Глинка Михаил Иванович — краткая биография композитора


Глинка Михаил Иванович

ФИО: Глинка Михаил Иванович
Дата рождения: 20 мая (1 июня) 1804 г.
Место рождения: Новоспасское, Смоленская губерния
Знак зодиака: Рак
Деятельность: Композитор
Дата смерти: 3 (15) февраля 1857 г. (52 года)

Корни

Михаил Иванович появился на свет в Смоленской губернии в селе Новоспасском 20 мая 1804 года. Его отец – отставной капитан Иван Николаевич Глинка, а мать – Евгения Андреевна Глинка-Земелька, приходившаяся отцу троюродной сестрой. Раннее воспитание Михаила было сложным, так как им полностью занималась бабушка Фекла Александровна. До его шестилетия она отстранила от мальчика его мать. В итоге он рос очень болезненным, нервным и мнительным ребенком.

Евгения Андреевна и Иван Николаевич — родители Михаила

Евгения Андреевна и Иван Николаевич — родители Михаила

После смерти бабушки Евгения Андреевна приложила огромные силы, чтобы исправить такое влияние на сына. Уже в 10 лет Михаил начал изучение игры на фортепиано и скрипке, а в 1817 году его отдали в Санкт-Петербургский Благородный пансион, где его гувернером был В.К. Кюхельбекер. Также в пансионе Михаил знакомится со знаменитым поэтом с А.С. Пушкиным, когда тот навещает своего младшего брата.

В период обучения Михаил Иванович брал уроки у известных в то время частных педагогов музыки.

Михаил в юности

Михаил в юности

Жизнь и творчество

  1. В 1822 году Глинка заканчивает обучение в пансионе и поступает в Главное управление путей сообщения, но служба его не увлекает, и он решает полностью отдать себя музыке. Первое время он активно занимается изучением западноевропейской классики и начинает участвовать в небольших домашних дворянских концертах, изредка работает руководителем оркестра своего дяди. Именно в этот период он делает первые шаги в качестве композитора. Поначалу он сочиняет вариации на тему, взятую из оперы «Швейцарское семейство», написанную композитором Йозефом Вайглем. Процесс его увлекает, и он сочиняет все больше, используя различные жанры и пробуя себя. Именно в период этого творческого поиска и исследований он пишет свои известные романсы на основе стихов А.С. Пушкина, Е.А. Баратынского и других. Хоть эти романсы известны до сих пор, но Михаил Иванович не был удовлетворен успехами. Он отчаянно ищет новые вариации и формы звучания, стараясь выйти за рамки общепринятых канонов того времени.
  2. Большой след в его творчестве оставило путешествие по Кавказу в 1823 году. Главным достижением этой поездки стало создание «Персидского хора» к опере «Руслан и Людмила», которое было основано на одной народной песне Азербайджана.
  3. С 1830 по 1834 годы Михаил Иванович путешествует по Европе. Посещая Австрию, Германию и Италию, он ближе знакомится с местными музыкальными канонами и традициями, постоянно совершенствуя свои навыки композитора. После возвращения из путешествия он решается на осуществление мечты и начинает писать оперу.
  4. В 1836 году состоялась премьера оперы «Жизнь за царя» в Санкт-Петербурге. В ее основу легла история Ивана Сусанина. Произведение не сразу приняли к постановке, однако, после длительных споров, ее все же утвердили.
  5. После успеха оперы в 1836 году Глинку назначают руководить Придворной певческой капеллой. На протяжении 2-х лет он успешно ей руководит.
  6. Лето 1838 года он проводит на Украине, отбирая для капеллы певчих.
  7. В 1837 году уже известный композитор, Михаил Иванович, начинает работу над своей оперой «Руслан и Людмила». Изначально он планировал начать работу над ней с автором поэмы А.С. Пушкиным, однако смерть поэта помешала композитору в этих планах.
  8. В ноябре 1842 года состоялась премьера долгожданной оперы «Руслан и Людмила». Критика была уже довольно безжалостной.
  9. В 1844 году после тяжелого периода и критики оперы он направляется во Францию, где происходит его знакомство с композитором Г. Берлиозом. Под влиянием Берлиоза 10 апреля 1845 года композитор устраивает большой благотворительный концерт своей музыки в Париже.
  10. В мае 1844 года Глинка направляется в Испанию. Здесь он изучает фольклор, язык и культуру местного народа. Итогом посещения Испании являются написанные им новые увертюры.
  11. В 1847 году Михаил Иванович решает возвратиться в родное Новоспасское село, а зиму провести в Смоленске. Его пребывание в России было не долгим, так как постоянные приглашения на балы и в гости к местным дворянам и помещикам не давали ему сосредоточиться на спокойной деятельности. Он решает уехать из страны.
  12. В 1848 году композитор останавливается в Варшаве. Там он создает симфоническую фантазию под названием «Камаринская», в которой очень виртуозно сочетает разные ритмы и настроения. Это положило начало новому типу классической музыки.
  13. В 1851 году композитор возвращается в Петербург, где работает с известными певцами. Он дает уроки пения, репетирует оперные партии. Эта работа оказывает большое влияние на русскую школу вокала.
  14. С 1852 по 1854 год Глинка опять отправляется в путешествие по Европе, однако все это время проводит в Париже, утомившись от переездов. Там он начинает работать над симфонией «Тарас Бульба».
  15. В 1856 году Михаил Иванович уезжает из Санкт-Петербурга в Берлин, где продолжает свое изучение местной классической музыки и много пишет.
  16. 15 февраля 1857 года в результате обострения простуды он умирает. Его хоронят на Лютеранском кладбище, но, по настоянию его сестры Людмилы, его прах уже в мае этого года перевозят в Санкт-Петербург и хоронят на Тихвинском кладбище.
Михаил Иванович Глинка

Михаил Иванович Глинка

Личная жизнь

Личную жизнь Михаила Ивановича, в отличие от карьеры, нельзя назвать счастливой. Еще во время своего первого путешествия по Европе он был замечен в нескольких серьезных романах, а после приезда решил жениться. Выбрал он себе жену из числа дальних родственников – Марию Петровну Иванову.

С Марией Петровной

С Марией Петровной

Их брак не был счастливым. У супругов была существенная разница в возрасте – 14 лет, а уже через год замужества Мария Петровна начала крутить романы на стороне, о которых было известно мужу. Она постоянно обвиняла супруга в расточительстве, и устраивала скандалы. А спустя шесть лет их брака даже тайно обвенчалась с корнетом Николаем Васильчиковым. Тайна была раскрыта, и это дало композитору надежду на развод, ведь он уже долгие годы был влюблен в Екатерину Керн.

Екатерина Керн

Екатерина Керн

Процесс развода был долгим и трудным, а когда он закончился, композитор понял, что его любовь к Екатерине уже угасла. В 1844 году он решил полностью посвятить себя музыке.

В конце концов

Михаил Иванович Глинка не зря посвятил свою жизнь музыке. Его вклад в развитие русской классической музыки и вокала оказался огромным. Созданные им основы отразились в творчестве знаменитых последователей, таких как М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков, П.И. Чайковский и многих других.

Знаменитый критик Владимир Васильевич Стасов сравнивал вклад Глинки в музыку с вкладом А.С. Пушкина в поэзию. И это действительно так. Во многом это было благодаря огромной жажде знаний и постоянному изучению Михаилом Ивановичем традиций и культурного наследия своей и других стран и народов.


Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *