ФИО: | Эрдман Николай Робертович |
Дата рождения: | 3 (16) ноября 1900 г. |
Место рождения: | Москва |
Знак зодиака: | Скорпион |
Деятельность: | Поэт, драматург, киносценарист |
Дата смерти: | 10 августа 1970 г. (69 лет) |
Детство и юность
Москвич Николай Эрдман родился 16 ноября 1900 года. Отец, Роберт Карлович, работал бухгалтером на фабрике, названной «Товариществом шелковой мануфактуры». Мать, Валентина Борисовна, была дочерью хозяина часовой мастерской. На 1 год раньше Коли, в семье родился еще один сын, Борис, ставший известным театральным художником.
Роберт Карлович был немцем, так и не избавившимся от акцента, и Коля вслед за братом поступил в Петропавловское коммерческое училище, где преподавали на немецком языке. Оно находилось при евангелическо-лютеранском соборе. С подготовительного класса у мальчика были нелады с математикой, преуспел он и в забывании исторических дат. Зато рано проявил литературные способности, начав с 9 лет писать стихи. Однако писал в тетрадях печатными буквами и умудрялся при этом делать ошибки, чем вызывал гнев учителей и инспектора. Училище парень не окончил, поскольку его призвали в армию. Воевал против казачьих войск атамана Миронова. Через год заболел и его перевели во внутренние войска охранять Орскую и Казанскую железные дороги.
События биографии
- 1920 – После демобилизации вернулся в Москву, где примкнул под влиянием брата к группе имажинистов, во главе которой были Анатолий Мариенгоф, Вадим Шершеневич и Сергей Есенин. К этому времени стихотворений Николая набралось уже на целый сборник. Из них удалось опубликовать лишь несколько, а остальные потом исчезли. Также он создавал тексты для театра Сатиры и артистического кабаре, например, «Ванька-Встанька», «Палас», «Не рыдай».
- 1923 – Написал буффонаду «Шестиэтажная авантюра». К этому времени его имя гремело в кругах московских театралов по скетчам и куплетам для кабаре, либретто для балетов и оперетт, пародии «Носорогий хахаль» на мейерхольдовский спектакль «Великолепный рогоносец».
- 1924 – Дебютировал как драматург с пьесой «Гибель Европы», премьера которой прошла в кабаре «Палас», расположенном на Страстной площади.
- 1925 – По пьесе Эрдмана «Мандат» Великий режиссер В. Э Мейерхольд поставил спектакль, а позднее ее перевели на немецкий, японский и другие языки. Сюжет разворачивался вокруг Павла Гулячкина, который сам выписал себе показывающий принадлежность к партии мандат. Он понимал, что получить такой документ официально ему не удастся, но этот мандат требовался из-за жениха сестры, которому нужен был обязательно партийный родственник. Пьеса с успехом шла во многих городах Советского Союза. В этом же году молодой драматург ездил в Германию и Италию, где познакомился с М. Горьким.
- 1927 – Дебютировал как киносценарист с разоблачающей нравы маленького городка бытовой комедией «Митя» и производственной драмой «Турбина № 3».
- 1928 – Написал с А. Мариенгофом сценарий научно-фантастического фильма «Проданный аппетит» и с коллективом соавторов сценарий лирической комедии «Дом на Трубной». Создал в жанре «черной комедии» пьесу «Самоубийца», считающуюся шедевром советской драматургии. Сочный язык с обилием острот, галерея колоритных отрицательных персонажей юной советской республики вскрывали корни мещанства. Но в содержании комедии Репертком и партийный вождь И. Сталин увидели реакционный смысл, состоявший в том, что при социализме гражданин не свободен в выборе того, как жить и умирать. Автора взяли на заметку, пристальная слежка за его творчеством через несколько лет привела к аресту.
- 1929 – Был сценаристом фильма «Посторонняя женщина» об усмотрении мещанами в поступке комсомольца, приютившего отставшую от поезда незнакомую женщину, преступной связи.
