ФИО: | Лиепа Марис-Рудольф Эдуардович |
Дата рождения: | 27 июля 1936 г. |
Место рождения: | Рига, Латвия |
Знак зодиака: | Лев |
Деятельность: | Артист балета, педагог, актер |
Дата смерти: | 26 марта 1989 г. (52 года) |
Он, как скульптор, лепил себя… Он профессионал до мозга костей… У него было брутальное обаяние, перед которым женщины не могли устоять… Артист, которому в 34 года присуждена Ленинская премия, а в 40 лет присвоено звание «Народного артиста СССР»… Так современники говорили о Марисе Лиепе – танцовщике, которым восхищался весь мир.
Ранние годы
В 1936 году у Лилии и Эдуарда Лиепы родился сын. Ребёнок появился на свет 27 июля. Мальчика назвали Марисом. В семье также воспитывалась старшая дочь Эдит.
Отец хотел, чтобы сын пошёл по его стопам и стал оперным певцом, а мать видела Мариса в своих мечтах врачом. Но главное – ребёнок должен вырасти здоровым. И родители отдали худощавого мальчика в балетное училище.
До 14 лет Марис не считался примерным учеником. Подросток мог без зазрения совести прогулять занятия по специальности. Но всё изменилось в 1950 году после поездки на Всесоюзный смотр хореографических училищ, проходивший в Москве. Лиепа исполнил мазурку и па-де-труа из «Щелкунчика». Атмосфера праздника, присутствие на конкурсе корифеев советского балета, удачное выступление разбудило в Марисе страстное желание посвятить жизнь великому искусству танца.
Вернувшись домой, мальчик упорно занимается и в 1953 году переводится в Московское хореографическое училище в класс педагога Н. И. Тарасова.
События и карьера
В мае 1955 года Лиепа окончил училище с отличием. Преподаватели профессиональных дисциплин поставили молодому человеку оценку «5». В рецензии на выпускной спектакль «Щелкунчик» критики отмечали отличную технику танцовщика, которую он продемонстрировал и в дуэте, и в сольном танце. Всё говорило о том, что Мариса примут в труппу Большого театра.
Однако латвийское Министерство культуры настояло на распределении выпускника хореографического училища в рижский театр оперы и балета.
Основные даты творческого пути М. Лиепы:
- Летом 1955 года молодой человек становится солистом Латвийской оперы. Зимой в рамках декады латышского искусства в Москве Лиепа танцует в балетах «Лайма» и «Сакта свободы». На работу артиста обратила внимание М. М. Плисецкая. Вместе с прима-балериной Марис выступает в Будапеште во время Дней культуры СССР в Венгрии.
- В 1956 г. по приглашению главного балетмейстера В. П. Бурмейстера танцовщик присоединяется к труппе Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко в Москве. В течение четырёх лет Марис станцевал восемь ведущих партий из репертуара театра.
- Летом 1960 г. Лиепа как приглашённый солист участвует в гастролях Большого театра в Польше. После возвращения в Москву танцовщик зачисляется в труппу на постоянной основе. За четыре года Марис исполнил главные партии в 16 балетах.
- С 1963 г преподаёт в Московском хореографическом училище.
- С приходом в 1964 году в Большой театр Ю. Н. Григоровича Лиепа получает ведущую партию в новой постановке – «Легенда о любви». Премьера спектакля состоялась 30 марта 1965 года. Марис исполнил роль Ферхада.
- В 1966 г. на Кубе проходит премьера балета «Видение розы». Марис, который впервые выступает как балетмейстер, восстанавливает спектакль в хореографии М. Фокина. Работа над постановкой продолжалась шесть лет.
- 9 апреля 1968 г. Премьера балета «Спартак» в хореографии Ю. Н. Григоровича. Партию римского полководца Красса исполнил Лиепа.
- В следующем году состоялся дебют в кинематографе. Танцовщик снялся в заглавной роли в телевизионном фильме-балете «Гамлет» по мотивам трагедии У. Шекспира.
- В 1970 г. за роль Красса танцовщику присуждена Ленинская премия. В этом же году Лиепа станцевал Зигфрида в «Лебедином озере». Эта постановка Григоровича стала последней, в которой главный балетмейстер дал роль Марису. Теперь артиста занимали в новых спектаклях только приглашённые хореографы.
- В 1971 г. Парижская академия танца за исполнение партии Альберта в балете «Жизель» награждает Лиепу премией «Лучший танцовщик». Награду вручил французский балетмейстер Серж Лифарь.
- В 1975 г. киностудия «Мосфильм» экранизирует балет «Спартак» с участием Лиепы.
- 1977 год. Артист в последний раз исполнил значительную роль в спектакле Большого театра. Это был принц Лимон в балете для детей «Чиполлино». Больше Марису не позволяли танцевать на московской сцене ведущие партии из репертуара. А вот Парижская академия танца вновь наградила танцовщика. На этот раз премией имени М. Петипа. Тогда же на телевидении показывают фильм-балет «Галатея», главные роли в котором исполнили Е. Максимова и М. Лиепа.
- В декабре 1978 г. артист публикует в газете «Правда» статью, в которой критикует хореографию Григоровича. С этого момента Марису не дают танцевать в спектаклях Большого театра.
- В 1981 году танцовщик исполнил две ведущие партии в балетах, которые поставил Б. Я. Эйфман в своём «Новом театре». Это Рогожин в «Идиоте» и солист в «Автографах».
- По распоряжению министра культуры П. Н. Демичева администрация театра разрешает Лиепе участвовать в балете «Спартак», назначенном на 28 марта 1982 г. Для танцовщика этот спектакль стал последним на сцене Большого театра. Вскоре артиста уволили с формулировкой «профессиональная непригодность».
- В 1983–85 гг. Марис Эдуардович руководит балетной труппой в Болгарском национальном театре оперы и балета. В Софии поставлена «Спящая красавица» и «Дон Кихот».
- Осенью 1985 года открылась вакансия главного балетмейстера в Академическом театре оперы и балета в Риге. Лиепа предлагает свою кандидатуру, но на руководящую должность назначили другого претендента.
- 1985-1986 гг. Снялся в лентах «Детство Бемби», «Лермонтов», «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона», «Юность Бемби» и «К расследованию приступить».
- 1988 год. Снялся в роли Отто Штиммера в криминальном фильме «Дорога в ад» и Штоля в «Корабль».
- 4 марта 1989 года в газете «Советская культура» печатается объявление о наборе артистов в «Балет Мариса Лиепы», который создавался по постановлению Моссовета. 15 марта будущий художественный руководитель театра просматривает кандидатов.
- Скончался М. А. Лиепа 26 марта 1989 года в результате инфаркта. Похороны артиста прошли на 12 участке Ваганьковского кладбища в Москве. Эпитафия на могиле гласит: «Выдающийся танцовщик».
Личная жизнь
Брак с первой женой – прима-балериной Большого театра М. М. Плисецкой – состоялся в 1956 году и продлился три месяца.
С Маргаритой Жигуновой знакомство произошло в 1959 г. в Риге, где актриса Московского драмтеатра имени А. С. Пушкина снималась в фильме «Илзе». Через год молодые люди бракосочетались.
У супругов родилось двое детей: в январе 1962 г. – сын Андрис, в ноябре 1963 г. – дочь Илзе. Оба стали звёздами балета. Брак продлился 20 лет и распался по вине Мариса.
После развода с Жигуновой Лиепа в 1980 г. женился на балерине Н. Л. Семизоровой. Через пять лет семья распалась.
Лиепа познакомился с Евгенией Николаевной Шульц в 1969 году, когда выпускница института лёгкой промышленности пришла работать костюмером в Большой театр. Отношения стали близкими в середине 70-х годов. В 1979 г. у пары в гражданском браке родилась дочь Мария. После окончания в 2001 г. Щукинского театрального училища снимается в кино, сотрудничает с Центром оперного пения Г. П. Вишневской.
Танцовщик, актер, балетмейстер
За три десятка лет творческой деятельности Лиепа более 4,5 тыс. раз выходил на сцену как танцовщик. Он исполнил все главные партии в балетах классического репертуара. Ему рукоплескали зрители всех стран, где выступал артист.
Семнадцать лет Марис Эдуардович преподавал в Московской академии хореографии, передавая свой опыт подрастающему поколению танцовщиков. О себе и о работе в балете Лиепа написал две книги. Получил звание «Народный артист» в Латвии, в России, в Советском Союзе.
Марис Лиепа всегда говорил, что думал и чувствовал. Артист был искренним в словах, искренним в искусстве. Искренность пронизывала каждое движение в его танце. Поэтому миллионы зрителей во всём мире бросали цветы к ногам великого танцовщика.