ФИО: | Крамской Иван Николаевич |
Дата рождения: | 27 мая (8 июня) 1837 г. |
Место рождения: | Острогожск |
Знак зодиака: | Близнецы |
Деятельность: | Художник, живописец |
Дата смерти: | 24 марта (5 апреля) 1887 г. (49 лет) |
Детство и юность
Иван Николаевич Крамской родился 27 мая (08 июня по новому стилю) 1837 г. в городе Острогожске Воронежской губернии.
Его отец, был писарем, служил в городской думе. О матери сведений не сохранилось. Родители мечтали, чтобы Ваня пошёл по стопам отца, но мальчик с раннего детства увлёкся рисованием. Этому способствовало соседство с художником-самоучкой Михаилом Борисовичем Тулиновым, который дал Ивану несколько уроков живописи и научил писать акварельными красками.
Окончив Острогожское уездное училище, юноша недолго поработал писарем. Также он почти год был учеником в местной иконописной мастерской, а затем устроился ретушёром к харьковскому фотографу Якову Петровичу Данилевскому. Вместе с ним Иван побывал в разных российских городах, и в 1856 г. приехал в Петербург. Здесь молодой человек продолжил заниматься ретушью у известного художника-фотографа Ивана Фёдоровича Александровского.
Краткая биография
- В 1857 г. Иван Крамской был принят в петербургскую Академию художеств, представив в качестве вступительной работы набросок с гипсовой головы Лаокоона. Его преподавателем стал профессор Алексей Тарасович Марков.
- В 1863 г. картина «Моисей источает воду из скалы» принесла автору малую золотую медаль.
- От участия в том же году в конкурсе Академии на большую золотую медаль и пенсионерскую поездку за границу Крамской отказался. В историю это событие вошло как «бунт 14-ти». 14 лучших выпускников во главе с Иваном Крамским были возмущены тем, что для конкурсной работы им предложили очередной мифологический сюжет, а предоставлять свободную тему совет учебного заведения отказался. Молодые художники хотели уйти от скучного академизма и изображать реальную жизнь. В результате выпускники демонстративно покинули Академию.
- После скандального ухода из учебного заведения художники по инициативе Крамского образовали независимую творческую организацию — Артель. Руководителем был избран Иван Николаевич. Благодаря ему Артель вскоре начала получать заказы, заработки художников возрастали. Но вместе с тем начались проблемы – некоторые участники скрывали свои доходы, чтобы не платить членские взносы. Изнурённый этим глава артели в 1870 г. вышел из состава, а сама организация без него просуществовала до 1871 г.
- В 1863 живописец устроился преподавателем в Рисовальную школу при Обществе поощрения художников. Проработал он там до 1868 г. Одним из его учеников был Илья Репин, вспоминавший об учителе как о строгом, очень деятельном, умном и сдержанном человеке.
- В 1865 г. художник получил большой заказ на роспись купола московского храма Христа Спасителя. В помощники он взял Богдана Венига и Николая Кошелева.
- В 1867 г. Крамской написал свой автопортрет. А в 1868 г. запечатлел на холсте своего первого учителя – М. Б. Тулинова, – которому был признателен всю жизнь.
- Скопив денег, Иван Николаевич в 1869 г. отправился в самостоятельную заграничную поездку, посетил знаменитые европейские музеи, оставившие у него неоднозначные впечатления.
- В том же году художнику было присвоено звание академика.
- В 1870 г. было создано Товарищество передвижных художественных выставок (ТПХВ), одним из организаторов которого выступил Иван Николаевич.
- Спустя год на первой выставке ТПХВ Крамской представил мистическую картину «Майская ночь», хорошо принятую публикой и критиками.
- В 1872 г. художник закончил работу над картиной «Христос в пустыне», задумку которой он вынашивал 5 лет. За это полотно Академия хотела присудить живописцу звание профессора, но тот отказался. Картину для своей галереи приобрёл Павел Третьяков.
- В 70-80-е гг. по заказу Третьякова Крамской пишет портреты знаменитых современников: писателей, художников, учёных. В 1873 г. из-под кисти живописца вышли портреты Льва Толстого и Ивана Шишкина. С Шишкиным Крамской дружил, и позже, в 1880 г., создал ещё один его портрет.
- В 1876 г. художник пишет портрет самого Павла Михайловича, с трудом уговорив коллекционера позировать.
- В 1877 г. живописец приступил к созданию портрета Николая Некрасова. Поэт на тот момент уже был серьёзно болен. Несколько дней художник работал у него дома над эскизом. Закончил картину он в 1878 г., уже после смерти Некрасова.
- В 1879 г. мастер написал портрет писателя-сатирика М. Е. Салтыкова-Щедрина.
- В 1883 г. художник создаёт одну из самых значительных своих картин – «Неизвестная». Её часто называют «русской Джокондой». На полотне запечатлена проезжающая по Петербургу в открытом экипаже девушка, одетая по последней моде 80-х гг. О модели, ставшей прототипом «Неизвестной» исследователи спорят до сих пор.
- В 1884 г. появилась картина «Неутешное горе». Задумана она была после постигшей художника личной трагедии – смерти сына.
- 24 марта (5 апреля по новому стилю) 1887 г. в возрасте 49 лет во время работы над очередным портретом Иван Николаевич Крамской скончался. Причиной смерти стала аневризма сердца.
Личная жизнь
Женой художника стала Софья Николаевна Прохорова, с которой он познакомился, будучи ещё студентом Академии. У Софьи были отношения с женатым художником, что создало ей не самую лучшую репутацию. Но это не остановило Крамского, он полюбил свою избранницу всей душой и прожил с ней счастливую жизнь.
Нежное отношение к супруге видно на её многочисленных портретах кисти Ивана Николаевича.
У супругов родилось 6 детей: Николай, Софья, Анатолий, Марк, Иван и Сергей. Двое сыновей (Марк и Иван) умерли в раннем детстве. Любимая дочь художника, Софья, пошла по стопам отца.
Вклад и память
Иван Николаевич Крамской был выдающимся русским художником, непревзойдённым мастером реалистичного психологического портрета. За свою недолгую жизнь он создал обширную портретную галерею знаменитых современников и представителей простого народа.
Крамской был не только первоклассным живописцем, но и вдумчивым критиком, публиковавшим серьёзные аналитические статьи на темы развития искусства и общества.
Крамской внёс огромный вклад в формирование русской школы живописи и развитие жанра русского реализма.