ФИО: | Пырьев Иван Александрович |
Дата рождения: | 4 (17) ноября 1901 г. |
Место рождения: | Камень-на-Оби, Алтайский край |
Знак зодиака: | Водолей |
Деятельность: | Кинорежиссер, актер сценарист, педагог |
Дата смерти: | 7 февраля 1968 г. (66 лет) |
Известный советский кинорежиссёр, сценарист и актёр Иван Александрович Пырьев внёс в развитие киноискусства значительно большой вклад. Его картины, на заре становления отечественного кинематографа, были актуальны, востребованы и любимы простым народом.
Детство и юность
Родился Иван 17 ноября 1901 года в селе Камень Барнаульского уезда. Сейчас населённый пункт имеет название Камень-на-Оби и является городом. Родного отца мальчик не помнил, ему было всего 3 года, когда родитель погиб в драке. Мать отправилась на заработки в город Мариинск, а воспитание ребёнка на себя взял дед Осип Комогоров.
Закончив начальную школу, мальчик переезжает к матери. Но жизнь с новым мужем мамы не заладилась, происходили постоянные ссоры. Тогда Иван уходит из дома, находит небольшие заработки, то устраивается поварёнком, то торгует в поездах, то продаёт газеты.
Взрослая жизнь
- Доброволец. В 1915 году решает добровольцем пойти на фронт. На войне ведёт себя отважно, не отсиживается, а наоборот участвует во всех боях. Получает ранение и не одно. Награждён был двумя Георгиевскими крестами.
- Красная армия. По окончании военных действий занимает ряды Красной армии. Сперва был рядовым, затем политруком, а в 1920 году его направляют в Екатеринбург на работу в политотдел агитатором.
- Студия. Там, на Урале, помимо своей главной работы занимается в театральной студии Губпрофсовета. Знакомится с Григорием Александровым. Под новой фамилией Алтайский участвует в небольших драматических постановках.
- МХАТ. В 1921 году на гастроли в Екатеринбург приезжает 3-я студия МХАТ. Пырьев вместе с Александровым оказываются на спектаклях этой труппы. Игра актёров их просто обескураживает, и молодые люди решают срочно отправиться в Москву.
- Москва. В том же году, оказавшись в столице, устраивается актёром Рабочего театра. Здесь актёрское мастерство ему преподают известные и значимые люди киноискусства и театра Михаил Чехов и Сергей Эйзенштейн. Но из-за своего вспыльчивого характера, спустя 1 год, Иван покидает этот театр.
- Мастерская. В 1923 году его приглашает на работу в театральную мастерскую Всеволод Мейерхольд. Здесь он заканчивает актёрское, а затем и режиссёрское отделения. Его первый дебют, как актёра состоялся в короткометражном фельетоне «Дневник Глумова».
- Помощник. С 1925 года начинает работать помощником режиссёра, а затем и его ассистентом. Его наставниками становятся Юрий Тарич и Евгений Иванов-Барков. Режиссёрская работа привлекает Пырьева намного больше, нежели актёрская. Он начинает всё больше развиваться в этом направлении.
- Первые работы. В 1928 году пробует себя как сценарист для картин: «Оторванные рукава», «Переполох», «Третья молодость». Спустя 1 год закончил работу над картиной «Посторонняя женщина», позже последовала комедия «Государственный чиновник». Фильмы «отправились на полку», а молодого режиссёра уволили за создание фильмов, несоответствующих интересам государства. После чего он уезжает в Армению, работает на Ереванской киностудии.
- Возвращение. В 1933 году его приглашают вернуться обратно на «Мосфильм» для работы над антикапиталистической лентой «Конвейер смерти». Это стал первый звуковой фильм. Спустя 3 года выходит работа «Партийный билет». Эта картина подверглась жёсткой критике, а режиссёра отстранили от работы на 2 года.
- Другая киностудия. После увольнения Пырьев переходит на Киевскую киностудию. Здесь в 1937 году он снимает фильм «Богатая невеста». Но и эта картина «пережила» скандал, так как в ней увидели националистический уклон. Дело в том, что главные роли исполняли актёры из Москвы, а остальные роли — украинские актёры. Цензура была очень строга. Но картина увидела свет благодаря самому Иосифу Сталину, который после просмотра приказал её выпустить на экран.
- Работы. После выхода «Богатой невесты» режиссёра позвали вернуться обратно на «Мосфильм». Начинается расцвет творчества, выходят музыкальные комедии, ставшие популярными среди населения: «Трактористы», «Свинарка и пастух». Во время войны киностудия была эвакуирована в Казахстан. В 1943 году он приступил к съёмкам музыкально-романтического фильма «В 6 часов вечера после войны», своим названием и сюжетом давая надежду и веру, что война скоро закончится и жизнь вернётся в привычное русло. В 1947 году вышла картина «Сказание о земле Сибирской». Эта мелодрама имела успех не только в СССР, но и за рубежом, особенно в Японии. А в 1949 году на экранах появилась красочная музыкальная комедия «Кубанские казаки». Этот фильм интересен и по сегодняшний день.
- Редактор. В 1946 году Иван Александрович стал главным редактором журнала «Искусство кино». Он возродил это издание, которое прекратило свою работу с начала войны.
- Директор. С 1954 года и на протяжении 3-х лет был директором «Мосфильма». Он в короткие сроки смог усовершенствовать кинопроизводство, провёл полное техническое переоснащение. Все фильмы теперь стали выпускаться в цвете.
- Курсы. В 1956 году на партийном собрании «Мосфильма» выступил с инициативой создать Высшие курсы режиссёров. Руководил которыми вплоть до 1965 года. Старался всячески поддерживать талантливых молодых специалистов. Помогал таким, впоследствии известным режиссёрам, как Григорий Чухрай, Владимир Наумов, Эльдар Рязанов, Леонид Гайдай.
- Достоевский. С 1958 года начинается период «Достоевского» в творчестве режиссёра. Он выпускает картины по романам писателя «Идиот», «Белые ночи». В 1968 году приступает к работе над фильмом «Братья Карамазовы». Картину не успел завершить по причине внезапной смерти. Доделывали работу исполнители главных ролей Михаил Ульянов и Кирилл Лавров.
- Смерть. 7 февраля 1968 года Ивана Александровича не стало. Он ушёл из жизни тихо во сне. Причиной стала остановка сердца. Как показало медицинское освидетельствование, за последнее время он перенёс 6 инфарктов на ногах.
Награды
Являлся:
- Заслуженным деятелем искусства РСФСР.
- Народным артистом СССР.
Награждён:
- 6-ю Сталинскими премиями.
- 3-мя орденами Ленина.
- 4-мя орденами Трудового Красного Знамени.
- Дипломами кинофестивалей.
- Международными премиями.
Личная жизнь
С первой женой, актрисой Адой Войцик, режиссёр познакомился на съёмках картины «Конвейер смерти». У них родился сын Эрик. Брак распался, по обоюдному согласию.
Второй супругой стала известная актриса того времени Марина Ладынина. Вместе они стали жить в 1936 году, а официально оформили отношения только в 1955 году. В этом браке родился сын Андрей. Марина, на протяжении всей их совместной жизни, исполняла главные роли во всех картинах мужа. Но, несмотря на долгую совместную жизнь, и этот брак также распался.
Новой избранницей режиссёра стала молодая актриса Людмила Марченко. Разница в возрасте составляла почти 40 лет. Родные девушки были против таких встреч, и Людмила предпочла более молодого ухажёра.
А вот с Ладыниной, Пырьев расстался не на очень «приятной ноте». Пользуясь своим авторитетом и уважением в кругу режиссёров, он попросил её больше нигде не снимать. Она стала не востребована.
Третьей официальной супругой стала актриса Лионелла Скирда. Их разница в 37 лет не помешала им быть вместе до последнего вздоха Ивана Александровича.
Вклад
Иван Александрович Пырьев – великий советский режиссёр. Он стоял, как говорится, у самых истоков зарождения кинематографии. Именно в те времена, кино только начинало зарождаться, а молодые специалисты методом проб и ошибок выстраивали свои работы. Так, помимо новизны, эта индустрия претерпевала огромное количество критики и цензуры. Любое «неправильное» слово и ты уже без работы.
Трудные были времена, но на ошибках учатся. Примером тому и является режиссёр Иван Пырьев. Он не только смог преодолеть все тяготы и трудности, но и приумножить кинопроизводство, улучшить и усовершенствовать технологии, а главное помог молодым талантливым людям оказаться в нужном месте. Его работы прочно вошли в золотой фонд кино, завоевав место не только в истории, но и в зрительских сердцах.