ФИО: | Майков Николай Федорович |
Дата рождения: | 1433 г. |
Место рождения: | Москва |
Деятельность: | Религиозный деятель, преподобный, православный святой |
Дата смерти: | 7 мая 1508 г. (≈75 лет) |
Нил Сорский – православный святой, подвижник, автор хрестоматийных православных «Поучения» и «Устава», внесший большой вклад в развитие Русской церкви.
Ранние годы
Нил Сорский, в миру Николай Федорович Майков, родился в Москве в 1433 году. Он происходил из служилого сословия: члены его семьи были дьяками при великих князья московских Василии II Тёмном и Иване III. Вероятнее всего, будущий подвижник Церкви получил хорошее образование, хоть сам всегда отрицал этот факт, называя себя самоучкой.
Жизненный путь
По неподтвержденным данным Николай Федорович какое-то время служил при московских князьях подьячим-скорописцем, но светская жизнь и карьера его не прельщала. С юных лет он хотел стать монахом и развиваться духовно. Его желание исполнилось и все события его жизни связаны с Русской православной церковью.
- 1450 год – в семнадцатилетнем возрасте Николай становится послушником Кирилло-Белозерского монастыря и почти сразу принимает постриг под именем Нил. Его наставником назначается будущий игумен Свято-Троицкого Сергиевого монастыря Паисий Ярославов. Исходя из монастырских записей, исследователи делают вывод о том, что молодой монах занимал высокое положение среди братии: занимался хозяйственными вопросами и монастырской библиотекой. Его основным послушанием было переписывание книг.
- 1475 год – после пятнадцатилетнего монастырского служения Нил решает совершить паломничество и отправляется вместе со своим учеником Иннокентием Охлябиным (в дальнейшем он стал основателем Комельского Свято-Преображенского монастыря и автором ряда христианских трактатов) в Святую землю. Он посещает Константинополь, Палестину, долгое время живет на Афоне, где учит греческий язык и читает произведения греческих авторов, отцов Церкви и философов (Антония Великого, Ефима Сирина, Максима Исповедника, Симона Нового Богослова, Петра Домаскина и Филофея Синайского), в оригинале. Во время своего путешествия Нил изучил традиции скитского устройства и практики «исихазма» – греческого церковного учения, пропагандирующего полный уход от мирских благ и пустынножительство. «Стяжательство» по исихазму – грех, противоречащий принципам монашества.
- 1485-1489 годы – Нил возвращается на родину и начинает заниматься организацией первого на русской земле скита. Скит был построен в 15 километрах от Кирилло-Белозерского монастыря на реке Сора (отсюда и прозвище Нила – Сорский) и освещён в честь праздника Сретения Господня. Скит основывался на принципах классического пустынножительства: монахи жили по одному, в землянках, построенных на значительном расстоянии друг от друга, долгое пребывание вне келий запрещалось, на общую службу в церковь скитские жители собирались два раза в неделю, общих послушаний не было, женщины в скит не допускались, за наемный труд монахи платили или, если не имели средств, не пользовались им. Основными занятиями были: молитва, чтение священных книг, рукоделие. Нил считал, что самым главным подвигом для монаха является подвиг духовный, мирская жизнь не должна его заботить.
- 1490 год – Нил, вместе с Паисием Ярославовым, по приглашению архиепископов Новгородского Геннадия и Ростовского Иоасафа, участвует в церковном Соборе, осудившим ересь «жидовствующих» (неканоническое церковное учение, распространившееся в XV веке в новгородских и московских землях) и начинает работу с Иосифом Волоцким, хотя уже в это время между ними существуют разногласия. Волоцкий считал, что еретиков нужно убивать, а Сорский отстаивал мнение о том, что для прощения еретиков достаточно их искреннего христианского покаяния.
- 1490-1495 годы – Нил пишет главный труд своей жизни – «Устав скитской жизни». В нем он рассматривает вопросы организации монашеской жизни, поста и молитвы, быта, отношения к личному и общественному имуществу братии, связи скита с внешним миром.
- 1503 год – Сорский участвует в церковном Соборе Ивана III, на котором обсуждался вопрос секуляризации церковных земельных владений. С этого Собора началось открытое противостояние иосифлян (противников секуляризации, сторонников Волоцкого) и нестяжателей (сторонники аскетичных практик, ученики Нила Сорского). Нил стал идеологом «нестяжательства» из-за своего увлечения исихазмом. При этом он не выступал за полное уничтожение монашеского общежития, а говорил лишь о «потребительском минимализме» и важности духовного подвига.
- 1490-1508 годы – наряду с сочинительством Нил продолжает заниматься переписыванием и переводами церковных текстов. Этот труд он считал главным в своей жизни. Ученые Н. В. Покровский и Я. С. Лурье полагали, что списки и переводы Сорского были очень аккуратными. Он не менял смысл текста, лишь исправлял ошибки и вставлял разъяснения авторской мысли. Таким образом первоисточники становились более понятными и удобочитаемыми.
- 1500-1508 годы – Нил пишет еще ряд произведений, в том числе «Поучения» и «О жительстве от святых писаний». Труды Нила Сорского пользовались большой популярностью среди монашеской братии. Еще при его жизни с них делались списки для библиотек наиболее крупных монастырей.
- 1508 год – после непродолжительной болезни Сорский умирает, оставив для братии «Завещание», по которому его не следовало хоронить, а нужно было оставить тело в лесу, на милость Бога. Сподвижники старца не выполнили последнюю волю учителя и похоронили его на территории скита, рядом с деревянной церковью Сретенья Господня. После его смерти дело преподобного продолжили ученики: Вассиан Косой, Дионисий, Нил Полевой, Григорий Тушин.
- 1569 год – Иван IV решает воздвигнуть над могилой старца каменную церковь, но почему-то меняет решение (считается, что во сне к нему явился Сорский и попросил оставить скит таким, каким он был при его жизни – скромным). Были еще попытки построить в скиту каменную церковь, но, в конечном итоге, идея была отброшена как «неугодная» праведному старцу.
- 1650 год – в церковных хрониках появляются первые упоминания о канонизации Нила и о строительстве над его могилой деревянной церкви Иоанна Предтечи. Днем его почитания считается 7 мая.
- 1764 год – Нило-Сорская пустынь утрачивает свою самостоятельность и присоединяется к Кирилло-Белоозерскому монастырю.
- 1961 год – открытие на территории пустыни психоневрологического диспансера.
- 2018 год – возрождение скита.
- 2019 год – открытие архиерейского подворья «Нило-Сорская пустынь».
Личная жизнь
Как монах, Нил Сорский не имел семьи, жены и детей. Но известно о его брате Андрее Майко, умершем в 1502 году. Он стал основателем дворянской династии Майковых. Среди непрямых потомков Сорского есть поэты, писатели, художники, академики и видные государственные деятели.
Значимость
Нил Сорский сделал очень многое для развития скитского подвижничества на Руси, где до него существовало лишь два типа монашества: общежительский (в монастыре) и отшельнический, не подразумевавший контактов с людьми. Он почитается Русской православной церковью как святой преподобный старец, а его труды составляют золотой фонд русской христианской литературы.