Полное имя: | Иоганнес Брамс |
Дата рождения: | 7 мая 1833 г. |
Место рождения: | Гамбург, Германия |
Знак зодиака: | Телец |
Деятельность: | Композитор, пианист |
Дата смерти: | 3 апреля 1897 г. (63 года) |
Детство композитора
Будущий великий композитор Иоганнес Брамс родился в Германии, в небольшом бедном городке Гамбург 7 мая 1833 г.
Отец, Иоганн Брамс, сам был музыкантом: он на профессиональном уровне владел игрой на струнных и духовых инструментах. Поэтому отец первым начал обучать мальчика игре на них, а именно на скрипке и виолончели. Мать Джоанна Ниссен, будучи домашней швеёй, не возражала мужу. Однако Иоганнес быстро осознал, что струнные инструменты его не особенно привлекают: его мечтой было овладение игрой на фортепиано.
В Гамбурге проходило детство Иоганнеса; наконец заметив в нём сильное желание обучаться игре на рояле, родители в 9 лет отдали Брамса пианисту Отто Косеелю, чтобы изучить основы композиции.
Вскоре Брамс сочинил первую в своей жизни сонату и выступил на публике с музыкой Бетховена и Моцарта; однако родители не одобрили увлечение мальчика сочинительством. Так как положение семьи было весьма бедственным, Брамсу по вечерам приходилось играть в различных барах, что, конечно, отразилось на его и так хрупком здоровье, а также на характере.
Вскоре талант Иоганнеса был замечен лучшим пианистом Гамбурга Эдвардом Марксеном, который предложил начинающему композитору обучаться у него бесплатно; предложение, конечно, было принято.
Начало музыкальной карьеры
- 1847 г. – Брамс оканчивает обучение в училище и даёт свой первый сольный концерт, прошедший с оглушительным успехом.
- 1849 г. – фирма Гамбурга Cranz получает права на печатание сочинений композитора, выпускает несколько нотных партий.
- 1852 г. – Иоганнес набирается смелости и передаёт ноты фортепианных сонат издательской фирме Лейпцига.
Значимые музыкальные связи
- 30 сентября 1853 г. – Дюссельдорф, композитор в гостях у известного пианиста Роберта Шумана. Иоганнес исполняет перед ним несколько своих сочинений, поразив семью Шумана, становится желанным гостем в их доме. Вскоре после этого Шуман распространяет имя Брамса в светских кругах, а также публикует статью о нем в журнале «Дорогу молодым».
- 1854 г. – Известный дирижёр, пианист Ханс фон Бюлов публично исполняет музыку Иоганнеса.
- 1857 г. – Иоганнес переезжает в Детмольд. Там он руководит придворным хором, работает музыкантом-исполнителем, пишет несколько удачных произведений, среди которых оркестровые серенады.
Период неудач
- 1859 г. – Одна из первых серьезных неудач Брамса на сцене: публика не была расположена к нему, так что Иоганнес вступает в публичную дискуссию, критикуя «новую школу» композитора Ференца Листа.
- 1862 г. – Молодой композитор уезжает в Вену (Австрия), чтобы развивать свою музыкальную карьеру там, так как в родном немецком Гамбурге предложений поступает очень мало. В этот период рождаются такие произведения, как «Песни любви» и несколько симфоний.
- 1865 г. – Иоганессу приходит извещение о смерти горячо любимой матери. Именно это горе подталкивает композитора к продолжению работы над произведением «Немецкий реквием», начатым после смерти Роберта Шумана.
На пике популярности
- 1868 г. – Брамс заканчивает работу над реквиемом, исполняет композицию в одном из главнейших соборов Бремена. Произведение имеет огромный успех, впоследствии играется многими известными пианистами.
- 1871 г. – Брамс решает окончательно обосноваться в Вене, прожить там остаток жизни, покупая квартиру.
- 1881 г. – Иоганнес достигает вершины своего успеха, публикуя новые композиции. Его слава становится легендарной, распространившись на весь мир, а сам он признаётся почётным гражданином своего родного города Гамбург.
- 1882 г. – Брамс исполняет свой второй фортепианный концерт вместе с оркестром Майнингена, записывает одно из своих произведений на фонографе, который был привезён Томасом Эдисоном.
Завершение композиторской деятельности
- 1890 г. – Великий композитор знакомится с Иоганном Штраусом и, к удивлению всех, объявляет о том, что больше не будет писать музыку, а сконцентрируется на работе дирижёра и пианиста.
- 1891 г. – Брамс всерьёз задумывается о прекращении занятий сочинительством, так как боится, что все следующие его произведения будут много хуже предыдущих. Однако после встречи с кларнетистом Мюльфельдом решает написать один квинтет, а также около 20-ти фортепианных произведений.
- 1896 г. – Брамс пишет цикл 11-ти хоральных прелюдий. Все они словно пропитаны атмосферой мрака, грусти, отчаяния, так как композитор посвятил их своей покойной возлюбленной.
- 3 апреля 1897 г. – Великий гамбургский композитор умирает, оставляя огромное музыкальное наследие. В тот день в его родном городе был объявлен траур.
Личная жизнь
Как известно, Брамс был человеком замкнутым, необщительным, имел поразительный талант отталкивать людей от себя, а под конец жизни вовсе порвал всякие связи с новыми знакомыми и старыми приятелями. Именно из-за этого Иоганнесу не удалось завести семью: ни жены, ни детей у него не было. Правда, музыкант страстно любил жену Роберта Клару Шуман, но из уважения к ней и к своему приятелю старался никогда открыто не выказывать ей своих чувств.
Когда композитору исполнилось 26 лет, он понял, что в жизни ему не хватает тихого домашнего очага. Тогда он принял решение о женитьбе на Агате фон Зибольт – молодой аристократке. Иоганнеса как пианиста привлекал её мелодичный голос, светская изящность манер. Но планы расстроились из-за негласной обиды его вечной возлюбленной Клары, разговоров, быстро распространившихся после известия о помолвке.
После этого еще более замкнутого в себе Брамса ждал только небольшой роман с Аличей Барби – малоизвестной тогда певицей, а также крепкая дружба с Элизабет фон Герцогенберг. Однако на закате жизни Брамс говорил, что сердце его всегда будет принадлежать только Музыке.
Великий немецкий композитор
Иоганнес Брамс – гордость города Гамбург, композитор, сочетавший в своих произведениях элементы новаторства и традиционализма, восхищавший своим талантом, одержимостью к музыке, но, однако, обладавший сложным и крайне отталкивающим характером.
Музыка Брамса носит отпечаток глубокого почитания эстетических идеалов, стремления создавать сложные формы, отличающиеся не только техникой, но самим содержанием. Впоследствии многие композиторы продолжали дело Иоганнеса Брамса, ставя на первый план переживания человека и воспевая его чувства.