Михаил Васильевич Водопьянов — краткая биография


Водопьянов Михаил Васильевич

ФИО: Водопьянов Михаил Васильевич
Дата рождения: 18 ноября 1899 г.
Место рождения: с. Студенка (Липецк)
Знак зодиака: Скорпион
Чем известен: Летчик, генерал-майор авиации, писатель, Герой Советского Союза
Дата смерти: 11 августа 1980 г. (80 лет)

Трудное детство

Михаил Водопьянов родился 18 ноября 1899 года в селе Студенка, позднее слившегося с городом Липецком. Через 7 лет глава семейства, крестьянин Василий Водопьянов, поссорился со своим отцом и настоял об отъезде в сибирский город Тайшет. Устроился грузчиком на станцию железной дороги, но вскоре по непонятной причине попал в тюрьму. Оставшись единственной кормилицей, мать, Мария Кузьминична, с трудом содержала сына и годовалую дочь Татьяну за счет продажи пирожков и поденной работы. Миша пошел в школу, но проучился лишь осень, поскольку не было зимней одежды.

В 1912 году Водопьяновы вернулись в Липецк. К этому времени мальчик умел выполнять все необходимые в крестьянском доме работы, например, пахать, косить, плотничать, молотить. Трудолюбием он пошел в отца, который с охотой брался за любой труд и выполнял его с усердием.

Михаил Водопьянов в молодости

Михаил Водопьянов в молодости

Славная биография

  1. Февраль 1918 – Ушел добровольцем в Красную Армию, начав службу обозным в дивизионе «Илья Муромец». Он почти не покидал военного аэродрома, ремонтируя машины и помогая выруливать к месту старта пилотам. Именно тогда стал мечтать о небе, но механики указали ему на недостаток образования. С их помощью Михаил освоил грамоту и арифметику, а потом учился управлять автомобилем.
  2. 1921 – Демобилизовался и остался в Москве, куда в период гражданской войны передислоцировали его часть. Сначала работал шофером, а потом ремонтировал двигатели самолетов, размещавшихся на московском аэродроме. Вскоре его назначили бригадиром.
  3. 1925 – Стал бортмехаником у известного инженера и летчика Харитона Славороссова.
  4. 1928 – Окончил летную школу акционерного общества «Добролет», получив «корочки» пилота 3 класса.
  5. 1929 – Выпускник Московской летно-технической школы. Как бортмеханик, а потом и летчик, помогал сражаться с саранчой в Казахстане и на Северном Кавказе. Также возил авиапочту.
  6. 1930 – Стал пионером авиалинии Хабаровск – Сахалин. Первый маршрут был через Оху из Хабаровска в Александровск, готовил его с летчиком Карлом Ренкасом. Поскольку сухопутных аэродромов на Востоке страны не хватало, в этом же году сдал экзамен на морского летчика.
  7. 1931 – Работал в специальном отряде гражданского воздушного флота, перебрасывавшем матрицы газеты «Правда» из столицы в крупные города Советского Союза, чтобы там оперативно печатали тираж. Полеты проходили ночью и ориентироваться приходилось по компасу и огням городов.
  8. 1932 – Проводил разведку лежбищ тюленей в Каспийском море с воздуха.
  9. Зима 1933 – Совершая испытательный перелет по маршруту Москва – Петропавловск-Камчатский, попал в аварию. Самолет упал на лед Байкала, бортмеханик Серегин погиб, а Водопьянов получил сотрясение мозга, рваные раны головы и переломы. Заметившие крушение люди помогли доставить Михаила Васильевича в больницу, где пострадавшему наложили на голову 36 швов.
  10. 1934 – Выздоровел после попадания в катастрофу и готовил технику, чтобы повторить неудачный дальний перелет. Добился разрешения правительственной комиссии, чтобы участвовать в спасении челюскинцев. Для этого преодолел около 6500 км на самолете Р-5 из Хабаровска в Ванкарем без радиста и штурмана. Вывез 10 человек, трижды летая на льдину из Анадыря. За этот подвиг получил орден Ленина вместе со званием Героя Советского Союза.
  11. Март 1935 – Совершил перелет из Москвы на Мыс Шмидта с 12 промежуточными посадками, чтобы проложить новую пассажирскую и почтовую трассу и исследовать требования к самолету для работы в условиях Севера.
  12. 1936-1937 – Командовал летным отрядом, работавшим в Арктике. В мае 1937 года впервые в мире сел на лед у Северного полюса с помощью тормозного парашюта. Отвез группу зимовщиков Папанина, организовавших первую арктическую дрейфующую станцию, названную «Северный полюс». Награжден за это орденом Ленина.
  13. 1939 – Опубликовал книги «К сердцу Арктики» и «Мой путь к полюсу».
  14. 1939-1940 – Участвовал в советско-финляндской войне как командир бомбардировщика ТБ-3. За боевые вылеты получил орден Красного Знамени.
  15. Февраль 1940 – Стал комбригом.
  16. 1941-1945 – В июле 1941 назначен командиром 81 дивизии дальних бомбардировщиков. Убедил И.В. Сталина в возможности бомбардировок Берлина. Лично участвовал в бомбежках и был сбит. Михаилу Васильевичу удалось вернуться к своим, но он был обвинен в слишком больших потерях и смещен с должности. В дальнейшем воевал как рядовой летчик, был награжден орденами Ленина и Отечественной войны 1-й степени.
  17. Февраль 1946 – Ушел в запас.
  18. 1948-1950 – Был участником высокоширотных экспедиций с высадкой ученых на лед.
  19. 1949 – Награжден орденом Ленина, предположительно за секретную высадку на Южном полюсе.
  20. 1953 – Вышли «Рассказы летчика» и «Путь летчика» Водопьянова.
  21. 1954 – Ушел на пенсию и занялся литературной деятельностью. Опубликовал книги «Полярный летчик: рассказы» и «На крыльях в Арктику».
  22. 1957 – Издал книгу «Крылатые богатыри».
  23. 1964 – Написал повесть «Уральский сокол».
  24. 1965 – Опубликовал сборник рассказов «Юрий Гагарин – космонавт № 1».
  25. 1973 – Опубликовал рассказы под общим названием «Штурман Фрося».
  26. 11 августа 1980 – Скончался. Похоронен на Троекуровском кладбище.
Михаил Васильевич Водопьянов

Михаил Васильевич Водопьянов

Семейная жизнь

В 1923 году Михаил работал в Москве шофером и был постоянным покупателем в палатке, где продавались сигареты и сладости. Однажды он увидел в окошке палатки новую продавщицу, москвичку Марию Дмитриевну, которая оказалась сестрой хозяйки этого торгового заведения и дочерью кузнеца. Молодые люди познакомились, понравились друг другу и весной 1924 года обвенчались. В 1925 и 1926 году у них родились первенец Владимир и дочь Вера, в 1933 и 1937 году – сыновья Михаил и Юрий, в 1941 – дочь Наталья. Самым младшим ребенком был Алексей, появившийся на свет в 1953 году, когда прославленный ас уже не летал.

В кругу семьи

В кругу семьи

Семья была дружной, поддерживавшей кормильца в опасных и длительных полетах и с нетерпением ожидавшей его возвращения из них. Письма близких согревали летчика в сложных ситуациях и придавали сил. В 1938 году семье дали 5-комнатную квартиру в 3-м подъезде знаменитого Дома на набережной, в жизни которого Мария Дмитриевна принимала активное участие. Женщина была гостеприимной хозяйкой, радушно встречавшей не только друзей и родственников, но и малознакомых людей. Она оставалась единственной супругой Водопьянова до своей смерти, почти полвека характер их отношений читался во взаимных влюбленных взглядах.

С женой Марией Дмитриевной

С женой Марией Дмитриевной

След в истории

Генерал-майор Михаил Водопьянов вошел в историю как участник операции по спасению людей, высадившихся на льдины из раздавленного торосами и утонувшего в Чукотском море корабля «Челюскин». Пилоту довелось оказаться среди первых летчиков, награжденных званием Героя Советского Союза. Кроме карьеры в авиации, он написал 5 пьес и 32 книги, оставив яркие воспоминания о своей жизни и людях, с кем довелось работать.

Михаил Водопьянов

Михаил Водопьянов

Сегодня имя пилота служит брендом военно-исторической библиотеки, расположенной вблизи Липецкого авиацентра, и символом возрождения потенциального спроса на услуги российской полярной авиации. Ведь Арктика притягивает к себе не только инвесторов и ученых, но и туристов-романтиков. В память о легендарной личности существуют:

  • Школы в г. Липецке, Москве и Старой Купавне.
  • Улицы в Липецке, Екатеринбурге, Красноярске, Москве.
  • Самолеты Ил-76, Ил-96-300, Ту-160, Sukhoi Superjet 100.
  • Пароход.
  • Почтовый конверт.
  • Памятники на Ходынском поле Москвы и в Липецке.
  • Село в Липецкой области.


Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *