Краткая биография Ивана Сусанина


Сусанин Иван

ФИО: Сусанин Иван
Дата рождения: Середина 16 века
Место рождения: д. Деревеньки
Чем известен: Национальный герой, спасший Михаила Романова от польско-литовского отряда
Год смерти: 1613

Национальный герой Иван Сусанин прославился тем, что не выдал местонахождение царя Михаила Романова польско-литовскому отряду, за что был жестоко убит.

Уникальным является то, что подвиг по-настоящему оценили лишь через 150 лет после его совершения. С того времени и начал возводиться нерукотворный памятник идеалу самопожертвования и народной доблести, который правители страны использовали в своих интересах, исходя из политической конъюнктуры.

Иван Сусанин. худ. К. Маковский (1914)

Иван Сусанин. худ. К. Маковский (1914)

Что известно о детстве, юности и взрослой жизни

О жизни Сусанина известно совсем немного. Родился он в 1550 или 1560-х годах, в д. Деревеньки или Деревнищи. Будучи крепостным, принадлежал дворянам Шестовым, чей вотчинный центр находился в с. Домнино, в 60 верстах от г. Костромы. Сейчас это Сусанинский район в Костромской области.

Некоторые источники указывают, что, по сравнению с односельчанами, Иван имел довольно высокий социальный статус. Он был управляющим или вотчинным старостой у Шестовых и жил при их дворе. Более поздние исследователи называли Сусанина приказчиком или посельским. В любом случае все сходятся во мнении, что он не был простым крестьянином.

Иван Сусанин. худ. М. Нестеров (1884)

Иван Сусанин. худ. М. Нестеров (1884)

Подвиг, и почести после смерти

  1. 1613 – поздней зимой польско-литовский отряд выступил на поиски нареченного российского царя Михаила Романова. В это время он укрывался в окрестностях Костромы. У с. Домнина поляки захватили Ивана Сусанина, который знал о местонахождении Михаила. По одной версии Иван сразу отказался рассказывать, где скрывается царь и после пыток был убит. По другой – Сусанин специально завел вражеский отряд в непролазное болото и был умерщвлен после того, как это стало очевидным. До 1619 года о подвиге никому, кроме односельчан и родственников героя, известно не было.
  2. 1619 – 30 ноября, царь Михаил Федорович Романов, своей грамотой, жалует зятя Ивана Сусанина – Богдана Собинина – половиной деревни и освобождением от всех повинностей и податей. Именно эта грамота и послужила первым документальным подтверждением реальности подвига Сусанина. В последующем жалованные и подтвердительные грамоты, а также льготные указы, издавались монархами в 1633, 1644, 1691, 1723, 1724, 1731, 1741, 1767 и 1837 годах. Ими жаловались следующие, после Богдана Собинина, потомки Ивана Сусанина.
  3. 1767 – во время визита в Кострому императрицы Екатерины II, архиерей Дамаскин (Аскаронский), приветствуя ее, в своей речи упомянул о Сусанине, как о спасителе основателя царской династии Романовых. С того времени это стало официальной традицией.
  4. 1804 – выходит «Словарь географический Российского государства», под редакцией А.М. Щекотова, в котором Сусанин представлен спасителем царя.
  5. 1812 – прямое и безапелляционное возведение в статус народного героя. Это сделал историк, писатель и публицист Сергей Глинка, напечатав в «Русском вестнике» работу «Крестьянин Иван Сусанин, Победитель мести и Избавитель Царя Михаила Федоровича Романова». Хотя Глинка не приводил в статье никаких документальных источников, после ее выхода все учебники истории стали включать этого персонажа в описание героического прошлого России.
  6. 1825 – с началом правления Николая I образ героя становится непременным атрибутом официальной государственной политики.
  7. 1830 – 1831 – в борьбе с польскими повстанцами власти используют память о народном герое, как повод для поднятия патриотизма.
  8. 1836 – Михаил Глинка представил публике оперу в 4 актах «Жизнь за царя», о событиях, произошедших в 1613 году. Либретто к опере было написано бароном Розеном.
  9. 1838 – император Николай I подписал указ о возведении на центральной площади г. Костромы памятника Ивану Сусанину и наименовании самой площади его именем. В указе прозвучали слова о спасении им не только царя, но и православной веры, и русского государства.
  10. 1862 – в Великом Новгороде, на возведенном в честь 1000-летия Руси монументе, скульпторы М. Микешин, И. Шредер и архитектор В. Гартман, среди прочих героев, изобразили и Сусанина. В этом же году журнал «Отечественные записки» опубликовал статью профессора Санкт-Петербургского университета Н.И. Костомарова. В ней ученый открыто насмехался над предыдущими исследователями, заявляя, что гибель Ивана Сусанина была не подвигом, а он лишь стал случайной жертвой одной из многочисленных банд того времени.
  11. 1913 – в честь 300-летия царской династии Романовых, в Костроме состоялось открытие архитектурного ансамбля. В него включено изображение умирающего народного героя и склонившейся над ним женщины, символизирующей Россию.
  12. 1917 – начало развенчания «царских слуг», в число которых попал и костромской герой.
  13. 1918 – в Костроме начинают разрушать памятник на центральной площади города.
  14. 1920 – официальная пропаганда заявляет, что подвиг Ивана Сусанина –  миф.
  15. 1938 – разворот политической пропаганды на 180 градусов. Теперь власть, в который уже раз нуждаясь в подъеме патриотизма, официально объявила спасителя царя национальным героем. В июле, в газете «Северная Правда», выходит статья, в которой он предстает смельчаком, отдавшим свою жизнь за Родину.
  16. 1939 – на сцене Большого театра представлена переработанная и переименованная версия оперы «Жизнь за царя». Теперь она называется «Иван Сусанин». Вышел Указ о переименовании райцентра и всего района в Ярославской области в честь народного героя. Позже в бывшем селе Молвитино, которое и подверглось переименованию, открыт музей его подвига.
  17. 1967 – в г. Костроме установили новый памятник Сусанину.
  18. 1992 – костромской «площади Революции» вернули историческое название.

Подвиг Ивана Сусанин

Семья

О семье известно совсем мало и то на основании косвенных выводов. Из-за того, что в царской грамоте 1619 года говорится о зяте, можно понять, что у Сусанина была дочь. Известно и ее имя – Антонина, а также то, что у нее с мужем были дети.

Нельзя не понять, что раз была дочь, была и жена. Но, учитывая, что с момента появления официальных документов и народных преданий, о ней ничего не говорится, можно предположить, что к этому времени она уже умерла.

В заключение

Нельзя узко рассматривать добровольное самопожертвование Сусанина, как то, что он погиб за царя, как за правителя страны. Хотя многие, даже просвещенные и гениальные люди прошлых веков рассматривали это поступок именно так. Гоголь в своей переписке говорил, что смерть «низшего подданного» неразрывно связала государя с народом. О том, что государи не так уж сильно связались, показали следующие века Российской истории.

На самом же деле, царь для русских, как помазанник Божий, был почти святым, являясь их заступником перед Богом. Таким образом, погибая, но не предав иноверцам Михаила Федоровича, Сусанин спасал не конкретного человека, а всех православных христиан.

Такой подвиг совершил не только костромич. Известны мемуары литовского шляхтича, в которых тот описывает подобный поступок можайца, совершенный за год до подвига Ивана Сусанина. Есть свой герой и у украинцев. Это говорит о необычайной силе духа и готовности простых людей пожертвовать собой за Веру и Отечество, как в прежние времена, так и сейчас.


Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *