Михаил Кошкин — краткая биография инженера


Кошкин Михаил Ильич

ФИО: Кошкин Михаил Ильич
Дата рождения: 21 ноября (3 декабря) 1898 г.
Место рождения: с. Брынчаги, Ярославская область
Знак зодиака: Стрелец
Деятельность: Изобретатель, инженер, конструктор
Дата смерти: 26 сентября 1940 г. (41 год)

Детство и юность

Трудно найти человека, который не слышал бы о танке Т-34, легендарной «тридцатьчетверке». Но далеко не все помнят фамилию его создателя.

В разработке этого орудия принимали участие многие известные конструкторы. Но человеком, благодаря которому танк стал частью армейских вооружений, был советский инженер-конструктор Михаил Ильич Кошкин. Именно его называют «отцом» Т-34.

М.И. Кошкин родился 3 декабря 1898 г. в селе Брынчаги Ярославской области. Его родители были крестьянами. Семья жила в бедности. Чтобы всех прокормить, отцу приходилось постоянно уезжать на заработки, в основном, лесозаготовки. Там он подорвал здоровье и в 1905 г. умер.

Семья осталась без кормильца. В 10 лет Михаилу, который закончил всего 3 класса церковно-приходской школы, пришлось ехать в Москву на заработки. Он устроился на кондитерскую фабрику (сейчас она называется «Красный октябрь») учеником пекаря и проработал на этой фабрике 8 лет. От пекарного производства перешел к «механике», освоил ремонт карамельных автоматов.

В молодости

В молодости

В 1917 г., незадолго до революции, юношу призвали в армию. В августе он был ранен и затем демобилизован. Через несколько месяцев началась Октябрьская революция, которую Михаил Кошкин горячо приветствовал и готов был защищать. В апреле 1918 г. он ушел добровольцем на фронт. Воевал на различных участках от Царицына до Архангельска. Возможно, именно в Архангельске он впервые увидел танки, которые были у противников-англичан.

С братом

С братом

Краткая биография

  1. 3 декабря 1898 г. — родился в селе Брынчаги.
  2. 1908 г. — начало трудовой деятельности.
  3. 1918 г. — поступил добровольцем в Красную армию.
  4. 1919 г. — вступил на фронте в коммунистическую партию, тогда ВКП(б).
  5. 1921 г. — после демобилизации и окончания военно-политических курсов начал учиться в Коммунистическом университете им. Я.М. Свердлова, где познакомился с С.М. Кировым и Серго Орджоникидзе. Позже, когда он решил работать в промышленности, эти знакомства сыграли решающую роль в его судьбе.
  6. 1924-1925 гг. — после окончания университета направлен в Вятку (сейчас г. Киров) руководить кондитерской фабрикой.
  7. 1926 г. — переход на партийную работу.
  8. 1929 г. — решил оставить партийную работу. Написал письмо С.М. Кирову с просьбой дать возможность получить техническое образование. В возрасте 31 года был зачислен в Ленинградский технологический факультет, но вскоре перевелся на машиностроительный факультет Политехнического института.
  9. 1934 г. — получил диплом инженера-механика по специальности «конструирование автомобилей и тракторов». Дипломная работа была посвящена разработке коробки передач для среднего танка. После получения диплома М.И. Кошкин начал работать в Ленинграде в КБ завода, занимавшегося выпуском танков, и уже через 2,5 года стал заместителем начальника этого КБ.
  10. 1936 г. — по предложению Г.К. Орджоникидзе был направлен на Харьковский паровозостроительный завод им. Коминтерна, который, в том числе, занимался производством танков. Позже М.И. Кошкин стал главным конструктором этого завода.
  11. 30-е гг. — кризис в области танкостроения, связанный с появлением противотанковых пушек. Необходимость разработки новых моделей танков. Конфликт на Харьковском заводе между военными и инженерами из-за внедрения танка БТ-7. Начало разработки танка Т-34.
  12. Октябрь 1937 г. – успешное завершение модернизации танка БТ-7.
  13. 1938 г. – разработка колесно-гусеничного танка БТ-20. Поддержка И.В. Сталина в борьбе с маршалом Г.И. Куликом за разработку чисто гусеничного танка А-32. Образование единого КБ во главе с М.И. Кошкиным для разработки новых моделей танков.
  14. 1939 г. — танк Т-34 принят на вооружение Красной армии.
  15. 1940 г. — начаты испытания Т-34. М.И. Кошкин лично испытывал машины, участвуя в пробеге Харьков-Москва-Харьков и сменяя уставших механиков-водителей. Чтобы набрать километраж и сохранить секретность, двигались окружными путями, часто по болотам и бездорожью. Этот пробег потребовал от всех его участников колоссального напряжения сил, не только моральных, но и физических. Здоровье конструктора было подорвано. Простуда и переутомление привели к пневмонии. Врачи вынуждены были удалить одно легкое. После этого конструктор лечился в санатории, но болезнь прогрессировала.
  16. 26 сентября 1940 г. — М.И. Кошкин умер. Легендарный конструктор был похоронен в г. Харькове, но его могила не сохранилась. По некоторым данным, она была уничтожена при бомбардировках города во время Великой Отечественной войны.
Михаил Кошкин (второй слева)

Михаил Кошкин (второй слева)

Личная жизнь

В Вятке М. Кошкин женился на служащей потребсоюза Вере Николаевне Катаевой. Вскоре у них родилась дочь Елизавета, которая стала учителем географии. Позже в семье родились еще две дочери: Тамара – будущий геолог, и Татьяна – в будущем преподаватель Харьковского университета. Семье приходилось мириться с постоянным отсутствием мужа и отца, занятого работой.

Вера Николаевна

Вера Николаевна

Сейчас на доме, где М.И. Кошкин жил в Вятке, установлена мемориальная доска.

Память

При жизни заслуги М.И. Кошкина перед государством были недооценены, в том числе некоторыми конструкторами, которые считали, что их вклад в разработку Т-34 больше. М.И. Кошкин был прирожденным руководителем и блестящим организатором, требовательным, но справедливым. Он часто прибегал к нестандартным решениям, чтобы «пробить» производство «тридцатьчетверки».

Так, для серийного производства танка было необходимо, чтобы он прошел смотр. Но для участия в смотре нужно было набрать пробег, на что не было времени. Чтобы разорвать этот «замкнутый круг», конструктор принял нестандартное решение: набрать пробег, добираясь до Москвы собственным ходом.

М.И. Кошкин всегда прислушивался к чужому мнению и давал подчиненным возможность высказать свою точку зрения. Вопреки собственным амбициям, он всегда мог поддержать чужую разработку, если видел, что она лучше.

М.И. Кошкин получил несколько наград, последнюю – орден Красного Знамени – в 1936 г. Сталинская премия ему была присуждена посмертно в 1942 г. А Героем Социалистического Труда он стал в конце перестройки, в 1990 г. Через несколько месяцев не стало социалистического государства, вооружению которого он посвятил почти всю жизнь.

Сейчас легендарному конструктору стоит памятник в Харькове. Там же его именем названа одна из улиц. В 1998 г. была выпущена памятная марка к 100-летнему юбилею.

О жизни М.И. Кошкина были сняты художественные фильмы: «Главный конструктор» (роль Кошкина исполнил актер Борис Невзоров) и «Танки» (в главной роли снялся актер Андрей Мерзликин).


Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *