользовавшись беспомощным положением гянджинцев, на город напал грузинский царь Деметр Первый и подверг жителей немилосердному разграблению. Оставшихся в живых горожан угоняли в рабство. Грузины увезли даже городские ворота. Кстати, эти ворота до сих пор хранятся в одном из грузинских музеев, как военный трофей и символ храбрости грузин.
Восстановлением города после разрушительного землетрясения и грабежа Деметровских воинов занялся сельджукский правитель Кара-Сункур. Он привлек людей из поселений, не пострадавших от землетрясения, восстановил крепостные стены. Можно предположить, что родители Низами тоже перебрались в Гянджу в период восстановления города.
Позднее Гянджа снова стала центром промышленности и торговли. Но это уже был город государства Ильдегизидов, которое существовало в 1136-1225 годах. Город быстро восстановил свое экономическое и политическое значение, чем привлекал к себе купцов со всех частей света. Сюда также стекались восточные ученые, философы, поэты. В самом городе жили ученые люди. Те, кто имел средства, посылал своих детей в Персию получать образование. Низами никогда не уезжал из Гянджи, но ему были доступны лучшие частные библиотеки родного города.
В XII веке, когда жил и творил Низами, в городе преобладало тюркское и персидское население. Было немного христиан: грузин, армян, албанцев. Местная знать предпочитала говорить на персидском языке, процветала персидская культура. Этим и объясняется, почему Низами писал на персидском, а не на тюркском языке.
Имя поэта
Короткое и емкое имя классика персидской литературы Низами Гянджеви, под которым его знает творческий мир на протяжении восьми веков – это псевдоним. На самом деле поэта зовут Абу Мухаммед Ильяс ибн Юсуф ибн Заки Муайяд. Личное имя, полученное поэтом при рождении – Ильяс. Отца звали Юсуф, деда – Заки. Ибн переводится как сын, потомок. В полном имени поэта заложено даже прозвище его прадеда – Муайяд. Позднее в имя великого мастера слова вошло также имя его сына Мухаммеда. Абу переводится как «отец». Эта приставка к полному имени свидетельствовала о наличии наследника.
Следует также объяснить его псевдоним. Гянджеви с персидского переводится как из Гянджи. Низами – упорядочивающий (нанизывающий) слова. По другой версии, слово «низами» переводится, как вышивальщик. Некоторые биографы считают, что семья Низами занималась вышиванием одежды и домашнего текстиля. Эта работа требовала усидчивости и колоссального терпения. С такой же усидчивостью и терпением Ильяс создавал свои творения. По мнению этой группы биографов, Ильяс отказался от стези вышивальщика в пользу литературы, но взял псевдоним, считая, что он с такой же кропотливостью «вышивает» свои стихи на бумаге каламом (пером).
Краткая биография
Низами с юности стал увлекаться поэзией. Первыми его творениями были лирические газели и касиды. Касида – это произведение среднего размера, приближенное к оде. В нем содержалось восхваление власть имущих: вельмож, правителей, меценатов. Благодаря поэтическим касидам Низами и других восточных поэтов, сохранились имена правителей того времени.
- 1170 год. Низами из Гянджи получает в дар от Дарбандского правителя рабыню, которую вскоре делает своей женой.
- 1174 год. У Низами родился сын, которого назвали Мухаммедом.
- 1173-1177 годы. Время написания поэмы «Сокровищница тайн».
- 1180-1191 годы. Период создания поэмы «Хосров и Ширин».
- Дата неизвестна. Низами выпустил сборник своих стихотворений – Диван.
- 1188 год. Завершена поэма «Лейли и Меджнун».
- 1197 год. Написана поэма «Семь красавиц».
- 1199 год. Завершена первая часть поэмы «Искендернаме», посвященной Александру Македонскому.
- 1201 год. Низами закончил работу над второй частью поэмы «Искендернаме», которая называется «Книга о счастье».
- 1202 год. Примерный год смерти поэта. Таким образом, Низами Гянджеви прожил 63 года.
В 1220 году на Южный Кавказ вторглись монголо-татары, которые в течение 3 лет разорили и уничтожили самые развитые города Азербайджана – Ардебиль, Зенджан, Казвин, Марагу, Бейлаган, Барду. Гянджа не просто была разорена и разграблена. Монголы сожгли город дотла. За время нашествия монголо-татар экономика региона была уничтожена на 90%. Вполне понятно, что в условиях войны заниматься литературой и культурой было некому и некогда. Многие творения Низами были безвозвратно утеряны в этот период. Ученые начали заниматься биографией поэта только 300 лет спустя, когда не осталось в живых никого, кто знал его лично. Биографические сведения добывались в результате тщательного изучения произведений поэта и сохранившихся записей его литературных коллег.
400 лет спустя Гянджа будет заново отстроена, но не на прежнем месте, а на 6 км севернее древнего города. Несмотря на все исторические катаклизмы, жители Гянджи сохранили память о великом поэте. Они помнили и знали, где он захоронен. Когда был возведен первый мавзолей над могилой поэта, никто уже не помнит. Известно, что первое письменное упоминание датируется 1606 годом, когда шах Аббас I, прибыв в древнюю Гянджу, остановился лагерем около мавзолея Низами, и там отпраздновал Новруз, отмечавшийся 24 марта.
В XIX веке возле мавзолея Низами проходили бои русской царской Армии, которой командовал И. Ф. Паскевич, с персидской армией. В результате мавзолей серьезно пострадал и был восстановлен в середине XIX века Мирзой Адигёзаль-беком Карабахским.
Неоднократно погребальное сооружение поэта реконструировали в ХХ веке. Последнее его обновление состоялось в новом тысячелетии. Рядом с круглым строением разбит парк и расположена архитектурная композиция из каменных книг, о которой говорилось в начале статьи. Сам мавзолей выстроен из украинского розового гранита.
Личная жизнь поэта
Низами был трижды женат. Самой любимой была его первая жена, подарившая ему сына. Она была рабыней, захваченной из кипчакского племени, и ее преподнес в подарок поэту правитель Дарбанда (Дербента) Музаффар. Согласно другим источникам, имя этого правителя Фахрад-Дин Бахрамшах. Это была своеобразная плата за касиду, посвященную дербентскому хану.
История гласит, что девушка нравилась Музаффару, и он хотел пополнить ею свой гарем. Однако девушка проявила непокорность и целомудренность. Своим подношением Музаффар хотел убить двух зайцев: унизить Низами, который раздражал многих властителей наставлениями, и наказать непокорную девушку, лишив ее нарядов и вкусной дорогой еды. Хан был уверен, что в отношении к поэту рабыня тоже проявит свой строптивый характер.
Ведь поэт, будучи талантливым и очень образованным, так и не стал ничьим придворным поэтом. Вместо того чтобы превозносить мудрость и человеколюбие власть имущих, он писал им наставления. Несмотря на известность, Низами был небогат, в отличие от дербентского хана. Однако хан Музаффар промахнулся.
Благородный, не терпящий никакого рабства, Низами сделал Афаг свободной и женился на ней. Она была из рода, недавно принявшего ислам, и сохранившего свой независимый характер. Девушка из простой семьи не была избалована излишествами. Хотя Афаг не имела образования, она знала немало сказаний и легенд своего племени. Была умна и тактична. Многое из ее повествований отразилось в творчестве Низами. Молодая жена стала источником вдохновения для поэта. Только жизнь ее оказалась недолгой. Она умерла, едва Низами закончил свою вторую книгу Хамсе – «Хосров и Ширин». Это случилось в 1178 или 79 году.
По завершении траура Низами женился второй раз. Когда он заканчивал романтическую поэму «Лейли и Меджнун» в 1192 году, умерла вторая жена. Когда умерла и третья при завершении очередной поэмы, Низами в одном из своих произведений воскликнул: «Боже, почему за каждого матнави я должен пожертвовать женой!»
Время смерти Низами нашло отражение в его последней поэме. Предполагается, что эти строки в книге приписал его сын:
Шестьдесят было лет и три года ему
И шесть месяцев сверх, и ушел он во тьму.
Образование и творчество
Молодой человек увлекался философией и литературой. Он не был философом в общепринятом смысле этого слова. Однако своими произведениями он стал предвестником более поздней восточной философии. Его называют мудрецом (хакимом). В то же время в его произведениях присутствуют и романтизм, и лирическая чувственность.
Произведения Низами показывают, что он разбирался в астрономии и астрологии, алхимии, медицине, исламской теории и праве. Он изучал астрономию, но не верил астрологам, которые были почти при каждом дворе. В поэме «Семь красавиц» он писал:
Разве доброе и злое людям от светил?
Сами звезды под влияньем злых и добрых сил.
Задолго до европейских открытий Низами знал, что земля круглая, а не плоская, что мироздание вечно, а каждая звезда – это отдельный мир со своим небосводом и «землей». Ему было известно даже, что Сатурн имеет кольца. Все это и многое другое поэт узнал из рукописных книг, которых много было в частных библиотеках Гянджи. Он был знаком с трудами своих современников: Катрана Тебризи, Абу-л-Ала-Гянджеви, Фалаки Ширвани, а также с творчеством Хагани, считавшегося непревзойденным мастером касиды.
