Полное имя: | Ян Амос Коменский |
Дата рождения: | 28 марта 1592 г. |
Место рождения: | Нивнице, Чехия |
Знак зодиака: | Овен |
Деятельность: | Педагог, Писатель, общественный и религиозный деятель |
Дата смерти: | 15 ноября 1670 г. (78 лет) |
Детство, семья, годы ученичества
У Яна Амоса Коменского семейные корни в Словакии. Оттуда родом его дед Ян Сегеш, который поселился в деревне Комне, от названия которой произошла фамилия Коменских. В ней появился на свет отец будущего великого педагога, Мартин.
Он, став взрослым, перебрался в Моравию (Чехия). Там, в городке Нивнице, 28 марта 1592 года был рождён Ян Коменский, ставший в будущем педагогом-учёным, писателем, общественным и религиозным деятелем.
Родители мальчика Мартин Коменский и Анна Хмелова входили в религиозную общину Моравских (Чешских) братьев. Они, а также двое их дочерей умерли во время эпидемии чумы 1602-1604 годов.
Осиротевший подросток, получивший начальное обучение в школе общины, в 1608 году был принят в латинскую школу в городе Пршеров. В 19 лет согласно канонам своей религии юноша был крещён с именем Амос, которое стало добавляться к полученному при рождении.
Биография
- Взрослая жизнь явилась продолжением дороги знаний. Молодой человек обучался в академии в Херборне, а затем в Гейдельбергском университете. В студенческие годы было положено основание его учёным трудам, которые растянулись на долгие годы.
- В 1612 году Коменский начал составлять полный словарь чешского языка, названный в 1656 году (год издания) «Сокровищница чешского языка». Он посвятил этой работе 44 года, занимаясь параллельно разносторонней научной и практической деятельностью.
- В 1614 – 1627 годы была осуществлена идея создания необычной энциклопедии, названной «Театр всех вещей».
- С 1614 по 1618 годы энциклопедист и лингвист занимался преподаванием гуманитарных дисциплин в школе Пршерова, которую сам когда-то окончил.
- С 1618 по 1621 годы Ян Коменский проживал в городе Фульнек, изучая взгляды философов Возрождения, отражённые в их произведениях. В эти три года он написал свой труд «Моравские древности» и начал составлять подробную, точную карту Моравии (закончил эту работу в 1627 году).
- В 1627 году учёный приступил к написанию главной работы своей жизни – «Дидактика», посвящённой теории обучения, положения которой не устарели и в 21 веке.
- В конце 1627 года начавшиеся гонения католической церкви на конфессии, которые не вошли в её лоно, заставили Коменского эмигрировать в Польшу. В городе Лешно он преподавал в гимназии, основанной общиной Моравского братства.
- В 1632 году была закончена «Дидактика» на чешском языке. Автор стал переводить её на международный язык учёного мира средних веков и эпохи Просвещения – латинский. В 1638 году перевод был закончен, и труд получил название «Великая дидактика».
- В 30-ые годы 17 века, наряду с основным сочинением по теории обучения, Я.А. Коменский написал учебники и пособия: «Открытая дверь к языкам», 1631 г.; «Астрономия», 1632 г.; «Физика», 1633 г.; «Материнская школа», 1632 г. – первое в своём роде руководство по воспитанию детей родителями в семье.
- 40-ые годы были посвящены продолжению работы над рядом учебников и развитию идей пансофии – о возможности обучить всех всему. Вера в успех такого подхода диктовалась гуманистическими веяниями века Просвещения.
- В 1651 году представилась возможность осуществить эти идеи на практике. Коменский был приглашён князем, владельцем трансильванских земель, для проведения реформы школ в его владениях. В городе Шарошпатак педагогу-дидактику удалось частично воплотить свои замыслы. Теоретическое обоснование пансофии, примерный учебный план образовательного заведения были даны в работе 1651 года «Пансофическая школа».
- В 1655 году Ян Амос вновь был в польском Лешно. В это время Польша оказалась во власти шведов. С приходом шведской армии католичество стало терять свои позиции. Моравские братья были рады приходу лютеранского протестантизма. Гонения на них в Европе отступили.
- С 1656 года Коменский обосновался в Амстердаме. Его идеи «обучения всех всему» получили новое направление, связанное с методикой достижения успеха. Учёный разработал метод драматизации процесса обучения – постижения знаний в ходе разыгрывания пьес. Написанные им пьесы вошли в книгу «Школа игры» (1656 г.).
- В 1658 году, распространяя свои идеи, Ян Амос Коменский выезжал и работал в Венгрии. Методологические поиски убедили учёного ещё в молодости в необходимости наглядного материала при обучении любому предмету. Так появился учебник «Мир чувственных вещей в картинках» (1658 г.). В нём учебные тексты сопровождались рисунками.
- В 1662 году была завершена ещё одна работа, начатая в молодые годы. С 1644 года Коменский размышлял о путях преобразования человеческого общества на началах Просвещения. Были напечатаны первые две части капитального труда «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих» (1662 г.). Остальные пять частей были обнаружены и опубликованы лишь в 20 веке – в 1966 году, в Праге.
- Итоговой книгой великого учёного-педагога стало сочинение «Единственно необходимое» (1668 г.). В ней он как мыслитель и гуманист развил мысль о том, что знание должно быть полезным и осознаваться как насущное и необходимое. В этом случае обучение принесёт плоды.
- Ян Амос Коменский умер 15 ноября 1670 года в Амстердаме, прожив 78 лет, что для эпохи средних веков считалось редким долголетием.
Частная жизнь
Личная жизнь педагога-учёного представляется как цепь трагических потерь близких людей. В ранние годы чума отняла у него родителей и двух сестёр. В 1618 году он женился на Магдалине Визовской, приёмной дочери пшеровского бургомистра. Но в 1622 году жена и двое детей стали жертвами всё той же моровой болезни.
Со второй супругой, Марией-Доротеей, дочерью епископа из Брандиса, Коменский прожил в супружестве 24 года, женившись на ней в 1624 году. Она ушла из жизни в 1648 году, не оставив детей. Бездетным был и третий брак, заключённый в 1649 году с Яной Гаюсовой, с которой он оставался до конца жизни.
Историческое значение личности
Ян Амос Коменский остался в истории как великий мыслитель-гуманист, чьим призванием была сфера распространения знаний. Он входит в плеяду великих педагогов человечества. Им заложены основы научной педагогики.
Коменский наполнил классно-урочную систему обучения методологией, принципы которой остаются актуальными и в настоящее время. Ролевые игры в учебной и воспитательной работе выросли из идеи драматизации педагогического процесса, впервые внедрённой чешским учёным.
Высказанная в «Дидактике» мысль об организующей роли дисциплины в школе («Школа без дисциплины есть мельница без воды») как в 17-ом, так и в 21-ом столетии остаётся незыблемой истиной.