ФИО: | Федоров Николай Федорович |
Дата рождения: | 26 мая (7 июня) 1829 г. |
Место рождения: | с. Ключи, Тамбовская губерния |
Знак зодиака: | Близнецы |
Деятельность: | Религиозный мыслитель, философ-футуролог, библиотековед, педагог |
Дата смерти: | 15 (28) декабря 1903 г. (74 года) |
Детство и юность
Николай Федоров родился 7 июня 1829 года в Тамбовской губернии в селе Ключи. Он был внебрачным сыном князя Павла Ивановича Гагарина. Павел Иванович поселился в своем имении в Тамбовской губернии, вернувшись из Америки, где служил в русской миссии, и выйдя в отставку.
Матерью ребенка, согласно свидетельству о крещении, была дворянка Елизавета Иванова. Внебрачные отношения Павла Гагарина и Елизаветы Ивановой были длительными: известно, что у Николая были родные старшие брат и две сестры. Вероятно, Николай получил фамилию и отчество от имени крестного отца Федора Карловича Белявского. В 1836 году Николай и его старший брат Александр поступили в Шацкое уездное училище. С 1842 по 1849 братья учились в тамбовской гимназии, оба были преуспевающими учениками.
Краткая биография
- 1849 – окончил гимназию и поступил в престижный Ришельевский лицей в Одессе.
- 1851 – Николаю пришлось прекратить обучение в лицее из-за смерти дяди, оплачивавшего учебу племянника.
- 1854 – начало трудовой деятельности: получил аттестат преподавателя и назначен учителем истории и географии Липецкого уездного училища.
- С октября 1858 года работает учителем в двух училищах г. Богородска – уездном и женском. В Богородске Федоров работал шесть лет, позднее преподавал в школах Углича, Одоева, Подольска, Боровска. В преподавании использовал собственный метод, развивающий активность самих учеников в процессе обучения и накопления знаний.
- 1867 – оставил преподавательскую работу в Боровске.
- С 1868 года поселился в Москве, некоторое время давал частные уроки.
- 1869 – начал службу в должности помощника библиотекаря в первой общедоступной библиотеке Москвы – Чертковской библиотеке.
- 1874, ноябрь – поступил на службу в библиотеку Румянцевского музея. Здесь он трудился в должности дежурного чиновника последующие 25 лет. Федоров придавал огромное значение книге как средству хранения памяти человечества, библиотеки и музеи считал центрами общественной жизни и просвещения. Он всячески стремился совершенствовать их работу: составил первый систематический каталог книг Румянцевского музея, предложил идеи международного книгообмена для пополнения библиотечного фонда иностранными изданиями, использования в общественных библиотеках книг из личных собраний, создания всемирного систематического каталога, организации выставочной работы, разработал теорию музейно-библиотечного образования. Николай Федорович обладал великолепной памятью, о его познаниях ходили легенды. Коллеги и ученики были уверены, что он знает содержание всех книг библиотеки и обладает глубокими знаниями в различных отраслях науки. Федоров был полиглотом, причем кроме европейских языков знал греческий, латынь, китайский. Его личность притягивала многих известных современников – писателей, мыслителей, ученых, в том числе Л.Н. Толстого, А.А. Фета, В.С. Соловьева, Ф.М. Достоевского, художника Л.О. Пастернака. Параллельно службе в библиотеке Федоров постоянно работал над собственными философскими трудами, сложившимися в религиозно-философскую систему.
- 1878, осень – познакомился с Л.Н. Толстым. Общение двух мыслителей продолжалось более десяти лет, закончилось разрывом.
- 1898, сентябрь – вышел в отставку, уволился из Румянцевского музея. В последующий период жизни Федоров плодотворно работал над философскими трудами, систематизировал свое учение.
- 1898, 14 октября – в газете «Новое время» напечатана статья Федорова «Разоружение». В ней он высказал мысли о применении регулярной армии и вооружений для борьбы с разрушительными климатическими аномалиями и бедствиями, например использования артиллерийского огня или взрывчатых веществ для воздействия на атмосферные явления и избавления человечества от засух или наводнений. Основная идея статьи – применение орудий смерти для блага людей.
- 1899 – из-за мизерной пенсии Николаю Федоровичу пришлось вновь поступить на службу – в архив Министерства иностранных дел.
- 1899 – совершил путешествие в Асхабад, а оттуда – на Памир со своим учеником Н. Петерсоном.
- 1900, июль – в газете «Асхабад» опубликована работа Федорова «Самодержавие».
- 1903, 15 декабря – умер от воспаления легких в Мариинской больнице для бедных в Москве.
- В 1906 году впервые изданы сочинения Федорова. Ученики и друзья подготовили, систематизировали и осуществили издание его философского учения под названием «Философия общего дела» в двух томах (второй том вышел в 1913).
Философия общего дела
Федоров, глубоко религиозный человек, мыслил в христианской традиции, в его умозаключениях наука объединяется с религией. Согласно ему, главной целью человеческого существования является создание царства Божия на Земле. И человечество призвано достигнуть этого идеального состояния, уничтожить зло и спасти Вселенную от хаоса и разрушения, используя знания («знания в дело»). Программой знаний и действий для достижения этой цели является Евангелие. Однако, считал философ, общепринятое понимание Евангелия как пути к личному спасению, ошибочно. Он призывал увидеть в нем путь к всеобщему спасению человечества. А идея всеобщего спасения перерастает у Федорова в осмысление космически-божественной функции человека: людям предстоит освоить космическое пространство и заселить космические миры «до окончательного одухотворения Вселенной».
Для достижения этой глобальной цели человечество должно победить смерть, то есть добиться физического бессмертия. Мало этого, бессмертие должно стать возможным не только для живущих в тот момент, но и для всех людей, когда-либо живших на Земле, потому что одного или двух поколений людей недостаточно для заселения многочисленных миров Вселенной. Отсюда возникает идея телесного воскрешения.
Идея телесного воскрешения
Люди будут обладать настолько мощными знаниями, что сделается реальностью физическое воссоздание тел и возвращение к жизни с сохранением личности каждого человека всех людей, когда-либо живших на Земле. Именно всеобщее воскресение есть суть Общего дела, его главная цель. Это и высшая нравственность, и деятельное, реальное христианство, и подлинное исполнение воли Божией.
Личная жизнь
Николай Федорович никогда не был женат и не имел детей, всю жизнь прожил в одиночестве. В его жизни была одна любовь. Он был влюблен в Екатерину Степановну Некрасову, постоянную читательницу Румянцевского музея. Написал ей около десяти писем, но отправить решился лишь одно. Некрасова взаимностью не ответила.
Считая грехом любую собственность, Федоров исповедовал жесткое ограничение в повседневной жизни: очень скудно питался, спал на сундуке, подушку ему заменяла стопка книг. Значительную часть небольшого жалования отдавал нуждающимся. Зимой и летом носил легкое пальто, не пользовался транспортом, ходил пешком. Немногочисленные прижизненные публикации его работ выходили без указания авторства. Его труды распространялись в рукописях, излагались устно во время бесед.
Заключение
Николай Федорович Федоров – русский религиозный мыслитель-футуролог, изложивший в своих работах картину мироустройства на многие века вперед. Философское учение Федорова оказало значительное влияние на развитие русской науки и культуры.
Идеи Федорова о единении человечества, разумном влиянии на природу, преодолении смертности и сама жизнь философа, прожитая в соответствии с высокой этической планкой, нашли отражение в творчестве русских литераторов и художников: Н. Клюева, В. Хлебникова, А. Платонова, М. Пришвина, Н. Заболоцкого, П. Филонова, В. Чекрыгина.