Иван Иванович Ползунов — краткая биография


Ползунов Иван Иванович

ФИО: Ползунов Иван Иванович
Дата рождения: 14 марта 1728 г.
Место рождения: Екатеринбург
Знак зодиака: Рыбы
Деятельность: Изобретатель-теплотехник
Дата смерти: 16 (27) мая 1766 г. (38 лет)

Ранние годы

Известный изобретатель Иван Ползунов происходил из рода крестьян деревни Ползуновой Сибирской губернии (ныне – город Туринск). Его отец, Иван Алексеевич, был солдатом, поступившим на службу по рекрутскому набору, участвовал в строительстве Екатеринбурга. Там в 1729 году у него с супругой, Дарьей Абрамовной, и родился сын Ваня. Официальная дата рождения отпрыска точно не установлена.

В сентябре 1736 года мальчик начал учиться в начальной (словесной) школе при Екатеринбургском заводе. Успехи ребенка были настолько высоки, что через 2 года (на год раньше, чем обычно) он перешел в арифметическую школу, получив за обучение первую годовую оплату в 4 рубля. В 1741 году Ваня начал изучать геометрию и тригонометрию, и его годовое жалованье увеличилось на 2 рубля, что составляло около ¼ головой зарплаты конюха и было подспорьем для бедной солдатской семьи.

Иван Ползунов

Иван Ползунов

События биографии

  1. Апрель 1742 – Развивающемуся в Отечестве горному делу позарез были необходимы специалисты. Поэтому, как проявившему большие способности, Ваню перевели в ряды «механических учеников» и отправили стажироваться к первому уральскому механику Никите Бахореву. У него стажер изучал не только арифметику, геометрию, тригонометрию, но и черчение, а также делал модели некоторых машин.
  2. Ноябрь 1747 – В Екатеринбург прибыл генерал-майор Андреас Беэр с поручением укомплектовать кадрами Колывано-Воскресенские заводы. Уральское начальство на место гиттеншрейбера направило к нему Ползунова.
  3. Декабрь 1747 – Вместе с другими отобранными мастерами Иван принял присягу и отбыл к месту новой службы.
  4. 31 декабря 1747 – Ползунову утвердили первую должность гиттеншрейбера.
  5. Февраль 1748 – Прибыл в Барнаул и начал работать писарем (смотрителем и учетчиком) при плавильных печах царского медеплавильного завода. В его обязанностями входило записывать в ведомости количество заложенных в печь руды, угля и флюсов и количество вышедшего металла, полуфабрикатов и шлаков. За эту работу он получал 2 рубля в месяц. Должностные обязанности по учету себестоимости плавки серебра не предполагали развития навыков изобретательства. Но пытливый ум требовал применения, и юноша вникал в детали плавки, а в свободное время самостоятельно изучал труды по математике, физике, механике и горнорудному делу. Начальство, замечая способности юного гиттеншрейбера, давало ему разные поручения помимо основной работы.
  6. Апрель 1750 – По представлению И. Христиани получил младший шихтмейстерский чин с повышением месячного оклада до 3 рублей.
  7. Июнь 1750 – По заданию начальства проверял правильность выбора места для пристани на р. Чарыш, измерял и описывал дорогу от пристани к руднику.
  8. Вторая половина 1750 – Командирован на Красноярскую пристань, где занимался строительством хозяйственных построек для размещения и охраны руды, приемом и отправкой ее в Барнаул по Чарышу и Оби.
  9. 1750-1752 – Уже в должности унтер-шихтмейстера, по приказу начальства обучался у С. Христиани пробирному, плавильному делу и очищению серебра от свинца.
  10. 1753 – Обратился с просьбой обучаться горному и пробирному делу, работая на разных производствах плавильной фабрики Барнаульского завода.
  11. Ноябрь 1753 – Назначен смотрителем за работой плавильщиков серебра, а вскоре переведен на Змеиногорский рудник для руководства строительством лесопилки у плотины.
  12. 1754 – По поручению И. Христиани отвечал за припасы и распределение мастеровых на работы и контролем исполнения работ.
  13. 1755 – Поручили найти причины брака товаров нового стекольного завода, разместившегося в верховьях Барнаульского пруда. Почти месяц потребовался мастеру, чтобы изучить технологию получения стекла и исправить причину получения бракованной посуды. Дефект оказался в неправильном охлаждении.
  14. 31 декабря 1757 – Присвоили первый классный чин. Это произошло ровно через 10 лет, как и было положено по штатам, поскольку он считался обладающим полным техническим образованием. К этому времени его очень ценили как сведующего специалиста и поэтому чин назначили на один выше – шихтмейстер XIII класса.
  15. Январь-октябрь 1758 – Унтер-шихтмейстера Ползунова командировали отвезти караван серебра и золота в Санкт-Петербург и сдать слитки лично директору Монетного двора И. Шлаттеру. Он должен был вручить пакет с документами в Кабинет, на выданную большую сумму закупить нужные заводу товары и привезти их.
  16. Март 1759 – Дождался долгожданного повышения по службе: чина шихтмейстера и первого обер-офицерского ранга, дававшего право на личное дворянство с обращением «ваше благородие».
  17. 1759-1761 – Руководил доставкой змеиногорской руды на Барнаульский завод с Кабановской и Красноярской пристаней.
  18. 1762 – «Приглядывал» за лесосеками и приемом дров у крестьян.
  19. 1763 – Ползуновский проект теплового двигателя непрерывного действия признали изобретением, а ему дали 400 рублей единовременной премии, чин механикуса и жалование капитан-поручика.
  20. Март 1764 – Приступил к сооружению своего двигателя, сопровождавшимися большими сложностями. Помощи из Петербурга не было. Заводское начальство вместо 19 затребованных изобретателем рабочих дало двоих и не разрешило опробовать расчеты на небольшом опытном образце. Ползунову приказали строить сразу 11-метровую машину.
  21. Декабрь 1765 – Осуществил пробный пуск. Правильность расчетов подтвердилась легкостью подъема тяжелых бревен, но обнаружилась недостаточная прочность котла, сделанного из тонких медных листов. Ему не дали даже небольшой передышки, и он начал расчет нового котла, улучшение поршней, обучал новых учеников, руководил изготовлением печей и воздуходувных мехов.
  22. Весна 1766 – Заболел чахоткой. Сказались недосыпания, волнения, связанные с напряженной работой, чад свинцовой и медной плавок.
  23. Май 1766 – Построены меха, подававшие воздух в накопитель, откуда по трубам он распределялся по всем печам. Но конструктор неделю не дожил до пуска своей установки.
  24. 16 мая 1766 – Умер. Похоронен на кладбище у Петропавловской церкви (ныне – площадь Свободы).
  25. Июнь 1766 – Испытанная учениками машина за 40 суток работы не только окупила затраты на ее создание, но и принесла чистую прибыль в 12000 рублей. Но котел так и не заменили, и он дал течь из-за недостаточной прочности, машину остановили, а через 14 лет разобрали.
Иван Иванович Ползунов

Иван Иванович Ползунов

Личная жизнь

Погруженному в работу и учебу, Ивану Ивановичу некогда было тратить время на романы. С холостяцкой жизнью он покончил летом 1758 года, возвращаясь из столицы в Барнаул. В Москве женился на вдове солдата Псковского пехотного полка Пелагее Поваляевой и привез ее в поселок Барнаульского завода. Там у него был отдельный дом, построенный 6 лет назад, в котором, жили мать, денщик и подросток-крепостной.

Сам домохозяин после приезда с обозом редко бывал дома, пропадая сначала в Красноярской пристани на Чарыше, а потом на Колыванском заводе. Лишь в 1762 году он смог осесть в Барнауле, занявшись проектированием «огненной машины». Известно, что у Ползуновых родилось двое детей, которые умерли в младенческом возрасте.

Памятник Ивану Ползунову в Барнауле

Памятник Ивану Ползунову в Барнауле

Создатель универсального теплового двигателя

Русский механик, горный инженер Иван Иванович Ползунов стал дворянином благодаря таланту и трудолюбию. Он вошел в историю как изобретатель первого в мире 2-цилиндрового универсального парового двигателя, не требующего для работы водяного колеса и проточной воды.

Двухцилиндровый паровой двигатель Ползунова

Двухцилиндровый паровой двигатель Ползунова

В XVII веке для приведения в действие разных механизмов использовались ветряные двигатели, зависящие от непостоянства ветра, или водяные колеса, привязывающие предприятия к рекам. В начале XVIII столетия была создана машина, преобразующая тепловую энергию в механическую. Но ее возможностей хватало лишь для использования в качестве насоса для откачивания воды.

Заставить двигаться крупные заводские механизмы мог более мощный двигатель, который включал паровой насос и водяное колесо. В нем вода из резервуара поднималась на водяное колесо паровым насосом, питаемым паром из котла. Колесо и приводило в движение заводскую технику, но К.П.Д. такого двигателя был чуть более 25%.

Двигатель Ползунова потреблял в 3 раза меньше топлива, чем паровая установка с водяными колесами. Его принцип объединения нескольких цилиндров на одном валу применялся впоследствии в паровых машинах и используется в современных двигателях внутреннего сгорания.


Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *