Иванов Александр Андреевич — краткая биография художника


Иванов Александр Андреевич

ФИО: Иванов Александр Андреевич
Дата рождения: 16 (28) июля 1806 г.
Место рождения: Санкт-Петербург
Знак зодиака: Рак
Деятельность: Художник, академик
Дата смерти: 3 (15) июля 1858 г. (51 год)

Детство и юность

Александр Иванов родился в 1806 г. в семье художника, академика, впоследствии профессора Петербургской академии художеств Андрея Ивановича Иванова, известного картинами на религиозные темы. У Андрея Ивановича и его супруги Екатерины Ивановны было 10 детей, трое из которых умерли в младенчестве.

Александр, второй ребенок, воспитывался как главный помощник отца. В семье царила атмосфера любви и взаимного уважения. Александр получил хорошее домашнее образование. Способности к рисованию проявились рано, и отец начал учить его рисовать, как только мальчик смог держать в руках карандаш.

В 1817 году Александр стал посещать Академию художеств в качестве вольного слушателя. В отличие от других учеников во время учебы он жил не в воспитательном училище Академии, а дома, и выполнял задания в мастерской отца.  Он быстро освоил основы академического искусства и техники живописи.

Работы молодого художника были настолько совершенны, что преподаватели сомневались, пишет ли он самостоятельно, без помощи отца. Картины на сюжеты греческой мифологии отличались необычной для академического стиля эмоциональностью изображения героев.

Краткая биография

  1. 1826 – в качестве дипломной работы Александр Иванов представил картину «Иосиф, толкующий сны, заключенным с ним в темнице хлебодару и виночерпию» и был удостоен звания художника XIV класса и большой золотой медали.
  2. 1829 – закончил картину «Беллерофонт отправляется в поход против Химеры», написанную по требованию Общества поощрения художников, которое решило отправить Иванова продолжать обучение за границу.
  3. 1830 – отправился в Европу и осенью прибыл в Рим. Согласно программе занятий, составленной Обществом поощрения, начал делать эскизы с эпизода плафона Сикстинской капеллы «Сотворение Адама». Произведение Микеланджело настолько потрясло его, что возник замысел написать картину на основе такого же значительного для человечества сюжета. Иванов решил, что это будет одно из ключевых событий Евангелия – явление Мессии народу.
  4. 1835 – закончил картину «Явление воскресшего Христа Марии Магдалине». Эта работа стала этапом к созданию будущего грандиозного полотна. Картина была выставлена в Риме, а затем отправлена в Петербург. Публика и критика встретили ее с восторгом. Критики отмечали высокий уровень понимания автором трагического и эмоциональную выразительность персонажей. Иванову было присвоено звание академика, а Общество поощрения продлило ему содержание на два года.
  5. 1836 – приступил к работе над полотном «Явление Мессии». Приобрел холст размером 7,5 на 5,4 м. Для подготовки отправился в путешествие по Италии. В Венеции работал над созданием копий картин великих художников, в маленьких городках писал портреты местных жителей и пейзажи, напоминающие восточную местность. При этом жил только на небольшую «стипендию», которую получал от Общества поощрения художников. Эти средства были скудными и все уходили на картину. У художника не было денег не только на новую одежду, но и на еду, часто он обходился только хлебом. Картин на продажу не писал.
  6. 1838 – в мастерской Иванова побывал цесаревич Александр Николаевич, наследник Русского престола. Он высоко оценил проделанную художником работу над «Явлением Мессии» и для ее продолжения предоставил содержание на три года. В конце года Иванов познакомился с Н.В. Гоголем. Великий писатель посетил мастерскую художника. Они подружились и искренне привязались друг к другу. Картину Иванова Гоголь сравнил с работами Леонардо да Винчи и Рафаэля Санти и обратился к друзьям с просьбой оказать художнику материальную помощь для завершения этого шедевра.
  7. 1842 – Иванов попросил Общество поощрения продлить содержание для окончания картины. Причинами медленной работы были добросовестность художника, его неудовлетворенность сделанным. Совершенствуя полотно, он изучал Священное писание, писал по несколько этюдов каждого персонажа, много времени посвятил зарисовкам окрестностей Рима. Всего для картины Иванов сделал более 600 эскизов, многие из которых – законченные живописные работы.
  8. 1845 – мастерскую художника посетил император Николай I. Он выразил уверенность в том, что работа над великим полотном «Явление Мессии» будет доведена до конца.
  9. 1846 – в судьбе Иванова и его картины приняли участие вице-президент Академии художеств граф Ф.П. Толстой и Николай Гоголь. Они обратились с просьбой к Академии и меценатам продлить содержание художнику. Академия ответила отказом. Многие не могли понять причины столь долгой работы над полотном и упрекали Александра Андреевича в том, что он не желает зарабатывать деньги на завершение картины другими заказами.
  10. 1848 – художник закрыл свою мастерскую для публики.
  11. 1849 – начал создавать композиции (рисунки, акварели) на сюжеты Нового и Ветхого завета. Эта работа продолжалась до конца жизни художника. Всего было создано 168 композиций на темы Нового завета и 78 – Старого. Знатоки творчества Иванова считают эти работы лучшими в его наследии.
  12. Конец 1850-х – вновь открыл мастерскую для публики, надеясь на помощь меценатов. К тому времени здоровье Александра Андреевича было подорвано длительной нуждой.
  13. 1857, март – принял решение о прекращении работы над картиной «Явление Христа народу». После двадцати семи лет пребывания в Италии отправился в путешествие по Европе. Побывал во Франции, Германии, посетил Лондон ради встречи с Герценом.
  14. 1858, апрель – выехал в Россию вместе с полотном «Явление Христа». Из-за размеров картины ее пришлось перевозить на открытой платформе сначала по железной дороге, а потом морем. Картина первоначально была выставлена в Зимнем дворце. Александр II выкупил ее и назначил Александру Андреевичу пожизненное содержание. В настоящее время полотно хранится в Третьяковской галерее в Москве, в специально построенном в 1932 году для его экспозиции помещении.
  15. 1858, 3 (15) июля – скоропостижно умер от холеры. Похоронен на Новодевичьем кладбище Санкт-Петербурга.
Портрет работы С. П. Постникова

Портрет работы С. П. Постникова

Личная жизнь

В жизни Иванова, полностью посвятившему себя творчеству, было несколько попыток создать семью.

В 1829 году Александр влюбился в дочь преподавателя музыки в Академии художеств, француженку мадемуазель Гюльпен. Ради женитьбы на ней он готов был пожертвовать поездкой в Италию, на которую к тому моменту Общество поощрения художников уже выделило средства. Отец был против женитьбы сына: дело в том, что женатые выпускники Академии теряли возможность уехать за границу. Отец и друзья художника уговорили его отказаться от женитьбы и продолжить обучение в Италии.

Живя в Италии, художник вел замкнутый, даже аскетический образ жизни. В 1947 году он, бывая с визитами в доме С.С. Апраксиной, влюбился в ее дочь, молодую русскую аристократку Марию Владимировну. Он был уверен, что она согласится стать ему спутницей жизни, но девушка предпочла другого. Любовная неудача привела художника к болезненному душевному состоянию, усилению недоверчивости и подозрительности. С тех пор он стал настолько замкнутым, что перестал пускать в свою студию даже коллег-художников и близких.

Портрет художника Александра Иванова

Портрет художника Александра Иванова

Вклад художника

Александр Андреевич Иванов – великий русский художник, представитель религиозного направления живописи. Является автором выдающихся живописных произведений, многочисленных великолепных рисунков на библейские сюжеты. Наиболее известно его полотно «Явление Христа народу», грандиозное по размеру, замыслу и исполнению.

«Явление Христа народу»

«Явление Христа народу»

Создавая его, художник разработал художественный метод «сравнения и сличения». Сначала он изучал подобных персонажей на картинах других художников, затем делал этюды натурщиков, портреты, и, наконец, на полотне сводил  собранный материал в единый образ.

Творчество Иванова высоко ценили великие русские писатели и художники – Н.В. Гоголь, Н.Г. Чернышевский, А.И. Герцен, И.Н. Крамской, И.Е. Репин.


Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *