Кастусь Калиновский — биография революционера


Кастусь Калиновский

Полное имя: Викентий Константин Семенович Калиновский
Дата рождения: 21 января (2 февраля) 1838 г.
Место рождения: дер. Мостовляны, Гродненский уезд, Гродненская губерния, Российская империя
Знак зодиака: Водолей
Деятельность: Революционер, поэт, публицист
Дата смерти: 10 (22) марта 1864 г. (26 лет)

Викентий Константин (Кастусь) Семёнович Калиновский – публицист и революционер, участник и руководитель восстания 1863 года. Боролся за самоопределение народов Речи Посполитой и распределение земли богатой шляхты между крестьянами. Его именем был назван полк, в течение нескольких лет существовал орден Кастуся Калиновского.

Кастусь Калиновский

Кастусь Калиновский

Детство и юность

В имении Мостовляны (сейчас – польская деревня) 21 января (2 февраля) 1838 года появился на свет Константин. Он принадлежал к древнему роду Калиновских, корни которого восходят к XV веку.

Его отец, Семён Калиновский, был безземельным шляхтичем из Гродно, владел маленькой ткацкой мануфактурой. Мама, Вероника Рыбинская, ушла из жизни, когда Константину было пять лет. У мальчика был старший брат Виктор, с которым ему предстояло вместе пройти студенческие годы.

Кастусь Калиновский в юности

Кастусь Калиновский в юности

Краткая биография

  1. 1856 год – окончил Свислочскую прогимназию.
  2. 1856 – 1860 гг. – в эти годы юноша обучался на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета. Вместе с братом он участвовал в нелегальной деятельности – состоял в кружке революционеров под началом Сигизмунда Сераковского, где познакомился с другими молодыми демократами – Домбровским и Врублевским. Ввиду политических взглядов и отсутствия опыта иной деятельности, Калиновскому приходилось зарабатывать, давая уроки. На тот момент тайное российское общество «Земля и воля» уже начало своё существование. Будущий революционер не мешкал и наладил связи с его участниками. Найдя столь крупную организацию с близкими ему взглядами, он окончательно утвердился в своей позиции противника крепостного права и нерушимого самодержавия.
  3. 1861 год – окончив учёбу, вернулся на родину, в Беларусь. Из-за участия в повстанческих обществах за молодым человеком закрепилась дурная слава и его не взяли на службу. Это не остановило Калиновского в новых свершениях – в том же году он с соратниками основал революционные кружки в губернии Гродно.
  4. 1862 год – встал во главу комитета движения, который позже переименовали в Литовский провинциальный комитет. По сути, это была та же организация, располагавшаяся в Вильно, но большего масштаба. Участниками были не только студенты и крестьяне, но и землемеры, секретари, офицеры, священнослужители, что говорит о масштабах нараставшего недовольства. Чем же занимался кружок? Если глобально – готовил восстания в Беларуси и Литве. Были и более детальные планы революции – полное свержение самодержавия, уничтожение крепостного права и достижение независимости Беларуси. Данный тезис хорошо отражает взгляды Константина. Революционеров такого направления относили к «красному» радикальному крылу.
  5. 1862 – 1863 гг. – стоял во главе оформления, печати и распространения газеты «Мужицкая правда». Издание было нелегальным – оно примечательно агитационным слогом и обсуждением остросоциальных вопросов. Естественно, в революционном ключе. А иногда и в националистическом – московское православие и национальная политика российской империи жёстко критиковались. Манифест 1861 года (отмена крепостного права) газета не поддержала – он был неполным и давал слишком мало прав. Почему до сих пор существует социально-экономическое неравенство? Кому принадлежит земля? Есть ли у мужика право на вольную жизнь? Ответы на эти вопросы волновали широкие слои населения, поэтому у издания были ещё некоторые особенности – оно печаталось на белорусском языке с использованием польского алфавита, повествование шло в формате диалога, а сама газета была размером с листовку. Поиском материала и написанием текста занимался в основном Калиновский, у него даже был псевдоним – «Яська-хозяин из-под Вильна». Распространялось издание в Польше, Беларуси, Литве и Латвии.
  6. 1 января 1863 года – основал газету «Знамя свободы». Она не похожа на прошлую – её издавали на польском языке и исключительно для поляков. Для Калиновского не народ был угнетателем, а государство, потому он так же ратовал за освободительное движение братьев-поляков.
  7. 1 февраля 1863 года – возглавил Временное провинциальное правительство Литвы и Беларуси. Данный орган заменял собой Литовский провинциальный комитет. Почти через месяц он был распущен. За время своего существования под началом Калиновского правительство озвучило декреты и манифесты, агитировало крестьян объединяться в повстанческие отряды. Успех был относительный – у Калиновского появились вооружённые силы, но многие крестьяне воевали против него в составе полков российской империи. Вскоре, ввиду провального результата, временное правительство было распущено. Калиновского назначили революционным комиссаром в Гродненском воеводстве. Он понимал, что отклик в народе не силён, что восстание может быть провалено с худшими последствиями для руководителей, но всё равно продолжил собирать полки с неменьшим рвением.
  8. 1863 год, лето – возвратился в Вильно. В его записях будет найден комментарий следующего характера: «…восстания в Литве уже нет, а если есть что-либо, то разве предсмертные его судороги». Местные власти лишь изредка писали в столицу для получения подкрепления – они сами подавляли немногих протестующих. Ситуация безвыходная, полный провал. Но Калиновский вновь берёт на себя руководство восстанием в Беларуси и Литве. Он уходит в глубокое подполье и восстанавливает ячейки – назначает революционных и обычных комиссаров, военных руководителей в Гродненской, Ковенской, Виленской и Минской губерниях. Каждый, кто стоял на этих позициях, был не только его политическим соратником, но и другом.
  9. 11 июня 1863 года – издаёт «Приказ-воззвание Виленского повстанческого центра к народам Литвы и Белоруссии». В нём Калиновский подчёркивает, что они борются за правое дело, что свобода, которой они хотят, долгожданна – её «ваши деды и отцы издавна ждали». Также, он называет москвичей известным словом и говорит, что они удерживают их волю. Отчасти из-за этого Калиновского считают националистом. Но так ли это? Он был литовцем по национальности, организовал освободительное движение белорусов, с тем же помогал полякам, поддерживал связи с русскими революционерами. Ни об одной нации как таковой он не отзывался с негативом.
  10. 1863 год, осень – активные боевые действия на территории Беларуси закончились, молодому человеку предоставился прекрасный шанс. Он мог бы уехать из страны и продолжить подготовку новых восстаний, но он решил остаться на родине. Решение было роковым.
  11. 17 января 1864 года – после нескольких месяцев упорного труда революционер потерпел поражение. Ночью он был арестован в Вильно. Его допрашивали сорок два дня, но имён своих соратников, кодовых слов и адресов квартир, в которых находились ячейки, он не назвал. Хотя в обмен на это мог получить смягчение приговора.
  12. 12 марта 1864 года – Калиновского приговорили к расстрелу, а через день – к публичному повешению.
  13. 13 марта 1864 года – на следующий день после приговора революционер написал свои знаменитые «Письма из-под виселицы». «Письма» состоят из трёх текстов, в которых Калиновский говорит предсмертные слова. Есть множество спекуляций на тему того, что же именно там написано. Естественно, многие из них гласят, что письма наполнены духом агитации и протеста, но на деле это не так. Они имеют довольно личное содержание – молодой человек пишет невесте, рассуждает о пройденном пути, обращается к Богу. Естественно, нельзя было обойтись без слов о революции, но это не единственная заложенная в них идея.
  14. 22 марта 1864 года – был публично повешен в Вильно на Лукишской площади. Во время оглашения приговора на казни его назвали по титулу – дворянином. На это Калиновский дал свой знаменитый ответ: «У нас нет дворян, у нас все равны!». Революционер был похоронен тайно, потому что власти боялись появления многих его соратников на могиле.
  15. 2017 год – были обнаружены останки Калиновского в братской могиле. Через два года это подтвердила экспертиза. Была проведена церемония перезахоронения на кладбище в Вильнюсе.
Кастусь Калиновский в 1863 г.

Кастусь Калиновский в 1863 г.

Личная жизнь

В конце лета 1862 года Калиновский сделал предложение 19-летней Марии Ямонт, на которое девушка с радостью согласилась.

Она была из благородной зажиточной семьи, получила высшее образование, знала несколько иностранных языков, хорошо разбиралась в истории и литературе. Семья Ямонтов тепло принимала Константина, разделяя его воззрения. Один из братьев возлюбленной революционера (Иосиф) принимал непосредственное участие в реализации планов Калиновского.

Молодые люди влюбились с первого взгляда, о чём позже писала сестра Марии. К сожалению, долгожданная свадьба не состоялась – в 1863 году восстание разразилось с новой силой – Калиновский был вынужден проводить целые сутки в квартире с соратниками. Мария также была активной участницей – она создала женский комитет солидарности, который стал штабом революционной организации.

В ночь ареста Калиновского взяли и семью Ямонтов. Их тюрьмы были повёрнуты окнами друг к другу, так что в последние часы влюблённые находились рядом. Тётушка Марии помогала им переписываться, и письма сохранились. Они пропитаны горем того, что было так близко, но теперь уже невозможно.

После казни Калиновского Марию сослали в Тобольск. Она носила траур по любимому десять лет и вышла за другого участника восстания (Генриха Дмаховского), лишь когда не стало её родителей.

Заключение

Кастусь Калиновский – защитник своего народа. Он не привязывался к национальности, действовал до последней минуты и забыл про свой дворянский статус. Современник описывал его как «одного из самых интеллигентных мужей Литвы того времени, образованного, чистого, полного добродетелей, ума и энергии».

Тем не менее, на его образе спекулируют – разделившиеся страны, бывшие когда-то частями Речи Посполитой, иногда выставляют его национальным героем именно их государства, приписывают Калиновскому взгляды, которых он не имел. Всё ради собственной выгоды. Но Калиновский был революционером, борцом за правое дело, освободителем, и вряд ли хотел, чтобы братские народы соперничали за право владения его именем.


Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *