Константин Сергеевич Станиславский — краткая биография


Станиславский Константин Сергеевич

ФИО: Станиславский Константин Сергеевич
Дата рождения: 5 (17) января 1863 г.
Место рождения: Москва
Знак зодиака: Козерог
Деятельность: Театральный режиссер, педагог, актер, реформатор театра
Дата смерти: 7 августа 1938 г. (75 лет)

Детство и юность

Константин Сергеевич Станиславский – великий актер, режиссер и педагог, человек, изменивший театр. Гений мирового искусства появился на свет 17 января 1863 г. в одном из главных городов Российской Империи – Москве. Настоящая фамилия артиста – Алексеев. Маленький Костя был одним из 10 детей московского промышленника Сергея Владимировича и его жены Елизаветы Васильевны (девичья фамилия – Яковлева).

Константин Станиславский (в центре) с семьей

Константин Станиславский (в центре) с семьей

Среди многочисленной родни будущего артиста встречались люди, близкие к искусству, например, меценат Савва Мамонтов, а также коллекционеры братья Третьяковы, основавшие знаменитую картинную галерею. Сами Алексеевы любили театр, супруги с детьми ставили домашние представления как в своем московском особняке, так и в имении Любимовка. Именно здесь, в стенах родного дома, Костя впервые вышел на сцену в 1877 г.

В детстве

В детстве

В 1878 г. мальчика приняли в гимназию, которая была открыта при Лазаревском институте восточных языков. Спустя три года юноша продолжил отцовское дело, став директором семейной фабрики, однако не оставил свое увлечение театром.

В молодости

В молодости

Краткая биография

  1. В 1884 г. дебютировал в постановке «Женитьба» по одноименному произведению Николая Гоголя. Спектакль играли в доме Андрея Карзинкина, в качестве руководителя выступал известный в то время актер Михаил Решимов.
  2. В день премьеры произошел небольшой инцидент, который навсегда запомнился юному дебютанту. Константин играл Подколесина и в конце пьесы, согласно сюжету, вылезал через импровизированное окно. Любительская сцена была очень маленькой, прямо под декорацией стоял рояль. Начинающий актер случайно пробил ногой крышку музыкального инструмента и порвал несколько струн. Сразу после представления должен был состояться бал, и Алексеев одним неловким движением невольно лишил собравшихся гостей аккомпанемента. Остаток вечера молодой человек провел в углу танцевального зала, вместо рояля напевая мелодии для танцующих пар.
  3. В 1885 г. взял сценический псевдоним «Станиславский».
  4. В 1886 г. артиста избрали казначеем Русского музыкального общества в Москве.
  5. В 1888 г. вместе со своими единомышленниками основал в Москве Общество искусства и литературы (МОИиЛ). В конце года в МОИиЛ состоялся первый спектакль. Последующие 10 лет на сцене общества принесли актеру-любителю всероссийскую славу и репутацию профессионала своего дела.
  6. В 1889 г. впервые попробовал свои силы в режиссуре, поставив «Горящие письма» петербургского драматурга Петра Гнедича.
  7. В 1891 г. стал официальным руководителем режиссерской части в МОИиЛе.
  8. В 1897 г. встретился с другим выдающимся театральным режиссером – Владимиром Немировичем-Данченко. Оба деятеля были обеспокоены состоянием драматического театра, искали пути решения этой проблемы и призывали театральную общественность к реформам. Владимир Иванович пригласил Константина Сергеевича обсудить будущие нововведения, итогом многочасовой беседы стало создание нового театра.
  9. В 1898 г. в тандеме с Немировичем-Данченко основал один из лучших театров страны – Московский художественный театр. Коллектив начал свою работу в июне в подмосковном дачном поселке Пушкино.
  10. В 1899 г. опубликовал пьесу собственного сочинения «Мать моя, бедная мать». Эта пьеса стала одним из немногих произведений артиста, напечатанных при его жизни, большинство статей и писем мастера увидели свет лишь спустя десятилетия после его смерти.
  11. В 1902 г. в творческом союзе Станиславского и Немировича-Данченко наметился раскол. Режиссеры почти всегда работали в тандеме и вместе трудились над многими спектаклями, однако между ними стали чаще разгораться споры по вопросам искусства. Двум гениям с разными подходами к актерской игре становилось все сложнее уживаться в одном театре.
  12. В 1906 г. правительство Пруссии вручило деятелю Орден Красного орла. В том же году окончательно разошлись творческие пути Станиславского и Немировича-Данченко. Из-за разницы во взглядах каждый начал самостоятельно заниматься постановками.
  13. В 1912 г. создал Первую студию МХТ. К тому времени Станиславский уже несколько лет разрабатывал свою систему актерской игры, и студия стала полем для экспериментов с новыми методами.
  14. В 1917 г. отказался от новых ролей и полностью сосредоточился на режиссуре и преподавании.
  15. В 1918 г. основал Оперную студию.
  16. В 1923 г. получил звание Народного артиста республики.
  17. В 1922 г. вместе со МХАТом отправился в длительные гастроли по ближнему и дальнему зарубежью.
  18. В 20-е гг. первая и третья студии МХАТа преобразовались в самостоятельные театры, что стало большим потрясением для Константина Сергеевича. Режиссер назвал поступок своих учеников изменой и продолжил работать с выпускниками второй студии.
  19. В 1924 г. выпустил автобиографическую книгу «Моя жизнь в искусстве».
  20. В 1925 г. стал почетным членом АН СССР.
  21. В 1928 г. перенес тяжёлый сердечный приступ. Врачи запретили артисту работать, однако через год он вернулся к педагогической и режиссерской деятельности.
  22. В 1932 г. с помощью Максима Горького сумел добиться особого положения для Художественного театра.
  23. В 1933 г. театрального деятеля наградили Орденом Трудового Красного Знамени.
  24. В 1936 г. первым в стране удостоился звания Народного артиста СССР.
  25. В том же году писатель Михаил Булгаков использовал образ Константина Сергеевича в качестве прототипа для героя Ивана Васильевича в своей новой книге «Театральный роман».
  26. В 1937 г. был награждён Орденом Ленина.
  27. В 1938 г. режиссера настигли последствия инфаркта десятилетней давности. 7 августа гений русского театра скончался в Москве. 9 августа реформатора похоронили на Новодевичьем кладбище.
  28. После смерти артиста был издан первый том его монументального труда «Работа актера над собой».
  29. В 1980 г. актер Константин Адашевский сыграл Станиславского в кинокартине «Я – актриса», посвященной жизни и творчеству Веры Комиссаржевской.
Константин Станиславский в старости

Константин Станиславский в старости

Личная жизнь

Романы Станиславского могли бы лечь в основу увлекательного художественного произведения. Первые серьезные отношения связали юного артиста с крестьянкой Авдотьей Копыловой, которую все называли Дуняшей. В 1883 г. от незаконной связи родился мальчик Владимир. Отец Константина усыновил незаконнорожденного внука и стал его крёстным. Именно Сергей Владимирович дал мальчику путевку в жизнь.

Внебрачный сын получил фамилию Сергеев по имени приемного отца. Владимир Сергеевич получил блестящее образование историка античности, защитил докторскую диссертацию и преподавал в МГУ. Учёный лишь на три года пережил своего биологического отца.

Первой и единственной законной женой Станиславского стала актриса МХТ Мария Перевощикова, которая выступала на сцене под псевдонимом «Лилина». Артисты поженились в 1889 г. В 1890 г. на свет появился их первенец – дочка Ксения. К сожалению, малышка прожила лишь несколько месяцев и скончалась от пневмонии.

С женой Марией

С женой Марией

В 1891 г. у супругов родилась дочь Кира, а ещё через три года – сын Игорь. Впоследствии Кира вышла замуж за художника Роберта Фалька и заведовала домом-музеем своего отца. Мария Петровна Лилина пережила мужа на 5 лет.

Вклад в культуру

Вклад Константина Станиславского в мировую культуру сложно переоценить. Талантливый самородок создал уникальную актерскую систему, преобразившую мировой театр и даже кинематограф. Эта система позже легла в основу систем других российских и зарубежных мастеров. Великий реформатор основал несколько крупнейших театров страны, которые считаются одними из лучших и в современной России.

Театральный режиссер Константин Станиславский

Константин Сергеевич Станиславский

Константин Сергеевич реализовался не только как актер и режиссер, но и как педагог, он взрастил не одно поколение великолепных артистов. Многие его ученики также вошли в историю отечественного искусства, придумали собственные методы актерской игры и основали новые театры.


Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *