Полное имя: | Кирилл Туровский |
Дата рождения: | 1130 г. |
Место рождения: | Туров, Туровское княжество |
Деятельность: | Богослов, епископ, писатель, оратор |
Дата смерти: | около 28 апреля 1182 г. (≈52 года) |
Православная церковь почитает Кирилла Туровского как святого. Известный проповедник и богослов, Кирилл был первым, кто совершил подвиг «столпничества» на Руси. О жизни Кирилла Туровского сохранилось очень мало сведений. До наших дней дошло лишь короткое житие великого просветителя конца XII века, включающее похвалу Кириллу. Единственное летописное упоминание о святителе датируется 1169 годом. Жизнь святого для нас – это загадка. Но учёным удалось по крупицам собрать информацию о его жизненном пути.
Детство и юность
Из жития известно, что он родился в 1130 году в Турове, на берегу реки Припять, и был сыном богатых родителей. Учитывая то, что в 12 веке в Турове получить классическое греческое образование могли лишь дети из очень знатных семей, можно предположить, что отец Кирилла был придворным княжеского двора. С малолетства Кирилл отличался любовью к чтению священных книг. Мальчик быстро научился понимать их, вникать в их глубокий смысл. Его не интересовали богатство и слава. Кирилл стремился постичь всю мудрость богословской литературы.
Сегодня Туров – это небольшой городок в Житковичском районе Гомельской области, а в Средневековье он был центром княжества, там активно развивались духовные науки и культура. Кирилл Туровский был одним из тех, кто внёс огромный вклад в развитие культуры не только Турова, но и всех русских земель того времени.
События из жизни
- Сегодня очень сложно определить точные даты, связанные с жизнью святителя, потому что отсутствуют сведения о количестве прожитых им лет и о дате смерти. Неизвестно также имя, данное мальчику родителями при крещении.
- Примерно в 30-е годы XII века юноша отрёкся от родительского наследства и принял постриг в монашество в Туровском Борисоглебском монастыре. Прослужив в монашестве пару лет, Кирилл стал настоятелем монастыря. Эта деятельность была связана с просвещением: настоятель поучал своих братьев в монастыре, объяснял им смысл святого писания, обучал их правилам жизни и молитвы.
- Вскоре о мудрости молодого настоятеля Туровского монастыря стали говорить далеко за пределами города. К образованному священнику за советом и утешением стали приезжать люди из разных уголков княжества.
- Истории известно о его десятилетнем столпничестве в башне. Отрезанный от внешнего мира и земной суеты, молодой монах занимался изучением, пояснением и комментированием Святого Писания. Именно во время столпничества к настоятелю пришла большая литературная слава. Его произведениями восхищались и зачитывались, их переписывали и даже заучивали наизусть. Он стал авторитетным богословом.
- За огромное уважение, которое настоятель монастыря снискал у православных людей, Кирилла при поддержке князя вскоре рукоположили в епископы Турова. Об этом событии упоминается в Ипатьевской летописи под 1169 годом.
- Ещё одно событие с участием Кирилла Туровского фиксируется в летописи под тем же годом. Владимирский князь рукоположил в епископы города Ростова некоего Фёдора, а тот предпринял попытку отделить Ростовскую церковь от Киевской митрополии. Кирилл Туровский разоблачил ересь Фёдора, участвовал в суде над ним. В результате еретика казнили.
Литературная деятельность
Примерно в 1182 году святитель оставил кафедру и полностью посвятил себя духовному служению и писательской деятельности. После Кирилла Туровского осталось огромное, уникальное по тем временам письменное авторское наследие, состоящее примерно из 70 различных произведений (слова, молитвы, каноны, притчи).
Такое количество сохранившихся текстов свидетельствует о высокой популярности просветителя. Учёные делят наследие просветителя на две группы произведений:
- Тексты проповедей и притч, без сомнений принадлежащие перу писателя.
- Произведения, которые могли быть созданы Кириллом Туровским (некоторые исследователи приписывают святому знаменитое «Слово о полку Игореве…»).
Наиболее известная и исследованная часть художественного наследия – произведения ораторского искусства. К ним относят восемь слов, около тридцати сказаний и ещё примерно десяток текстов. Слова готовились для воскресной проповеди пастве после литургии или во время религиозных праздников. Они имели чисто поучительный смысл, поэтому ещё назывались поучениями. Тематика таких поучений часто отмечалась автором в самом названии произведения, например: «Слово о книжном уважении и учении», «Слово о том, чтобы не забывали наставников своих», «Слово о человеке и небесных силах».
Учёные говорят, что произведения Кирилла Туровского и сегодня удивляют образностью и проникновенностью. Самые старые рукописи, которые удалось сохранить до наших дней, датируются XIII веком. Стоит подчеркнуть, что они переписывались и распространялись не только тогда. Сегодня богословы тоже переиздают произведения «Златоуста Туровского». Так, например, в 1880 году Туровский епископ Евгений издал собрание сочинений Кирилла Туровского, включающее тридцать текстов молитв, один канон и около тринадцати произведений других жанров.
В каждом своём произведении Кирилл Туровский объяснял символический смысл праздника или события, текста Священного Писания, но делал это оригинально, по-своему. Например, содержание «Слова на первое воскресенье после Пасхи» библейское, но писатель ввёл в него собственные авторские аналогии: пробуждение природы весной сравнил с обновлением человека через веру, труд пчёл – с трудом человека по самосовершенствованию.
Просветитель предлагал принципы устройства справедливого общества и модель поведения человека, основанную на ежедневном духовном труде, совершении добрых дел. В таких текстах общечеловеческие ценности доминировали над конфессийными, небесное было соединено с земным в единую нить.
Кончина богослова
Епископ Туровский Кирилл умер после 1182 года, 28 апреля. Его похоронили рядом с епископом Николой в Турове, как о том просил сам богослов перед кончиной. Православная церковь причислила Туровского Златоуста к лику святых.
Роль Кирилла Туровского в развитии культуры
Талант Кирилла Туровского проявился в умении одновременно образно и логично осмыслить и вложить в один текст уже известные цитаты, афоризмы, заимствования. Все элементы его произведений тесно связаны между собой, а главная мысль – прозрачна и понятна. Это делает его произведения настоящими шедеврами ораторского искусства, которым могут подражать и современные богословы.
Однако Кирилл Туровский был не просто оратором. Он оставил человечеству завещание, в котором объяснял, как нужно правильно жить. Главной ценностью на земле писатель провозглашал любовь. Великой любовью ко всем людям жил и сам святой, который ради служения Богу и людям отказался от семьи и личного счастья. Люди помнят его и обращаются к нему с просьбами о наставлении на путь истинный и сегодня. А он слышит и помогает, посылая милость Божию и утешение.