ФИО: | Добролюбов Николай Александрович |
Дата рождения: | 24 января (5 февраля) 1836 г. |
Место рождения: | Нижний Новгород |
Знак зодиака: | Водолей |
Деятельность: | Литературный критик, поэт, публицист |
Дата смерти: | 17 (29) января 1861 г. (25 лет) |
С критической статьёй Н. Добролюбова «Луч света в тёмном царстве» старшеклассники средней школы знакомятся при изучении драмы А. Островского «Гроза». И в дальнейшем у всех имя Добролюбова накрепко связано с литературной критикой и публицистикой.
Гораздо меньше известно о том, что он был талантливым поэтом, писателем, переводчиком, выдающейся личностью, замечательным мыслителем, педагогом. Но не все грани его таланта смогли до конца раскрыться в связи с ранней смертью: он прожил всего 25 лет.
Детство и учеба в Нижнем Новгороде
Николай Александрович Добролюбов родился 24 января (5 февраля по новому стилю) 1836 г. в Нижнем Новгороде. Его отец, Александр Иванович Добролюбов (1812-1854), был священником. Это был очень образованный человек, пользовавшийся уважением в городе. Мать – Зинаида Васильевна Покровская (Добролюбова, 1816-1854) – занималась воспитанием детей, которых в семье было 8. Николай Добролюбов был старшим из них.
Начальное образование получил дома, его учителем был студент семинарии. В доме Добролюбовых была большая библиотека, которая способствовала ранней тяге мальчика к чтению и самообразованию. В результате его приняли сразу в последний класс духовного училища в Нижнем Новгороде, а на следующий год – в Нижегородскую духовную семинарию, где он стал первым учеником.
С ранних лет Добролюбов был собранным, дисциплинированным и ответственным: вёл читательский дневник, записывая свои впечатления о прочитанном. вёл также ежедневные записи и заметки о всех происходивших в его жизни событиях. писал прозу и стихи, пробовал себя в драматургии, а в возрасте 13 лет даже переводил древнеримского поэта Горация. Свои произведения он отсылал в различные газеты и журналы Нижнего Новгорода, некоторые из них публиковались. Кроме этого, юноша заинтересовался фольклором и собрал множество преданий, песен, пословиц, поговорок своего края.
Краткая биография
- В 1853 г. Н. Добролюбов отправился в Петербург для продолжения духовного образования – поступления в Петербургскую духовную академию, но неожиданно для всех решил сдавать вступительные экзамены в Педагогический институт. Был принят на историко-филологический факультет.
- 1854 год стал очень тяжёлым для него: с разницей в несколько месяцев ушли из жизни его родители – сначала мать, а затем и отец. Начался период жизни, который сам Добролюбов назвал «подвигом переделывания».
- Именно в этот год Добролюбов охладел к вере и стал радикальным атеистом, начал разделять антикрепостнические и антимонархические настроения. Он писал сатирические стихи, обличавшие царский режим и личность царя, что окончилось для него карцером.
- К личным потерям прибавились и внешние обстоятельства жизни: умер император Николай I, началась Крымская война 1853-1856 гг., в студенческой среде стали образовываться оппозиционные к правительству кружки, один из них возглавил Николай Добролюбов.
- В 1855 г. Добролюбов организовал нелегальную, с революционным уклоном газету «Слухи», и в ней также обличал царский режим. Писал смелые революционные стихи. начал вести активную революционно-пропагандистскую работу в студенческом кружке.
- В 1855 г. (в некоторых источниках указывается 1856 г.) произошло знакомство Добролюбова с Чернышевским, которое переросло в дружбу и тесное сотрудничество двух уникальных высокообразованных личностей. Знакомство с Н. Некрасовым.
- Чернышевский в 1856 г. способствовал началу работы Николая Добролюбова в петербургских газетах и журналах, где тот печатался под различными псевдонимами в основном с материалами против самодержавия.
- В 1857 г. Добролюбов начал работать в журнале «Современник», возглавив отдел литературной критики.
- В 1857 г. Н. Добролюбов окончил институт с блестящим результатом, достойным золотой медали. Но этой награды он был лишён за свои политические убеждения и вольнолюбивые взгляды. Поступил домашним учителем к детям князя Куракина.
- 1858 год – время активной работы в журнале «Современник». В этот год он опубликовал более 70 критических статей, рецензий, а также прозаических произведений и стихов. В его литературно-критических статьях отражалось состояние русской литературы с точки зрения социального положения общества. Занимался репетиторством.
- К началу 1859 г. Добролюбов стал центральной фигурой в области литературной критики в русле революционно-демократической идеологии и кумиром разночинной интеллигенции.
- В 1859 г. в журнале «Современник» Добролюбов основал сатирический отдел «Свисток» (он же редактор). Проявляется его новый талант сатирика, публициста и фельетониста.
- Напряжённая работа сказалась на его здоровье – в 1860 г. начался туберкулез.
- В 1860 г. по инициативе редакции журнала «Современник» Добролюбов уехал на лечение за границу. Он побывал в Германии, Италии, Франции, Швейцарии, но болезнь не отступала.
- В 1861 г. вернулся в Россию в безнадёжном состоянии. Посетив родных в Нижнем Новгороде, возвратился в Петербург. Последняя опубликованная им статья «Забитые люди» была посвящена творчеству Ф. Достоевского.
- В 1861 г. в России началась политическая реакция, которая угнетала Добролюбова и ухудшала его здоровье.
- Его друзья (Чернышевский, Некрасов и др.) не оставляли его, дежурили у его постели до последнего момента. Добролюбов умер 17 (29 по новому стилю) ноября 1861 г. в Петербурге.
- Похоронен на Волковом кладбище Петербурга рядом с В. Белинским.
- Его похороны переросли в общественную демонстрацию.
Семья
Своей семьи и детей у Н.А. Добролюбова не было.
Творчество
Жизнь Добролюбова была короткой, но очень насыщенной умственной деятельностью. Он много писал. В основном это были литературно-критические работы, но в них он умел выразить свои общественно-политические взгляды, созвучные времени. По словам литературоведа Д. Святополка-Мирского, Добролюбов в своих литературно-критических статьях не столько анализировал литературную сторону произведений, сколько пользовался ими как «предлогом для социальной проповеди».
Литературная критика и публицистика
Самые известные критические статьи Н. Добролюбова, не потерявшие актуальности:
- «Когда же придёт настоящий день?» (о романе И. Тургенева «Накануне»). эта статья привела к окончательному разрыву с Тургеневым.
- «Что такое обломовщина?» (о романе И. Гончарова «Обломов»).
- «Луч света в тёмном царстве» (о драме А. Островского «Гроза»).
- «Темное царство» (о пьесах А. Островского).
- «Забитые люди» (о романе Ф. Достоевского «Униженные и оскорблённые»).
- «О русском историческом романе».
- «Сочинения Пушкина».
- «Стихотворения Н.М. Языкова».
- «Стихотворения А.Н. Плещеева».
- «Стихотворения Ивана Никитина» и многие другие.
Философия
Философские взгляды Добролюбова выражались во многих его статьях на различные темы. В основе его философской системы был человек в неразрывной связи с природой. Он утверждал равенство людей, ратовал за уничтожение такого устройства общества, когда одни люди угнетают других. Научные знания, считал Добролюбов, должны быть основой любого общества.
Поэзия
Стихи Добролюбова отличались тематическим разнообразием: стихи-размышления («Милый друг, я умираю…»), сатирические стихи, стихотворные пародии, переводы Г. Гейне.
Педагогика
Педагогические идеи Добролюбов разделял с идеями Чернышевского:
- Существующую систему воспитания они считали неприемлемой, так как она подавляет в детях личность, учит покорности и угодничеству.
- Образовательную систему в России следует перестроить, но прежде всего – воспитать нового учителя, который будет уважать в ученике человеческое достоинство и сам будет всесторонне развитым человеком.
- Изгнать из школы религию, позволить женщине получать равное с мужчинами образование.
- Создать более совершенные школьные учебники, чтобы не загружать учеников ненужной информацией, излагать материал языком, доступным детям.
- В детских книгах должно быть до минимума сведено морализирование, устранена бедность языка, книга должна развивать в ребенке воображение, будить его любознательность и побуждать к мышлению.
- Осуждение физических наказаний в школе.
- Важное значение придавал нравственному облику учителя.
Значение деятельности
Личность и творчество Н.А. Добролюбова были необычайно популярны в эпоху революционного движения в России 1860-х годов и позже. Его считали борцом за народное дело, властителем дум и вождём революционно-демократической части разночинной интеллигенции.
Хотя печататься он начал ещё во время учёбы в Нижнем Новгороде, зрелое творчество его из-за ранней смерти продлилось всего 4 года. И за это время он написал огромное количество критических, публицистических, философских статей, рецензий, стихов и прозы. Его литературно-критические статьи были лучшими в то время, он был честен и прямодушен, никогда не кривил душой и не старался никому угодить, не поклонялся каким бы то ни было авторитетам, боролся против навязываемых обществом стандартов, страдал при виде чужого страдания – всё это выразилось в его творчестве, которое во многом остается актуальным.