Во времена Низами существовало неписаное правило, которому следовали все восточные поэты. Прежде чем писать свои произведения, начинающий литератор должен был выучить наизусть 20 тысяч строк других известных поэтов. Может быть, благодаря этому правилу и появилась в тот период целая плеяда замечательных литераторов, в числе которых была и гянджинская поэтесса Мехсети Гянджеви.
Низами также хорошо знал арабскую и персидскую литературу, устное народное творчество местных жителей, персидские сказки, мифы и легенды, изучал в разное время историю, мистические учения восточных чернокнижников, этику.
«Пятерица»
В сборник поэм «Хамсе» вошли 5 поэм:
- «Сокровищница тайн». Эта поэма представляет собой свод назиданий и притчей и была адресована правителям. В ней 13 сказаний и 7 рассказов.
- «Хосров и Ширин» повествует о любви хана Хосрова, правившего домусульманским Ираном в 590 –628 годах к Ширин, одной из жен своего гарема. Действие поэмы разворачивается в древнем иранском городе Медаине и столице Аррана (Кавказской Албании) – Барде.
- Поэму «Лейли и Меджнун» о любви одержимого юноши, прозванного Меджнуном, к Лейли, Низами начал по заказу ширваншаха Ахсатана I. Сначала поэт отнесся к заказу скептически, несмотря на обещание щедрого вознаграждения. Он считал, что в легенде о Лейли и Меджнуне все было сказано и нет смысла повторяться. Но переосмыслив легенду, в которой герои погибают, Низами с величайшим мастерством показал противоречия общественной морали, душевные порывы влюбленных, бурю страстей.
- Главным героем поэмы «Семь красавиц» выступает шах доисламского Ирана Бахрам Гур. Он привез себе 7 жен из разных частей земли. Он построил для них 7 дворцов. Каждый дворец соответствовал цвету той планеты, которая покровительствовала каждой девушке. Каждый день недели он проводил с одной из жен, и одевался в цвет, который соответствовал цвету дворца. В поэме вставлено 7 новелл, посвященных каждой из красавиц. Эти новеллы переплетаются с повествованием о самом шахе Бахраме. В поэме присутствуют мифические и сказочные персонажи.
- «Искендернаме» – последнее и самое крупное произведение поэта. Низами прекрасно знал, что Александр Македонский жил и правил задолго до появления Ислама. Однако своего героя он помещает в Исламский мир. Искендер Низами пропагандирует среди кипчаков ношение чадры, совершает паломничество в Мекку. Поэма «Искендернаме» не претендует на историческую достоверность. Это исключительно художественное произведение. И ради создания тех или иных художественных образов, эпизодов, Низами легко манипулирует историческими фактами.
«Хамсе» Низами на многие века предопределило развитие литературы народов Среднего и Ближнего Востока. Сборник поэм послужил образцом высочайшего поэтического мастерства.
Влияние Низами на литературу Востока
Низами творил на персидском языке, однако в его сочинениях отразилось языковое многообразие народов, населявших Южный Кавказ. Здесь жили персы, тюрки, армяне, грузины, курды и др. Он нередко использовал в своих произведениях легкий разговорный стиль.
Литературоведы считают, что Низами объединил доисламскую Персию с Персией современной (для своей эпохи). Низами не был придворным поэтом. Он писал для всех, кто умеет читать. Он не пел дифирамбов власть имущим. Напротив, пытался наставить их на путь истинный. Такими наставлениями и притчами наполнена его первая поэма «Сокровищница тайн».
Кроме пяти поэм «Хамсэ», Низами писал небольшие по размеру произведения:
- Касиды, близкие к одам, творения.
- Газели – лирические произведения.
- Четверостишия, представляющие собой, наброски для каких-либо произведений, либо это – стихотворные мысли вслух.
Из огромного поэтического наследия до наших дней дошла лишь небольшая часть. Низами своим творчеством оказал огромное влияние на персоязычную Азию. Его произведения нашли отражение в сочинениях поэтов, творивших в последующие века. Поэта Низами из Гянджи почитают в Азербайджане и Таджикистане, Афганистане и Иране. Его произведения переведены на современный азербайджанский, турецкий, русский языки, и каждый желающие может с ними ознакомиться. Восточного поэта знают и почитают в европейских странах.
Имя великого мастера художественного слова носят в Азербайджане улицы, театры, есть станция метро в Баку. Его замечательным именем называют в этой стране новорожденных мальчиков.