- 1933 – По сценарию Эрдмана, Владимира Масса и Григория Александрова снимался знаменитый фильм «Веселые ребята». В октябре в разгар съемок за неопубликованные сатирические басни, одной из которых была «Колыбельная», Эрдмана арестовали и отправили в ссылку на 3 года. Сначала он жил в Енисейске.
- 1934 – Актриса А. Степанова выхлопотала перевод сценариста в Томск, где он вскоре стал работать в Томгортеатре заведующим литературной частью.
- 1936 – После ссылки проживать в крупных городах запретили, поэтому Николай Робертович поселился в Калинине.
- 1938 – Вместе М. Вольпиным, В. Нильсеном, Г. Александровым написал сценарий музыкальной комедии «Волга-Волга». Фильм с участием любимицы «вождя народов» Любови Орловой был награжден Сталинской премией.
- 1940 – Был соавтором М. Вольпина в создании сценария фильма «Старый наездник».
- 1941 – Попал на фронт. Получив травму, чуть не погиб, но друзья добились его перевода в ансамбль песни и пляски, подчинявшийся НКВД, для которого пришлось писать сценарии до 1948 года.
- 1942 – Был кинодраматургом музыкального фильма «Актриса» и экранизации одноименного произведения Марка Твена «Принц и нищий».
- 1945 – Сняли историческую мелодраму «Здравствуй, Москва!» по сценарию Эрдмана с Вольпиным.
- 1950 – Вместе с Вольпиным был автором сценария вестерна «Смелые люди», за который они получили много разносов, но неприятности завершились получением в следующем году Сталинской премии 2-й степени и «чистого» паспорта.
- В последующие годы по сценариям литератора вышли художественные фильмы «Спортивная честь» (1951), «Застава в горах» (1953), «Шведская спичка» (1954), «На подмостках сцены» (1956), «Любушка» (1961), «Морозко» (1964), «Город мастеров» (1965) и другие. Также он был сценаристом анимационных фильмов, среди которых «Федя Зайцев» (1948), «Полет на Луну» (1953), «Двенадцать месяцев» (1956), «Снежная королева» (1957), «Кошкин дом» (1958), «Дюймовочка» (1964), «Снегурка» (1969).
- 10 августа 1970 – Умер. Похоронен в столице РФ рядом с бывшим зданием Донского крематория.
Три брака и роман
Обаятельный остроумный литератор с ладной спортивной фигурой и умными темными глазами очаровывал женщин и 3 раза был женат на балеринах. С 1926 года он жил с Надеждой Александровной Яшке (псевдоним – Дина Воронцова), танцевавшей в мюзик-холле и снимавшейся в короткометражных лентах. В 1942 году Дина умерла от брюшного тифа.
Второй супругой стала в 1946 году Наталья Васильевна Чидсон, блиставшая в знаменитом Большом театре. Их брак продолжался до 1953 года.
Третьей женой была Инна Ивановна Кирпичникова, танцевавшая на сцене музтеатра им. Станиславского и Немировича-Данченко. Она пережила мужа всего на 1 год.
В 1928 году на вечеринке у Бэллы Каракозы Эрдман познакомился с актрисой МХАТа Ангелиной Степановой. Между ними вспыхнул бурный роман, Женщина ушла от мужа к партнерше по сцене, но драматург не решился расстаться с Диной. Изобретая предлоги, он часто ездил в места, где останавливалась с гастролями возлюбленная.
Страсти выплескивались и в тайной переписке. Женщина добилась свиданий с ним в тюрьме и ссылке, посылала посылки, решилась на интимные отношения с НКВД-шником Горшковым, чтобы добиться перевода избранника в Томск.
Драматург и киносценарист
Николай Эрдман легко ворвался в литературу как поэт, драматург и сценарист. Дружил с выдающимися личностями – Есениным, Маяковским, Шершеневичем, Мариенгофом, Мейерхольдом.
Триумфальный дебют вознес драматурга на небосклон светил советского искусства, но острый ум и литературный дар сослужил их обладателю плохую службу. После ареста и ссылки, опасаясь за собственную жизнь, он так и не закончил послевоенную пьесу «Гипнотизер» и стал работать для кинематографа. По его сценариям сняты картины, вошедшие в золотой фонд советской фильмографии.